В "Тибетской книге мертвых" для обозначения промежуточного состояния применяется понятие "Бардо". Мне хотелось бы воспользоваться в дальнейшем этим определением, так как оно приобрело широкую известность в эзотерических кругах.
Определение "Бардо", как правило, связывается с понятием состояния с момента смерти и состоянием до нового рождения, однако оно имеет более широкое значение. Все наше существование можно разделить на шесть реальностей: три реальности жизни и три реальности смерти. Все шесть реальностей непрерывны и включают в себя жизнь, смерть, состояние непосредственно после смерти и новое рождение.
Они соответствуют следующим Бардо:
Бардо обычного состояния бодрствования, или Бардо Жизни.
Бардо медитации.
Бардо сновидений.
Бардо смерти.
Бардо высшей реальности.
Бардо становления, или Бардо рождения.
Причем первое Бардо Жизни включает в себя последующие два Бардо: Бардо медитации и Бардо сновидений.
1. Бардо обычного состояния бодрствования, или Бардо Жизни.
Бардо обычного состояния бодрствования, или Бардо Жизни, охватывает период между нашим рождением и смертью. Буддийское учение подчеркивает, что жизнь неразрывно связана со смертью и что наша жизнь - это время, данное нам на подготовку к смерти. Однако в западной культуре жизнь считается единственным реальным состоянием и не воспринимается как переход к последующим отрезкам нашей жизни, то есть смерти и впоследствии к новому рождению. С позиции учения о карме мы начинаем понимать, что наша сиюминутная жизнь является только крохотным отрезком в огромной цепи наших кармических воплощений.
2. Бардо сновидений, наступающее во сне.
В переходе из одного Бардо в другое происходит изменение нашего сознания. Нам предоставляется возможность еще при жизни изучить во время сновидений различные состояния нашего сознания в Бардо, связанные со смертью.
1. Процесс засыпания можно сопоставить с Бардо момента смерти, когда все элементы и процессы мышления растворяются и нам открывается опыт познания Света.
2. Состояние сновидений похоже на Бардо нового рождения, в этом промежуточном состоянии мы обладаем крайне подвижным, ясновидящим, эфирным телом и с его помощью проживаем всевозможный опыт. Во время сновидений мы также обладаем похожим телом, которое познает все переживания.
3. Между Бардо смерти и Бардо нового рождения существует особое состояние ясного Света. Это состояние, через которое каждый проходит, но только немногие его воспринимают, не говоря о том, что действительно познают. Это состояние соответствует фазе между засыпанием и началом фазы сновидений.
Естественно, Бардо смерти и последующие промежуточные реальности несут в себе более глубокие и сильные переживания нашего сознания, чем во время сна. Сравнение поведения нашего сознания в Бардо с реакциями во время сновидений позволяет нам провести параллели, которые дают нам возможность изучения состояния нашего сознания в различных реальностях и приобретения опыта.
Поведение нашего сознания во сне показывает нам, как оно будет себя вести в соответствующих переживаниях в Бардо.
3. Бардо медитации включает в себя весь опыт состояний во время медитации.
4. Бардо смерти.
Мучительное Бардо смерти длится с наступлением процесса смерти и продолжается до остановки внутреннего дыхания, как заключительный этап и апогей - появление сияющего Света в момент смерти.
В процессе смерти происходит растворение всех 5-ти элементов, из которых состоит наше тело (земля, вода, огонь, воздух, пространство). Элементы переходят один в другой.
5. Бардо высшей реальности.
Сияющее Бардо высшей реальности охватывает все последующие посмертные явления сияния естества Духа, которые проявляются как звук, цвет и свет. В этом Бардо возникают галлюцинации, соответствующие кармическим склонностям умирающего. Мир объектов символичен и отражает лишь то, что находится внутри нас. Реальность, характеризующая Бардо высшей реальности, - это реальность сознания. Мысли предстают здесь как нечто реальное, фантазия приобретает зримые формы.
6. Бардо становления, или Бардо рождения.
Кармическое Бардо рождения является действительным промежуточным состоянием и продолжается до нашего следующего рождения. Бардо становления, или Бардо рождения, характеризуется мощным потоком кармы, уносящим умершего к "вратам материнского чрева". Из этой области невозможно движение назад - оно отрезано интенсивным стремлением вниз, в сферу нового рождения, желанием жить и быть рожденным.
Шведский теолог и философ Э. Сведенборг описывает промежуточные состояния следующим образом:
"Начальное состояние человека после смерти равнозначно его состоянию в миру. Он обладает той же формой лица, подобной речью и самовыражением, следовательно, той же моральной и гражданской сутью. Поэтому он ошибочно полагает, что еще находится в миру, если он не обращает внимания на происходящее с ним и на то, что ему сказали ангелы при пробуждении, что он теперь дух. Таким образом вытекает одна жизнь из другой, и смерть - это только переход...
