Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этапы формирований зависимости на примере опийной наркомании.



Необходимо нарисовать на ватмане или доске прямую линию. Слева последовательно отмечаются этапы:

 

                 
   
ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

             
       
«ГЛУХОЙ» ПЕРИОД

      ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
                 
Человек не употребляющий наркотики     2 раза в год 1раз в 2-3 мес. 1 раз в мес. 2-3 раза в мес. 1 раз в неделю 2-3 раза в неделю 2 раза в день и чаще
  Употребил 1 раз в жизни           Принимает 1 раз в день  
                                             

 

Когда ведущий рисует схему, он говорит: «Все начинается с первого употребления опия (есть, конечно, люди, которые останавливаются на этом и никогда в жизни больше его не употребляют, но это происходит редко). На данном этапе человек получает удовольствие от приема».

Далее ведущий чертит на схеме пунктирную линию: так отражается на графике возникновение психической зависимости.

Комментарий: эта линия пунктирная, потому что психическая зависимость от некоторых наркотиков (опия,героина, «крокодила») может развиться даже после однократного употребления или нескольких раз (у каждого по разному). Психическая зависимость сохраняется на всех последующих этапах, то есть, если у человека сформировалась психическая зависимость от опия, она останется в той или иной мере на всю жизнь.

Физическая зависимость – это состояние, когда человек перестает получать удовольствие от наркотика. Наркотик включается в обмен веществ и требуется только для того, чтобы организм мог нормально функционировать. На этом этапе при отмене наркотика возникает состояние, называемое «синдром отмены» (абстиненция, «ломка»).

Далее ведущий обозначает на схеме этап, на котором находится зависимый после того, как у него сформировалась психическая зависимость, но физической еще нет. Этот период можно назвать «глухим». Почему глухим? Потому что в этом периоде человек:

- считает, что именно он сумеет вовремя отказаться от употребления наркотика и не попадет в полную зависимость;

- часто выступает в роли вовлекающего, когда он привлекает новых членов в круг потребителей наркотиков, искренне рассказывая, как это здорова;

- не слышит поступающую информацию об опасности употреблении наркотика (даже от наркоманов находящихся в физической зависимости).

Комментарии к схеме

Никто не знает точно, когда появится психическая зависимость от опия. Даже однократное употребление наркотика может привести к психической зависимости.

Зависимость формируется при любом способе поступления наркотика в организм – внутривенном, вдыхание через нос и курение.

В большинстве случаен, употребление наркотика начинает осознаваться человеком как проблема, только тогда, когда он попадает в физическую зависимость.

Потребитель, находящийся в физической зависимости, напоминает белку в колесе. Жизнь зависимого человека – это бег по кругу: найти деньги, достать наркотик, употребить его, на какое-то время почувствовать себя нормально, опять искать деньги и т.д.

Ведущий может нарисовать на доске схему «жизни по замкнутому кругу»: найти деньги, купить наркотик, уколоться, найти деньги …

Даже если у человека хватает сил и возможностей вырваться из этого круга: пройдет курс лечения и реабилитации, он не сможет изменить того, что произошло. После любого самого лучшего лечения, человек может вернуть себе психическое и физическое состояние только то, которое у его было в период жизни после однократного употребления. Ведущий может вернуться к большой схеме сделанной ранее и прямо на ней отметить возврат стрелкой. Это возврат от точки принятия решения о лечении в период жизни после первого укола.

 

                 
                 
               
               
Человек не употребляющий наркотики     2 раза в год 1раз в 2-3 мес. 1 раз в мес. 2-3 раза в мес. 1 раз в неделю 2-3 раза в неделю 2 раза в день и чаще
  Употребил 1 раз в жизни           Принимает 1 раз в день  
                                             

 

Причем этот возврат не является гарантией того, что в результате он не начнет опять движение по замкнутому кругу – опять не начнет употреблять наркотик.

 

Упражнение-метафора «Стул» (5 мин).

