Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. Компетентность педагога: проблема описания



Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

 

Учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена


 

Печатается по решению президиума редакционно-издательского совета РГПУ им. А. И. Герцена????
ББК

П

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор

доктор педагогических наук, профессор

 

 

Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие // О.В. Акулова, Е.С.Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, //Под ред. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. —с.

 

 

ISBN

 

В учебно-методическом пособии представлены материалы по проблеме компетентностей современного педагога. Материалы пособия составлены в соответствии с современным пониманием компетентностного подхода в образовании, которое отражает результаты международных исследований, а также разработок сотрудников РГПУ им. А.И.Герцена. Пособие ориентировано на содействие преподавателям вузов, учреждений постдипломного педагогического образования, реализующих профессиональные образовательные программы подготовки и повышения квалификации педагогов, в понимании феномена компетентности, разработке новых технологий построения образовательного процесса и профессиональной подготовки специалистов в области образования.

Учебно-методическое пособие выполнено в контексте концептуальных идей инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И.Герцена на 2007 – 2008 гг. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

 
 
ББК ©Компетентностная модель современного педагога, 2007 © Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение………………………………………………………
Глава 1. Компетентность педагога: проблема описания
Задания к главе 1 ..…………………………………….…….
Глава 2. Компетентностная модель педагога: вариант построения……………………………………………………
Задания к главе 2 .……………………………………….…..
Глава 3. Профессиональная компетентность педагога: европейское измерение………………………………….…...
Задания к главе 3 .……………………………………….…...
Глава 4. Становление профессиональной компетентности педагога: стратегии обучения в контексте гуманитарных технологий……………….…..…
Задания к главе 4 .………………………………………..…..
Заключение…………..…………………………………..……
Словарь терминов.……….……………………………..……
Приложения……………………………………………………
1.Структура квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования…………………………………………...............
2. Паспорт профессиональной карьеры педагога..............
3. Опыт оценивания компетентности магистрантов…….
4. Мнение работодателей……………………………………

Введение

 

В последнее десятилетие в соответствии с программой социально-экономического развития страны определились основные направления развития отечественной системы образования. Важнейшим фактором успешности намеченных преобразований является качество профессиональной подготовки специалистов в области образования. В государственной Концепции модернизации образования подчёркивается важность соответствия профессиональной подготовки и непрерывного развития профессиональных компетентностей специалистов в области образования реальным потребностям как экономики и общества в целом, так и отдельной личности.

Современный мир характеризуется быстрыми переменами. Такие важнейшие факторы, как глобализация, развитие информационных и коммуникационных технологий, управление знаниями и необходимость поддержки и регулирования диверсификации, создают совершенно иную среду для образования. Социокультурные факторы, влияющие на систему образования, понимание роли образования в «обществе знаний» обусловили появление новых требований, предъявляемые к педагогу, причём следует подчеркнуть, что динамизм развития современного мира обусловливает появление всё новых «вызовов времени», которые должны учитываться при построении профессиональных образовательных программ, делая их более открытыми и гибкими.

Надо также подчеркнуть, что последние два десятилетия в нашей стране был предпринят ряд шагов, направленных на совершенствование подготовки педагогов. Эти шаги были определены в следующих документах:

• Программа правительства РФ на 2000-2010 гг. (раздел 1.1. реформирование образования);

• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р);

• Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы (утверждена Коллегией МО РФ в 2001 г.);

• Программа модернизации педагогического образования (приказ МО РФ от 1.04.2003 г. № 1313);

• Проект федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

Кроме того, в это время осуществлялось совершенствование системы традиционной (моноуровневой) подготовки учителя за счёт введение программ подготовки по двум учительским специальностям; а также осуществлялось интенсивное развитие многоуровневой системы подготовки бакалавров и магистров, ориентированных на профессиональную деятельность в сфере образования.

РГПУ им. А.И.Герцена был одним их инициаторов и разработчиков многоуровневой системы подготовки специалистов в области образования, эксперимента по разработке учебно-методического обеспечения вхождения системы высшего педагогического образования в Болонский процесс. Результаты инновационного поиска коллектива университета убедительно свидетельствуют о том, что многоуровневая система педагогического образования как открытая, гибкая, вариативная система позволяет будущему педагогу выстраивать собственную траекторию и темп своего педагогического образования. Логика многоуровневого образования обусловила и поиски новой логики построения образовательного процесса. Существенно обновились используемые образовательные технологии. В практике вуза привычными стали модульные, проектные технологии, «технологии критического мышления», рефлексивного обучения, исследовательской работы.

Последние годы мы стали свидетелями существенных изменений профессиональной деятельности преподавателей вуза – привычными стали роли тьютора, коуча, консультанта, разработчика. Но самое главное, в последние годы преподаватели разных факультетов стали работать в команде, учась друг у друга, работая в единой логике, осваивая имеющиеся и создавая новые инновации. И это можно рассматривать и как сверхзадачу и как важнейший результат всех инновационных преобразований, поскольку возникают ситуации сопричастности к решению поставленных задач, создаются условия, при которых преподаватель вуза становится не сторонним наблюдателем, а активным участником образовательной политики государства.

Накопленный опыт создаёт предпосылки понимания новой, складывающейся в настоящее время парадигмы преподавания/обучения, где все большее значение приобретают методы, центрированные на учащемся, студенте, его способности учиться и который требует большей степени его вовлечения в совместный процесс построения образовательного процесса. Роль преподавателя при этом сохраняет свое значение, однако теперь она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов в том, что касается места и значения областей знания, понимания и способности применять это знание, профиля, который должен быть достигнут, личных интересов, пробелов и достижений, критического отбора материалов и источников, организации учебных ситуаций и т.д.

