Аудитор использует методы финансового анализа в двух случаях:
· аналитические процедуры при проведении аудита;
· оказание услуги, связанной с аудиторской деятельностью.
В первом случае финансовый анализ проводится как составная часть работ по выявлению достоверности отчетности, во втором – как отдельная работа по выявлению экономической сущности финансовых показателей, оценке и прогнозированию финансового состояния предприятия.
1. Аналитические процедуры
Аналитические процедуры – действия аудитора, в ходе которых он проводит анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией, выявляет причины возможных отклонений.
В ходе аналитических процедур финансовая информация аудируемого лица сравнивается:
· с информацией за предыдущие периоды;
· с ожидаемыми прогнозами или предположениями аудитора;
· с информацией о предприятиях с аналогичной деятельностью, с отраслевыми показателями и т.п.
Рассматривается взаимосвязи между:
· элементами финансовой информации;
· финансовой информацией и информацией нефинансового характера (например, между фондом оплаты труда и количеством работников)
Аналитические процедуры применяются при планировании аудиторской проверки, на стадии непосредственно аудита, на завершающей стадии (формулирование вывода о достоверности бухгалтерской отчетности).
2. Финансовый анализ в качестве услуги
Принципы аудиторского анализа финансовой отчетности изложены в международном стандарте аудита «Задания по обзору финансовой отчетности». Стандартом установлено, что посредством ограниченного набора аналитических процедур и опроса руководства аудитор должен сформировать предварительное мнение о достоверности финансовой отчетности. Объем проводимых процедур недостаточен для написания полноценного аудиторского заключения.
Квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам
Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа.
Итогом бухгалтерского учета является бухгалтерская отчетность (=финансовая отч. на Западе)
Она состоит из нескольких форм:
Ø Форма №1 – бухгалтерский баланс
Ø Форма №2 – отчет о прибылях и убытках
Ø Форма №3 – отчет о движениях капитала
Ø Форма №4 – отчет о движении денежных средств
Ø Форма №5 – приложение к бухгалтерскому балансу
Содержание информации, формируемой в бу: для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бу формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации, а так же способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бб. Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую деятельность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств. Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.
Требования к информации, формируемой в бу – полезна пользователям, т.е. уместна, надежна и сравнима.
Состав информации – активы, обязательства, капитал (в балансе); доходы и расходы (в прибылях и убытках)
Пользователи бухгалтерской информации: внутренние и внешние.