Задача: показать, что человек не в состоянии контролировать наступление/формирование зависимости (негативное отношение к наркотикам)

Тренер приглашает добровольца. Ставит на расстоянии 2-2,5 м. от него стул и просит определить, каково расстояние до стула, сколько шагов. Участник должен назвать, сколько шагов ему нужно сделать, чтобы оказаться рядом со стулом. После того как участник определился, ведущий просит его сделать эти шаги. Как только доброволец начинает шагать, ведущий резко придвигает стул ближе.

Вопросы к анализу (ведущий спрашивает участника упражнения):

· Что произошло? Что случилось со стулом? Что случилось с расстоянием?

· Когда ты начинал шагать, ты ожидал, что я придвину стул?

· Что ты почувствовал, когда я придвинул стул?

· Почувствовал ли ты себя обманутым?

Поясняя смысл метафоры, особенно отметьте, что проблема зависимости кроется, прежде всего, не в человеке, а в свойствах самой зависимости. Каким бы ни был человек, делая первые шаги, он думает, что может рассчитать расстояние и время до возникновения зависимости. Человек убежден, что он контролирует ситуацию. Самое страшное в том, что хотя зависимость может формироваться очень быстро, этого не происходит мгновенно. Человек «по капле» теряет контроль над собой, над своими действиями и своей жизнью. Человек убежден, что ничего страшного для него не происходит. На самом деле это иллюзия, которую создает «зависимость». В действительности порой бывает достаточно одного шага. Иллюзия контроля над ситуацией вселяет в человека самоуверенность, самонадеянность и заставляет двигаться навстречу зависимости все быстрее и быстрее.

Работа в малых группах «Дерево причин и последствий» (10 мин).

Задача: показать, какими разными могут быть причины приобщения к наркотикам, и при этом, независимо от причины, какими тяжелыми могут оказаться последствия (информативная задача)

Спросите у участников: «Почему люди попадают в зависимость? Что является причинами? Что может произойти в жизни человека, попавшего в зависимость от наркотиков, алкоголя или табака? Какие последствия?». Попросите участников продолжить работу индивидуально в подгруппах. Участники одной из подгрупп в течение 3-5 минут должны записать как можно больше причин, почему люди обращаются к наркотикам. Участники другой группы – как можно больше последствий. Пока группы работают, сделайте на доске заготовку – рисунок корней и кроны дерева. (Или используйте заранее заготовленный плакат)

После того, как закончится время, попросите участников подгруппы «причины» подойти к доске и в корнях дерева записать причины, которые они выделили. Затем группа «последствия» записывает в кроне последствия потребления наркотиков.

(Для этого упражнения можно использовать небольшие стикеры, на которых участники записывают причины и последствия, а потом приклеивают их к плакату)

Если необходимо, то подскажите им:

ПРИЧИНЫ:

- Одиночество;

- За компанию;

- Заставили;

- Чтобы веселиться;

- Проблемы в семье;

- Конфликт с учителем;

- Показать другим, что взрослый;

- Жизненная трагедия;

- Не знал, что ему предлагают;

- Любопытство;

- Забыть про проблемы;

- Болезнь – чтобы было легче;

- Был пьян – не помнит;

- Как все;

- Не смог отказать;

- И др.

ПОСЛЕДСТВИЯ:

- Теряет друзей;

- Проблемы в семье;

- Останется без денег;

- Семья выгонит;

- Болезни, проблемы со здоровьем;

- Потеряет работу или перестанет учиться;

- Нарушит закон и будет наказан;

- Потеряет интерес к чему-либо вообще кроме наркотика или какого-то поведения;

- Проституция;

- Одиночество;

- Потеря возможности зачать и родить ребенка;

- Потеря интереса к жизни;

- Бродяжничество;

- Умрет или убьют.

 

Сделайте вывод и задайте участникам вопрос: «Любая зависимость влияет на человека негативно, приводит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Выбор употреблять что-то или нет, заниматься тем или иным делом человек делает сам (мы не будем говорить о случаях, когда человек подвергся насилию или его вынудили, ведь большинство людей сделали выбор в пользу наркотиков все-таки самостоятельно). Неужели человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких? Скорее всего, нет, почему же тогда он делает такой выбор?». Попросите участников свободно высказаться на эту тему и выслушайте их.

