Для студентов 2 курса фармацевтического факультета
Барнаул – 2009
УДК 58 (075.8)
ББК 28.5
П 25
Печатается по решению Центрального
координационно-методического совета Алтайского
государственного медицинского университета
Кафедра фармакогнозии и ботаники
Автор: доцент кафедры фармакогнозии и ботаники,
к.б.н. Т.Н. Пензина
Рецензент: доцент кафедры фармацевтической технологии,
к.ф.н. Н.М. Талыкова
Систематика растений и грибов : руководство к лабораторно-практическим занятиям по ботанике для студентов 2 курса фармацевтического факультета / Т.Н. Пензина. – Барнаул : Изд-во ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2009. – 75 с.
Руководство к проведению лабораторно-практических занятий является второй частью практического лабораторного курса ботаники и предназначено для студентов 2 курса фармацевтического факультета. Для каждого занятия определена цель, сформулированы вопросы для подготовки к занятию и самоконтроля, приведены практические задания и переченьоборудования, пособий и реактивов, необходимых для выполнения заданий.
Систематика растений и грибов – крупнейший раздел ботаники. Современная систематика – синтетическая наука, опирающаяся на данные всех разделов биологии и особенно на эволюционное учение, которое представляет собой теоретическую основу систематики. Одновременно систематика служит базой многих общетеоретических и прикладных биологических исследований и даёт возможность ориентироваться во множестве ныне живущих организмов, что необходимо в хозяйственной деятельности человека.
Преподавание систематики растений и грибов проводится на объектах, имеющих лекарственное значение, что облегчит изучение курса фармакогнозии. На лабораторно-практических занятиях по систематике студенты приобретают навыки по морфологическому описанию и определению растений и грибов различных семейств, что необходимо для освоения специального курса фармакогнозии и для практической деятельности провизора.
Занятие № 1. ГРИБЫ
Цель занятия:на основании морфолого-анатомических признаков научиться определять систематическое положение изучаемых видов грибов, усвоить особенности вегетативного, бесполого и полового размножения грибов; познакомиться с циклами развития изучаемых представителей.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Общая характеристика царства Грибы. Происхождение грибов.
2. Отдел Настоящие грибы:
- особенности строения грибов;
- строение клетки;
- запасные вещества;
- способ питания;
- типы размножения грибов;
- грибы высшие и низшие;
- основные классы грибов.
3. Класс Аскомицеты. Строение мицелия. Бесполое размножение и половой процесс. Гаплоидная, дикарионтическая и диплоидная фазы в цикле развития. Сумка, её формирование. Голосумчатые и плодосумчатые аскомицеты. Основные представители (дрожжи, сморчок, строчок). Лекарственные виды сумчатых грибов. Спорынья, цикл её развития, применение в медицине.
4. Класс Базидиомицеты. Первичный и вторичный мицелий и их соотношение в цикле развития. Плодовые тела. Образование базидий и базидиоспор. Съедобные и ядовитые грибы. Берёзовый гриб – чага и его применение в медицине.
5. Классы: Хитридиомицеты, Оомицеты, Зигомицеты, Дейтеромицеты, их краткая характеристика.
6. Отдел Лишайники. Симбиотическая природа лишайников. Морфологические типы. Размножение. Роль лишайников в природе. Использование в медицине.