3. Иконопись – уникальное явление русской культуры.
Словарь терминов
Алтарь (лат. altus – высокий) – восточная часть христианского храма, где духовенство совершает священнодействия. В православном храме алтарь скрыт от глаз верующих.
Икона(греч. eikon – изображение, образ) – в православии и католицизме изображение Христа, Богоматери и святых.
Иконостас – в православной церкви покрытая иконами перегородка с резными дверями, отделяющая алтарь от основной части храма.
Исихазм (греч. hёsychia – молчание) – православная духовная практика, учение о преображении человека посредством созерцания нетварного божественного света.
Парсуна (от лат. «персона») – условное наименование русской, белорусской и украинской портретной живописи конца ХVI-начала ХVII вв., сохранивших приемы иконописи.
Храм (церковь) – культовое архитектурное сооружение, в котором происходят основные христианские обряды.
Темы рефератов и докладов
1. Личность, творчество и значение иконописи Феофана Грека.
2. Символика «Троицы» Андрея Рублева.
3. Русская иконопись: история и современность.
4. В. Солоухин о православной культуре.
Список литература
1. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005.
2. Дмитриева Л.М.Религиозная парадигма в духовной культуре общества / Л.М. Дмитриева, Ю.С. Бернадская, И.Г. Пендикова. – М. : Наука, 2006.
3. Еремина Т.С. Мир иконописцев: история, предания / Т.С. Еремина. – М. : ТЕРРА-КН. КЛУБ, 2005.
4. Казанцева С.А. Культурология: искусство, религия, мифология, наука, философия, право / С.А. Казанцева. – М. : Экзамен, 2005.
5. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М : Юнити-Дана, 2012.
6. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М. : Юнити-Дана, 2012.
7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. – М. : АСТ, 2004.
8. Лебедева Н.И.Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья / Н.И. Лебедева. – Омск : Изд-во ОмГПУ: Издатель-Полиграфист, 2003.
9. Леонтьев К.Н. Храм и церковь / К.Н. Леонтьев. – М. : АСТ, 2003.
10. Русское церковное искусство Нового времени. – М. : Индрик, 2004.
11. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков / ред.-сост. И.А. Кочетков. – М. : Индрик, 2003.
12. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: в 2 т. – М. : Академия, 2006.
13. Солоухин В.А. Письма из Русского музея / В.А. Солухин. – М. : Книга, 1990.
15. Щеголева Е.В.В православном храме / Е.В. Щеголева. – М. : ОЛМА-ПРЕСС: Крас. пролетарий, 2005.
16. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение: избр. / Е.Г. Яковлев. – М.: Университет, 2005.
Семинар № 25. Русская дворянская культура ХIХ в.
2 часа
1. Феномен дифференциации культуры (дворянская и народная культуры).
2. Противоположный характер регуляторов общественного поведения (государственное – личное) русского дворянина.
3. «Оживающие» статуи в творчестве А.С. Пушкина и автоматизированное поведение на дуэли. Двойственностъ дуэли.
4. Семантика бытового поведения декабристов.
Словарь терминов
Бал – общественно-эстетическое ритуализированное дворянское торжество, включавшее строгую последовательность танцев (полонез, вальс, мазурка, котильон) и других неизменных элементов.
Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.
Маскарад – форма дворянского празднества, участники которого являются на него в масках, переодетые в различные костюмы. Маска позволяет наблюдать за окружающими, будучи скрытым от посторонних глаз, что во многом раскрепощает и снимает социокультурные ограничения и запреты.
Парад – построение войск и прохождение их торжественным маршем. Представляет собой своеобразный, тщательно продуманный ритуал.
Русский классицизм– направление в развитии русской художественной культуры, основанное на традициях европейского классицизма. В Россию этот стиль пришел из Франции.
Светское образование– образование, не носящее выраженного религиозного характера.
Табель о рангах – расписание чинов, введенное в России Петром I в 1722 г.
Университет – высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена вся совокупность дисциплин, составляющих основы научного знания.