Хвоя жёсткая в пучках по две
Листья жёсткие по пять в пучке
Листья довольно мягкие, плоские, на концах тупые или немного выемчатые, сверху блестящие, тёмно-зелёные, снизу с 2 беловатыми полосками
Листья 4-гранные, острые, жёсткие, колючие
Листья мягкие, опадающие на зиму, по 30-40 на укороченных побегах
(в пучках)
Яйцевидно-удлинённые, по созревании раскрывающиеся
Шишки по созревании
не раскрывающиеся
Шишки прямостоячие, овально-цилиндрические, при созревании семян распадаются
Шишки продолговато-яйцевидные, висячие, при созревании семян опадают целиком
Шишки овальные, яйцевидные
Работа 2. Строение мужской шишки сосны обыкновенной
Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат «Мужская шишка сосны». Найти ось шишки, спирально прикреплённые к ней чешуйки – микроспорофиллы и микроспорангии. Зарисовать мужскую шишку сосны и обозначить на рисунке: ось шишки, микроспорофиллы, микроспорангии, пыльцу.
Рис. 10. Мужская шишка сосны: 1 – пыльцевой мешок
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы принципиальные отличия семенных растений от высших споровых?
2. Каково значение разноспоровости в эволюции высших растений?
3. В чём эволюционное значение появления семян у растений?
4. Каково происхождение Голосеменных?
5. Каковы характерные черты строения спорофита Голосеменных?
6. Каковы особенности строения Саговниковых по сравнению с Хвойными?
7. Каково соотношение спорофита и гаметофита в цикле развития Голосеменных?
8. Каков жизненный цикл Голосеменных (на примере сосны обыкновенной)?
9. Сформулируйте определение понятия «стробил».
10. Как устроен семязачаток Голосеменных?
11. Как образуются мужской и женский гаметофиты Голосеменных? Каково их строение?
12. Каково строение пыльцы Голосеменных?
13. Как происходит оплодотворение и формирование семени у Голосеменных?
14. Каково распространение и значение Хвойных в природе и народном хозяйстве? Использование продуктов Хвойных в медицинской практике.
Занятие № 6. МОРФОЛОГИЯ ЦВЕТКА
Цель занятия:научиться препарировать цветок и проводить его морфологическое описание, составлять формулу и диаграмму, зарисовывать схему строения цветка.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Определение цветка.
2. Современные представления о происхождении цветка Покрытосеменных.
3. Строение цветка и его функции. Симметрия цветка. Раздельнополые и обоеполые цветки. Формула и диаграмма цветка.
4. Андроцей. Тычинка – структурная единица андроцея. Строение тычинки. Типы андроцея. Микроспорогенез. Микроспоры. Микрогаметогенез. Пыльца, её строение.
5. Гинецей. Пестик – структурная единица гинецея. Основные части пестика. Типы гинецея. Положение завязи в цветке. Семязачаток и его строение. Мегаспорогенез. Мегаспоры. Мегагаметогенез. Зародышевый мешок.