10. Соловьев В. Магомет: жизнь и учение / В. Соловьев. – М. : Наука, 1990.
11. Трофимова З.П. Ислам. Коран: историко-философский анализ / З.П. Трофимова. – М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.
12. Хрестоматия по исламу: пер. с араб., введ. и примеч. / С.М. Прозоров. – М. : Наука, 1994.
Семинар № 18. Западноевропейская культура
Средних веков
2 часа
1. Особенности средневекового христианства.
2. Единство и многообразие форм западноевропейской культуры средних веков, параллельное существование культуры:
а) официально-религиозной;
б) народно-карнавальной;
в) светско-куртуазной.
3. Художественные стили в искусстве средних веков. Романский стиль (ХI–XII вв.) и готика (XII–XIV вв.).
Материал ко второму вопросу
Ниже приведен текст О.М. Фрейденберг «Происхождение пародии», написанный в 1925 г. (см.: Учен. записки Тартуского гос. ун-та. – Вып. 308. – Труды по знаковым системам.VI. Сб. науч. статей в честь М.М. Бахтина. – Тарту, 1973. – С. 490–491). Подумайте, какую форму средневековой культуры характеризуют описанные в тексте обряды? Объясните, почему в пародийных обрядах принимают участие священнослужители?
«Я пробегаю мысленно некоторые средневековые обряды, приходящие мне на память. Конечно, прежде всего вспоминается самое изумительное и самое необъяснимое: это знаменитые пародии на церковные службы, на литургии. В самом деле, что скажем мы на церковное подражание, в церковной обстановке, истории Девы Марии, где главное действующее лицо – осел, где роль богородицы исполняет подвыпившая девица? Можем ли мы понять или можем ли мы забыть фантастическую процессию оборванцев, которые вводили с большой церемонией осла, покрытого золотым облачением, в церковь, переодевали его в богатые ризы и производили над ним торжественное богослужение? Можем ли мы объяснить поведение главного духовенства, которое пело при этом славословия и подражало ослиному рычанию? Или что скажем мы про церковную пародию бегства Девы Марии в Египет, в которой принимало участие опять-таки все духовенство? Про триумфальный въезд в храм веселой девицы на осле? Сопровождаемая огромной толпой и всем духовенством, она торжественно продвигалась по городу, пока не доходила до церкви, где ее и осла триумфально вводили в храм и ставили у алтаря, происходило пышное богослужение (в интервалах певцы и вся публика утоляли свою жажду, поили и кормили осла), после литургии все смешивались, танцевали вокруг осла, и вскоре бурное веселье переходило в разгул. Один из участников, переодетый и названный епископом, садился на осла лицом к хвосту, и при веселых шутках толпы ездил по городу, принимая хлеб и пиво. Конец – веселая и буйная процессия с факелами и импровизация непристойных фарсов. […] Что мы скажем на все это? Чем объясним выступление осла в роли Господа, литургию, переведенную на язык буффонады и фарса, храмовую обстановку для гуляк и грязного животного? Перед нами пародия не столько на литургию, сколько на самого Бога. И кто же пародирует его при соучастии всего высшего духовенства? – Осел. Положительно, это такого рода шутка, каких не перенес бы ни один современный смертный».
Словарь терминов
Аскетизм (греч. asketes – упражняющийся в чем-нибудь) – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике философских школ и особенно различных религий (монашество).
Готический стиль (итал. gotiko – готский, варварский) –художественный стиль XII–XV вв. Образная символика готики – устремленность христианской души к небесам, Богу – представлена с помощью специфических элементов готической архитектуры. Это – перспективный портал (вход в здание), роза (круглое витражное окно главного фасада), высокие стрельчатые окна, нервюрный свод, аркбутаны (наклонные опорные полуарки), придающие конструкции здания легкость и динамизм.
Карнавал – время, когда исчезают жестко установленные различия между разными социальными статусами, различными социальными состояниями и, более того, их носители могут меняться местами. Универсальная категория, применимая ко всем культурно-историческим эпохам.
Куртуазная литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII–XIV вв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами.
Мистерия – жанр средневекового западноевропейского театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми номерами.
Романский стиль (от лат. Romanus – римский) – первый всеобъемлющий интернациональный стиль, господствовавший в Европе в X-XII вв. Из раннехристианской базилики возник романский тип церкви со сводчатыми перекрытиями. Образная символика романского стиля выражает основную потребность эпохи – обороноспособность – с помощью мощных, тяжелых архитектурных форм.