Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы рефератов и докладов. 1. Коран и ранний ислам.



1. Коран и ранний ислам.

2. Собирание и составление Корана.

3. Изучение, издания и переводы Корана.

4. Коран о Вселенной, Земле, флоре и фауне.

5. История человечества по Корану: фантастика и действительность.

6. «Исторические» предания Корана.

7. Мусульманско-христианский диалог: проблемы толерантности.

Список литературы

1. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства / В.В. Бартольд. – М. : МГТУ, 1992.

2. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М. : Университет, 1998.

3. Грюнебаум Г. Классический ислам : очерк истории / Г. Грюнебаум. – М. : Наука, 1986.

4. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

5. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М : Юнити-Дана, 2012.

6. Марцева Л.М. Ислам: очерки религии, государства и права : учеб. пособие для вузов / Л.М. Марцева. – Омск : Изд-во ОмГАУ, 2006.

7. Массэ А. Ислам / А. Массэ. – М. : Наука, 1982.

8. Панова В.Ф. Жизнь Мухаммеда / В.Ф. Панова, Ю.Б. Вахтин. – М. : Политиздат, 1990.

9. Пиотровский М.Б. Коранические сказания / М.Б. Пиотровский. – М. : Наука, 1991.

10. Соловьев В. Магомет: жизнь и учение / В. Соловьев. – М. : Наука, 1990.

11. Трофимова З.П. Ислам. Коран: историко-философский анализ / З.П. Трофимова. – М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.

12. Хрестоматия по исламу: пер. с араб., введ. и примеч. / С.М. Прозоров. – М. : Наука, 1994.

Семинар № 18. Западноевропейская культура

Средних веков

2 часа

1. Особенности средневекового христианства.

2. Единство и многообразие форм западноевропейской культуры средних веков, параллельное существование культуры:

а) официально-религиозной;

б) народно-карнавальной;

в) светско-куртуазной.

3. Художественные стили в искусстве средних веков. Романский стиль (ХI–XII вв.) и готика (XII–XIV вв.).

Материал ко второму вопросу

Ниже приведен текст О.М. Фрейденберг «Происхождение пародии», написанный в 1925 г. (см.: Учен. записки Тартуского гос. ун-та. – Вып. 308. – Труды по знаковым системам.VI. Сб. науч. статей в честь М.М. Бахтина. – Тарту, 1973. – С. 490–491). Подумайте, какую форму средневековой культуры характеризуют описанные в тексте обряды? Объясните, почему в пародийных обрядах принимают участие священнослужители?

«Я пробегаю мысленно некоторые средневековые обряды, приходящие мне на память. Конечно, прежде всего вспоминается самое изумительное и самое необъяснимое: это знаменитые пародии на церковные службы, на литургии. В самом деле, что скажем мы на церковное подражание, в церковной обстановке, истории Девы Марии, где главное действующее лицо – осел, где роль богородицы исполняет подвыпившая девица? Можем ли мы понять или можем ли мы забыть фантастическую процессию оборванцев, которые вводили с большой церемонией осла, покрытого золотым облачением, в церковь, переодевали его в богатые ризы и производили над ним торжественное богослужение? Можем ли мы объяснить поведение главного духовенства, которое пело при этом славословия и подражало ослиному рычанию? Или что скажем мы про церковную пародию бегства Девы Марии в Египет, в которой принимало участие опять-таки все духовенство? Про триумфальный въезд в храм веселой девицы на осле? Сопровождаемая огромной толпой и всем духовенством, она торжественно продвигалась по городу, пока не доходила до церкви, где ее и осла триумфально вводили в храм и ставили у алтаря, происходило пышное богослужение (в интервалах певцы и вся публика утоляли свою жажду, поили и кормили осла), после литургии все смешивались, танцевали вокруг осла, и вскоре бурное веселье переходило в разгул. Один из участников, переодетый и названный епископом, садился на осла лицом к хвосту, и при веселых шутках толпы ездил по городу, принимая хлеб и пиво. Конец – веселая и буйная процессия с факелами и импровизация непристойных фарсов. […] Что мы скажем на все это? Чем объясним выступление осла в роли Господа, литургию, переведенную на язык буффонады и фарса, храмовую обстановку для гуляк и грязного животного? Перед нами пародия не столько на литургию, сколько на самого Бога. И кто же пародирует его при соучастии всего высшего духовенства? – Осел. Положительно, это такого рода шутка, каких не перенес бы ни один современный смертный».

 

Словарь терминов

Аскетизм (греч. asketes – упражняющийся в чем-нибудь) – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике философских школ и особенно различных религий (монашество).

Готический стиль (итал. gotiko – готский, варварский) –художественный стиль XII–XV вв. Образная символика готики – устремленность христианской души к небесам, Богу – представлена с помощью специфических элементов готической архитектуры. Это – перспективный портал (вход в здание), роза (круглое витражное окно главного фасада), высокие стрельчатые окна, нервюрный свод, аркбутаны (наклонные опорные полуарки), придающие конструкции здания легкость и динамизм.

Карнавал – время, когда исчезают жестко установленные различия между разными социальными статусами, различными социальными состояниями и, более того, их носители могут меняться местами. Универсальная категория, применимая ко всем культурно-историческим эпохам.

Куртуазная литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII–XIV вв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами.

Мистерия – жанр средневекового западноевропейского театра.
В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми номерами.

Романский стиль (от лат. Romanus – римский) – первый всеобъемлющий интернациональный стиль, господствовавший в Европе в X-XII вв. Из раннехристианской базилики возник романский тип церкви со сводчатыми перекрытиями. Образная символика романского стиля выражает основную потребность эпохи – обороноспособность – с помощью мощных, тяжелых архитектурных форм.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.