В конце упражнения обратите внимание участников на то, к каким последствиям может привести даже незначительная на первый взгляд причина. Проведите линию по нарисованному дереву от «любопытства» к «тюрьме», к «проституции», к «проблемы со здоровьем» и «смерть». Одна незначительная причина приводит ко множеству проблем. Задайте вопрос участникам: «Можно ли использовать другие методы чтобы справиться с причиной «любопытство», «скука», «стресс», кроме наркотиков?» (возможные предложения: спорт, друзья, концерты т .п.).

Моделирование ситуации «Пытаясь уйти от проблемы» (15 мин)

Задача: смоделировать ситуацию возникновения какой-либо жизненной проблемы и оценить, может ли наркотик помочь в ее разрешении.

Инструкция: тренер приглашает одного добровольца, просит его придумать себе имя и представить любую проблемную ситуацию. Эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед добровольцем. Далее разыгрывается ситуация, при которой некий знакомый предлагает добровольцу наркотик, чтобы тот смог забыть свою проблему. Доброволец соглашается, и стул-«проблема» отодвигается. Через некоторое время тренер вновь придвигает стул к добровольцу и сообщает, что действие наркотика закончилось, а проблема осталась нерешенной. Наряду с первой проблемой возникают новые, связанные уже с употреблением наркотика: сложности с милицией, родителями, учебой и пр. Эти проблемы также обозначают стульями, которые ставятся вокруг добровольца.

Тренер спрашивает добровольца о его чувствах, о том, что ему хочется сказать или сделать. После обсуждения тренер благодарит добровольца и обязательно выводит его из роли: просит назвать свое имя, говорит, что это была лишь игровая ситуация и в реальности он в нее не попадал.

Затем вся группа обсуждает разыгранную ситуацию.

Вывод: проблемная ситуация с помощью наркотика не разрешается, а лишь на время отодвигается, но потом к ней присоединяются и другие проблемы.

Вопросы к анализу:

- Разрешилась ли первоначальная проблема?

- Сложнее ли решать первоначальную проблему, когда появились новые?

- Что бы вы могли посоветовать в момент столкновения (например, вашего друга или подруги) с первоначальной проблемой?

- Много ли вокруг вас людей, которым вы доверяете?

- К кому можно обратиться за помощью, с первоначальной проблемой?

- Если возникнет проблема с наркотиками к кому бы вы обратились?

- Были ли в вашей жизни проблемные ситуации, когда казалось, что ничего сделать нельзя, ситуация страшная и неразрешимая?

- Как или чем заканчивались такие ситуации? Что вы думаете о них спустя какое-то время?

- Что делать если какая-то жизненная проблема кажется неразрешимой?

Перерыв.

Разминка:

· Стрелочник.

Участники садятся в круг на стульях в позе нога на ногу. Газета сворачивается в рулон. Ведущий встает в центр круга с газетой в руках. Задача ведущего дотронуться газетой до коленки того, чье имя будет названо. Тот, чье имя названо, должен успеть назвать чье-то еще имя до того, как его запятнают. Если кто-то не успел «перевести стрелки» и его запятнали, он становится новым ведущим.

· Пальцы.

Участники встают в круг плечо к плечу близко (но не тесно) друг к другу. Участники сжимают пальцы правой руки, оставляя указательный палец. Правую руку указательным пальцем вверх нужно поставить на уровне плеча соседа справа. Каждый участник своей левой раскрытой ладонью должен накрыть палец соседа слева. Ладонь помешается центром на кончик указательного пальца (как шляпа гриба). По команде ведущего на счет «раз, два, ТРИ» участники должны сжать ладонь левой руки, чтобы поймать палец соседа слева. Кроме того, нужно успеть убрать свой палец, чтобы его не поймал сосед справа.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.