Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы докладов и рефератов. 1. Кино как важнейший творец мифов ХХ в



1. Кино как важнейший творец мифов ХХ в. (советское кино, Голливуд, кино фашистской Германии).

2. Балет и спорт как «витрина социализма» (СССР, ГДР, Румыния, Китай).

3. Государственно-идеологическая символика и эмблематика.

4. Харизматический лидер – главный герой искусства в тоталитарном обществе.

5. Преследование деятелей культуры при тоталитаризме.

6. Судьбы крупнейших ученых ХХ в.: А. Эйнштейн, Л.Д. Ландау, С.П. Королев и т.д.

7. Трагедия культуры Китая (60-70-е г. ХХ в.).

8. Тоталитарные идеи в антиутопиях ХХ в. (Е. Замятин, Дж. Оруэлл, А. Кестлер).

9. Прорыв коллективного в культуру ХХ в. Х. Ортега-и-Гассет о «восстании масс».

Список литературы

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма: пер. с англ. / Х. Арендт. – М. : ЦентрКом, 1996.

2. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века // Вопр. филос. - 1992. – № 2. – С. 3–26.

3. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиции / И.Н. Голомшток // Человек. – 1991. – № 2. – С. 88–104.

4. Замятин Е. Мы / Е. Замятин //Сочинения. – М., 1988. – С. 8–154.

5. Замковой В.И. Сталинизм. Сталинская модель тоталитаризма: учеб. пособие / В.И. Замковой // Институт международного права и экономики. – М. : ИМПЭ, 1995.

6. Зонтаг С. Магический фашизм / С. Зонтаг //Искусство кино. – 1991.– № 6. – С. 50–57.

7. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М. : Политиздат, 1991.

8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков; Институт «Открытое общество». – М.: Аспект-пресс, 1997.

9. Кондаков И.В. Тоталитарная культура / И.В. Кондаков // Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997. – С. 474–480.

10. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

11. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/430234/

12. Латышев А. Сталин и кино / А. Латышев //Суровая драма народа. – М. : Политиздат, 1989. – С. 486–488.

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопр. филос. – 1989. – № 3–4.

14. Оруэлл Дж. Скотный двор / Дж. Оруэлл. – М. : Прогресс, 1989.

15. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. Поспеловский. – М. : Библ.–богосл. ин-т святого апостола Андрея, 2003.

16. Рыклин М. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора / М. Рыклин. – М. : Логос; Прогресс-Традиция, 2008.

17. Энциклопедия Третьего Рейха. – М. : Локид-Миф, 1996. – С. 421–427.

 

Семинар № 22. постмодернизм в современной культуре

2 часа

1. Постмодернизм и смена культурных эпох.

2. Постмодернистское освоение культуры в ХХ веке.

3. Искусство постмодернизма.

Материал к семинару

Содержание понятия «постмодернизм» в значительной степени разнится в зависимости от контекста, однако, в самых общих чертах постмодернистское мышление можно рассматривать как незавершенный и непостоянный набор положений, который складывался постепенно под влиянием множества разнообразнейших интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма и психоанализа до герменевтики и постэмпирической философии науки. Из этого водоворота зачастую несовместимых тенденций на поверхность выплыло несколько принципов, получивших широкое хождение. Начинают особенно цениться пластичность и постоянное изменение действительности и знания, отдается предпочтение конкретному опыту перед застывшими отвлеченными принципами. С постмодернистской точки зрения действительность не представляет собой нечто прочное и самодостаточное, данное раз и навсегда: скорее это текучий саморазворачивающийся процесс, «открытая вселенная», непрерывно формирующаяся под воздействием человеческих поступков и, что особенно примечательно, верований. Присущая человеку способность мыслить в понятиях и символах признается основополагающим и необходимым элементом человеческого понимания, предвосхищения и творения действительности. В некотором смысле действительность не только воспринимается разумом, но и конструируется им, причем этих конструкций может быть сколько угодно много, и вовсе не обязательно, что одна из них должна оказаться окончательно верной. В постмодернистском понимании мир в принципе не обладает никакими чертами и особенностями, первичными по отношению к интерпретациям (по книге Р. Тарнаса «История западного мышления»).

 

Задание 1. Проанализируйте приведенные модернистские и постмодернистские тексты Г. Гадамера, Р. Барта и У. Эко.

«В жизни языка без конца происходят едва заметные изменения: меняется его употребление, возникают и отмирают модные слова и языковые клише, и лучший способ отобразить крушение общества в кризисную эпоху – это наблюдать за изменениями его языка, как это сделал, между прочим, Фукидид в своем знаменитом описании последствий чумы в осажденных Афинах. Но сегодня мы, похоже, сталкиваемся с чем-то совершенно новым, качественно иным, прежним временам неизвестным. Я имею в виду сознательное установление языковых правил, являющееся, по всей видимости, изобретением технической цивилизации. То, что мы называем установлением языковых правил, не имеет отношения ни к бесхитростной деятельности школьного учителя, ни к выражению общественного мнения, а представляет собой хорошо отлаженный механизм политического манипулирования. С помощью централизованной системы коммуникации политики могут укреплять сложившийся порядок, внушая, что языковые правила устанавливаются в нем, так сказать, механически. Свежий пример того, как мы в очередной раз оказались вовлеченными в водоворот изменений языка, – наименование второй части Германии как ГДР. Это наименование на протяжении десятилетий было табуировано официальным словоупотреблением, и ни для кого не секрет, что рекомендованный сверху термин «средняя Германия» имел четко выраженный политический оттенок. При рассмотрении таких случаев необходимо отвлекаться от всех содержательных моментов и принимать во внимание лишь языковые процессы как таковые» (Г.-Г. Гадамер. Язык и понимание // Актуальность прекрасного. – М., 1991. – С. 50–51.).