Предлагаемое вниманию читателя пособие ориентировано на содействие преподавателям вузов, учреждений постдипломного педагогического образования, реализующих профессиональные образовательные программы подготовки и повышения квалификации педагогов, в понимании феномена компетентности, разработке новых технологий построения образовательного процесса и профессиональной подготовки специалистов в области образования.

Учебно-методическое пособие выполнено в контексте концептуальных идей инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И.Герцена на 2007 – 2008 гг. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Инновационная образовательная программа ориентирована на решение проблем совершенствования высшего профессионального образования на принципиально иной методолого-технологической основе, которая формирует профессиональные компетентности и новое качество профессиональной личности, адекватные непрерывным процессам изменяющегося мира и общества. Центральное место в программе занимает понятие «гуманитарные технологии».

Гуманитарные технологии многими нашими современниками в той или иной мере интересующимися данной проблематикой, называются технологиями влияния на общество, на человека. Так, открытое пространство коммуникации через определенные группы влияния и средства массовой информации (с помощью гуманитарных технологий, т.е. мягких технологий воздействия на человека) продвигает новые форм деятельности в непосредственные стратегические государственные проекты и управленческие структуры государства, в корпоративные проекты и различные кампании. Зачастую это качество влияния усиливается, переходя в манипулирование.

Высшее образование, ориентируясь на подготовку специалиста для продуктивной жизнедеятельности в этом обществе, несет определенную ответственность перед студентами за то, насколько успешно оно сможет подготовить их к жизни в пространстве мягких технологий влияния. Это обусловлено тем, что, как отмечает проф. Гончаров С.А.[1], человек, который не научен процедурам понимания себя, своего жизненного контекста и среды, особенностям сложных и многомерных коммуникаций, в которых он находится, неизбежно становится рабом чужих стремлений и манипуляций. Человек должен иметь больше точек опоры, в том числе - внутри себя. Тогда и бизнес будет успешнее и надежнее. Важно формировать через образование человека понимающего (себя и окружающий мир), который благодаря этой способности сможет успешно проходить процесс социализации как свободная и творческая личность в течение всей жизни.

Понимание значимости и перспективности развития гуманитарных технологий как одного из стратегических направлений социально-экономического развития ставит вопрос о подготовке специалиста по гуманитарным технологиям, отмечает проф. С.А. Гончаров, о новом гуманитарном образовании, формирующем и развивающем «качества личности человека» как условия «нового качества рабочей силы» и повышения качества жизни (проф. Г.А.Бордовский), о реформировании «методов и способов подготовки людей» (А.Волков, помощник министра образования и науки), о структуре новых отношений между образованием и рыночным потребителем.

Логика построения пособия в контексте идеологии программы определена следующим образом: от анализа и обсуждения философии компетентностей как основы инновационных изменений программ, технологий, способов оценки полученных результатов, через рассмотрение одного из возможных вариантов компетентностной модели педагога, к анализу и проектированию гуманитарных образовательных технологий, способствующих становлению и развитию профессиональной компетентности педагога.

Авторы пособия надеются на использование пособия в активном режиме, с непременной опорой на имеющийся профессиональный опыт и рефлексию этого опыта в новых контекстах. Этим объясняется подбор заданий, нацеленных на овладение изложенного в главах материала. В каждой главе пособия представлены задания на понимание исследовательских данных, развитие рефлексивного опыта, содействие формированию новых профессиональных навыков и ответственности за свои профессиональные действия.

Авторы выражают признательность коллегам по университету, педагогическим коллективам школ, вузов. Научно-методических центров - партнёров РГПУ им. А.И.Герцена.

Авторы будут искренне признательны всем, кто откликнется на пособие, высказав свои пожелания и критические замечания пол адресу:

 

 

191186, Санкт-Петербург,

наб.реки Мойки, 48,

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, к.11, ауд.26

кафедра педагогики

e-mail: herzen-kp@mail.ru

 

Глава 1. Компетентность педагога: проблема описания

Очевидно, что в условиях быстро меняющегося мира необходимо постоянно анализировать эти изменения, меняющиеся требования общества, предъявляемые к образованию. Это вызывает потребность специалистов в области образования в консультациях с представителями общественности, работодателями, всему заинтересованными в обеспечении современного качества образования лицами. В достижении согласованных позиций, адекватного понимания сути обсуждаемых проблем огромную роль играет используемый собеседниками язык. К сожалению, педагогический язык часто оказывается наукообразным, тяжелым для восприятия, что парадоксально, поскольку педагогика имеет дело с важнейшими для каждого человека проблемами, и следовательно, педагоги должны уметь чётко, обосновано и в то же время понятно рассуждать об этих проблемах. В проекте TUNING (Настройка), цель которого состоит в том, чтобы «настроить» образовательные структуры в Европе, который положил начало дискуссии, способствующей выявлению и обмену информацией, а также улучшению европейского сотрудничества в сфере совершенствования качества, эффективности и прозрачности образования, обосновывается что языком обсуждения современных проблем образования является язык компетентностей. «Язык компетенций в силу своего появления извне высшего образования можно признать наиболее подходящим для консультаций и диалога с группами, непосредственно не вовлеченными в академическую жизнь».[2]

Первая глава пособия посвящена обсуждению проблемы описания компетентностей.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.