Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
Работа 1. Основные типы соцветий
Используя гербарный материал, познакомиться с простыми и сложными ботриоидными и цимоидными соцветиями.
Работа 2 (УИРС). Определение типов соцветий
Используя гербарный материал и влажные препараты, по заданию преподавателя изучить морфологические особенности соцветий пяти разных растений. Определить типы всех соцветий из предложенного набора. Дать описание соцветий, указав:
- соцветие ботриоидное или цимоидное;
- простое или сложное;
- особенности структурных элементов.
В схематических рисунках отобразить особенности строения данных соцветий, указать названия растений, у которых они встречаются.
Например:
Соцветие женьшеня – зонтик. Зонтик – это простое ботриоидное соцветие с укороченной главной осью и цветоножками одинаковой длины, заканчивающимися одиночными цветками.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое соцветие?
2. В чём заключается биологическая роль соцветия?
3. Каковы структурные элементы соцветий?
4. Чем отличаются соцветия простые и сложные, закрытые и открытые?
5. Какие соцветия являются ботриоидными?
6. Каковы характерные признаки каждого из простых и сложных ботриоидных соцветий?
7. Какие соцветия относятся к цимоидным?
8. Чем отличаются цимоиды и тирсы?
9. Каковы характерные признаки каждого из цимоидных соцветий?
Занятие № 8. МОРФОЛОГИЯ ПЛОДОВ
Цель занятия:научиться определять тип плодов растений и проводить их морфологическое описание.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Определение плода.
2. Околоплодник, его строение.
3. Участие различных частей цветка в образовании плодов.
4. Классификация плодов, основанная на строении гинецея: апокарпии, монокарпии, ценокарпии, псевдомонокарпии.
5. Плоды сочные и сухие; односемянные и многосемянные; вскрывающиеся и невскрывающиеся; дробные и членистые.
6. Соплодия.
7. Способы распространения плодов и семян.
8. Использование плодов и семян в практической деятельности человека.
Перечень оборудования, пособий, реактивов,
Необходимых для выполнения лабораторного занятия
1. Лупы.
2. Препаровальные иглы.
3. Скальпели.
4. Лезвия.
5. Пинцеты.
6. Рабочие стёкла.
7. Чашки Петри.
8. Салфетки.
9. Набор сухих плодов, фиксированные сочные плоды разных растений.
10. Таблицы: «Плоды» (3).
Объекты исследования: сухие и сочные плоды разных растений.