Последующее посмертное состояние человека выражает его внутреннее существо; он погружается вовнутрь себя, где находятся его духовные силы, его мышление и воля, в то время как внешнее проявление первого состояния погружается в сон... В этом втором состоянии проявляется, каким был человек в миру. Был он хорошим, то он действует разумно и мудро, даже гораздо мудрее, чем в миру, так как он освобожден теперь от оков тела и, таким образом, от земных дел... Был он злым, то он действует безрассудно и неразумно, гораздо безрассуднее, чем в миру, так как он теперь свободен и не связан моральными устоями...
Третье состояние человека после смерти или состояние его духа - состояние наставления".
Таким образом, мы прослеживаем удивительную параллель между описанием Бардо смерти в тибетской традиции и в западной теологии.
Шанс духовного роста
Промежуток (свободное пространство) между этими шестью Бардо дает нам наивысшую возможность просветления. Шанс к просветлению дается нам непрерывно в течение нашей жизни, смерти и жизни после смерти. Наша задача - применить наши знания для использования этих возможностей.
Все периоды Бардо являются периодами крайней неуверенности. Если мы рассмотрим жизнь, то заметим, что все вокруг нас не имеет постоянства. Все вокруг меняется, и любой кризис повергает нас в состояние паники, страха и неуверенности. Это состояние неуверенности, которое нам уже знакомо из нашей повседневной жизни, становится интенсивнее после смерти, так как наше восприятие духовной ясности или смятения "сильнее в семь раз", как говорят буддийские мастера. Мы в состоянии представить себе Бардо уже при жизни, если будем наблюдать внимательно и непредвзято. Нам откроется, что мы постоянно находимся то в состоянии духовной ясности, то в состоянии смятения. Эта изнуряющая смена между ясностью и смятением, пониманием и дезориентацией, уверенностью и неуверенностью, душевным здоровьем и невменяемостью и есть состояние Бардо. При внимательном рассмотрении мы замечаем, что между сменой всех вышеперечисленных состояний открывается свободное пространство, дающее нам возможность к коренным изменениям, при условии, что мы эти свободные пространства видим и узнаем. Так как наша жизнь в конечном итоге является непрерывным потоком рождения, смерти и нового рождения, то мы постоянно находимся в промежуточных состояниях. Каждое мгновение нашей жизни - это опыт в Бардо. Чем чаще мы замечаем и понимаем, что все переходы и свободные пространства предлагают нам удивительные возможности к познанию и глубокому перевороту, тем лучше мы внутренне подготовлены к мощному и неконтролируемому процессу смерти.
Максимальная возможность освобождения достигается человеком сразу после смерти. Вскоре после того появляются видения, изначальный ослепительный свет постепенно тускнеет и дробится, а видения становятся все более жуткими. Истинное просветление умерший испытывает не в конце Бардо, а в его начале, в момент смерти, после чего начинается погружение в область иллюзий и неведения, постепенная деградация, завершающаяся новым рождением в физическом мире. Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни; следовательно, жизнь - есть средство для достижения высшего совершенства; именно она порождает карму, открывающую человеку возможность обрести Просветление (состояние Пустоты) и прервать цепь рождений.
"Осознав, что пустота твоего разума есть состояние Будды, ты достигнешь Божественного Разума Будды".
Все есть либо сансара (земное существование), либо нирвана. Нирвану можно трактовать как Совершенный опыт, как полное освобождение от цикла рождений и смертей. Это свободное от всех ограничений сознание.
В своей основе и сансара, и нирвана едины. Это два состояния, два полюса сознания, две формы (искаженная и незамутненная) восприятия всеобъемлющей высшей реальности, которая есть Пустота, основа всего сущего, его подлинная природа и изначальная сущность. Пустота - это полная реализация бытия, реальность высшего порядка, не имеющая конкретности, признаков и формы.
"Какие бы формы ни появлялись в бесконечной панораме существующей и видимой вселенной, какие бы звуки не вибрировали, какой бы свет не сиял или какое бы сознание не познавалось, все они есть проявления высшей реальности, Пустоты. Всепроникающая сущность Духа пронизывает все".
Лама Кази Дава Самдуп
Есть два пути: Путь к Знанию, к освобождению и путь бесконечной цепи рождений и смертей. Сознание обычного человека, затемненное ложным знанием, подобно зеркалу, покрытому толстым слоем пыли. Только когда зеркало очищено, оно может отражать свет реальности и человек может познать свою собственную природу. Йогический путь Просветления ведет к отделению Истины от Неведения.