В современной экономической ситуации, характеризующейся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, стремительным развитием технологий, растущей диверсификацией бизнеса и усложнением бизнес-проектов, на предприятии возникает необходимость в стратегическом планировании. В условиях рынка система планирования должна строиться на основе бюджетирования, т.е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, а лучшее денежное выражение.
Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда и для кого предприятие будет производить и реализовывать продукцию, и понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах. Данный процесс позволяет сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий период в целом и по его отдельным частям. Именно поэтому бюджетирование выступает как технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов и превращается в основу основ всех технологий планирования предприятием.
Бюджет предприятия - это финансовый план, т.е. выраженное в цифрах, запланированное на будущее финансовое состояние предприятия, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Чтобы понять сущность и механизм функционирования бюджетирования, необходимо его рассматривать как систему и как составную часть планирования.
Система бюджетирования состоит из трех подсистем:
- технология - это виды и форматы бюджетов, система целевых показателей, форматы основных и операционных бюджетов, принципы бюджетирования;
- организация - включает выбор финансовой структуры, бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля, распределение функций и ответственности в бюджетном процессе по уровням управления, систему внутренних нормативных документов;
- автоматизация финансовых расчетов - это требования к компьютерным программам и к формам подготовки и ввода исходной информации.
При постановке системы внутрифирменного бюджетирования следует задействовать три источника:
- методологию бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента, адаптированных к российским условиям;
- корпоративные базы данных, основанные на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию бухгалтерской отчетности;
Вводя на предприятии систему бюджетирования, необходимо соблюдать следующий план действий: формулирование целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии со спецификой бизнеса предприятия; выбор принципов бюджетирования; соблюдение технологии бюджетирования; анализ финансовой структуры; определение видов бюджетов и бюджетных форматов; утверждение бюджетного регламента; распределение функций в аппарате управления; автоматизация бюджетирования.
При постановке бюджетирования как процесса важно определить его объект и уровни составления и консолидации бюджетов, соответствующих уровням управленческой иерархии, причем необходимо знать, что универсальных правил здесь быть не может.
52.Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: сущность, содержание и этапы его проведения.
Этапы и стандартные приемы анализа финансовой отчетности
Выделяют 3 основных этапа финансового анализа:
1) определение цели анализа и подхода к нему
2) оценка качества информации, предоставленной для анализа
3) определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов.
На 1-ом этапе определяется подход к анализу, связанный с его целью. Основные подходы:
· сравнение показателей предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли (“идеальные” или “нормативные” показатели);
· сравнение показателей данного отчетного периода с показателями предшествующих периодов, а также с плановыми показателями для отчетного периода;
· сравнение показателей предприятия с показателями других аналогичных фирм - конкурентов (межхозяйственный сравнительный анализ).
На 2-ом этапе анализа проводится оценка именно “качества” информации, заключающаяся не только в счетной проверке данных учета, но и в определении влияния способов учета на формирование показателей отчетности.
3-ий этап - собственно анализ как совокупность методов и рабочих приёмов. Можно выделить след. основные методы, или стандарты финансового анализа:
Анализ абсолютных показателей (чтение баланса);
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;
Пространствен. анализ - сравнительный анализ сводных показ-лей отчетности по составляющим элементам (показатели отчетности дочерних фирм, подразделений, цехов);
Анализ относит. показ-лей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показ-лей;
Фактор. анализ - анализ влияния отдел. фактов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показ-ля на составляющие части, и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.