1. Формирование модели европейской цивилизации. Культурно-историческая роль протестантизма.
2. Эмблематика барокко.
3. Классицизм: его мировоззренческие и социокультурные истоки.
Словарь терминов
Барокко(итал. barocco – странный, причудливый) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI– середины XVIII вв., связано с реакцией католицизма на Реформацию. Образная символика барокко основана на интерпретации древнеегипетской иероглифики. Стилю присущи эмблематичность, контрастность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Классицизм(лат. classicus – образцовый) – стиль в искусстве и в литературе и XVII–начала XIX вв., для которого было характерно обращение к формам античного искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм продолжал традиции Возрождения, но при этом была утрачена гармония между чувством и разумом, человеком и обществом, природой и культурой. Главный герой классицизма – человек, исполняющий гражданский долг.
Протестантизм (лат. protestatio – провозглашение, торжественное заявление) – одна из трех основных ветвей христианства (наряду с православием и католицизмом); возник в результате широкого антиклерикального движения (Реформации), охватившего в XVI в. ряд стран Европы.
Рационализм(лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рококо (франц. rocaille – раковина) – стиль в искусстве Западной Европы XVIII в., развивавшийся в промежуточный период между барокко и классицизмом, характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы. В искусстве господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм.
Реформация (лат. reformatio – преобразование) – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви.
Темы докладов и рефератов
1. Барокко в живописи: жизнь и творчество Рубенса.
2. Музыка XVII века. Зарождение оперы.
3. Научные достижения XVII–XVIII вв.
4. Литература эпохи Просвещения.
5. Архитектура классицизма.
6. Классицизм в Русской культуре (архитектура, живопись, литература).
Список литературы
1. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII–ХVIII вв / С.Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1988.
3. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб. : Изд-во «Лань», 2005.
4. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – С. 44-59, 61-107.
5. Дасса Ф. Барокко: Архитектура между 1600 и 1760 годами / Ф. Дасса; пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. – М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002.
6. Дмитриева Л.М. Культура Европы века Просвещения: конспект лекций для студентов днев. и вечер. отд. / Л.М. Дмитриева. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2004.
8. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/430234/
9. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. / Л.А. Никитич - М. : Юнити-Дана, 2012.
10. Морозов А.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко / А.А. Морозов, Л.А. Софронова // Славянское барокко. – М., 1979. – С. 13–38.
11. Ортега-и-Гассет Х. Воля и барокко / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. – С.151–155.
Семинар № 21. Тоталитарная культура XX в.
2 часа
1. Характерные черты культуры тоталитарного общества.
2. Семиотика тоталитарной культуры.
3. Судьба науки и ученых в ХХ веке: глобальные проблемы свободы, ответственности и цены прогресса.
Словарь терминов
Демократия(греч. demos – народ и kratos – власть) – форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти.
Тоталитаризм (лат. totalis – целый, полный) – общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим вмешательством государственной машины во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных граждан.
Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.