 

«Наиболее простое разделение языков в современных обществах обусловлено их отношением к власти. Одни языки высказываются, развиваются, получают свои характерные черты в свете или под сенью власти, ее многочисленных государственных, социальных и идеологических механизмов; я буду называть их энкратическими языками или энкратическими видами дискурса. Другие же языки вырабатываются, обретаются, вооружаются вне власти или против нее; я буду называть их акратическими языками или акратическими видами дискурса […]. Характер этих двух основных форм дискурса неодинаков. Энкратический язык нечеток, расплывчат, выглядит как «природный» и потому трудноуловим; это язык массовой культуры..., а в некотором смысле также и язык быта, расхожих мнений (доксы).

Напротив того, акратический язык резко обособлен, отдален от доксы (то есть парадоксален); присущая ему энергия разрыва порождена его систематичностью... Ближайшими примерами акратического языка могут быть названы сегодня дискурс марксистский, психоаналитический, а также, я бы добавил, и структуралистский» (Р. Барт. Война языков // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989. – С. 536–537.)

 

«Смех – это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийца. Даже церковь в своей бесконечной мудрости отводит верующим время для смеха – время праздников, карнавалов, ярмарок. Установлены дни осквернения, когда человек освобождается от лишних гуморов, от лишних желаний и замыслов... Самое главное – что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганием таинства для плебеев. Это говорил и апостол: чем разжигаться, лучше вступайте в брак. Чем сопротивляться порядку, заведенному Господом, смейтесь и развлекайтесь своими жалкими пародиями на порядок, смейтесь после вкушения пищи, после опустошения кувшинов и фляг. Выбирайте царя дураков, дурачьте себя ослиными и поросячьими литургиями, играйте и представляйте ваши сатурналии вверх тормашками... Но тут, – и Хорхе упорно долбил пальцем по столу рядом с книгой, лежавшей перед Вильгельмом, – тут пересматривается функция смеха, смех возводится на уровень искусства, смеху распахиваются двери в мир ученых, он становится предметом философии и вероломного богословия. Ты видел вчера, насколько легко простецами перенимаются и проводятся в жизнь самые смутные ереси. Это от незнания законов Бога и законов природы. Но для церкви не опасна ересь простецов, они сами себя обрекают на гибель, их подтачивает необразованность.

[…] Смех освобождает простолюдина от страха перед дьяволом, потому что на празднике дураков дьявол тоже выглядит бедным и дураковатым, а значит, управляемым. Однако эта книга могла бы посеять в мире мысль, что освобождение от страха перед дьяволом – наука. Надсаживаясь с хохоту и полоща вином глотку, мужик ощущает себя хозяином, потому что он перевернул отношения власти; но эта книга могла бы показать ученым особые уловки остроумия и тем узаконить переворот. Тогда среди умственных процессов стали бы числиться те, которые до сих пор в неосмысленном обиходе простолюдинов оставались, слава Богу, процессами утробными. Что смех присущ человеку, означает лишь одно: всем нам, увы, присуща греховность. Однако из этой книжки многие распущенные умы, такие как твой, могли бы вывести конечный силлогизм, а именно что смех – цель человека! Смех одновременно отрешает мужика от страха. Однако закон может быть утверждаем только с помощью страха, коего полное титулирование – страх Божий» (У. Эко. Имя розы. – М. : Кн. палата, 1989. – С. 404–405.)

 

Задание 2. Следуя традиционному для человечества бинарному осмыслению сложных явлений культуры, постмодернизм в таблице определяется через противопоставление модернизму. Раскройте сущность приведенных И. Хассаном понятий и ответьте на следующие вопросы:

1. Возможен ли бинарный анализ культуры постмодернизма, если принять во внимание постмодернистское стремление к сингулярности?

2. Охарактеризуйте закат какой-либо культурно-исторической эпохи, используя приведенные в таблице параметры постмодернизма.

3. Не является ли ситуация постмодернизма естественным состоянием русской культуры?

 

Модернизм: Постмодернизм:

 

Романтизм Дадаизм

Цель, намерение Игра

План Случай

Мастерство/логос Исчерпанность, молчание

Иерархия Анархия

Произведение искусства

Процесс/перформанс/хэппенинг

Дистанция Участие

Созидание

Разрушение/деконструкция

Синтез Антисинтез

Присутствие Отсутствие

Центрирование Дисперсия

Интерпретация/прочитывание Текст/интертекст

Семантика Риторика/вербализация

Метафора Метонимия

Корни/глубина Ризома/поверхность

Обозначаемое Обозначающий

Симптом Желание

Тип Мутация

Паранойя Шизофрения

 

Словарь терминов

Деконструкция– основное понятие постмодернизма. Это не критика, не анализ и не метод, своего рода «негативная теология», структурный психоанализ философского языка, одновременное разрушение и восстановление, разборка и сборка. Впрочем, речь идет не столько о разрушении, сколько о реконструкции, рекомпозиции ради постижения того, как была сконструирована некая целостность.

Кич –это «массовое искусство для избранных». Произведение, относящееся к этой разновидности постмодернизма, создается на высоком художественном уровне и имеет динамичный сюжет. Тем не менее, это не настоящее произведение искусства, а талантливая подделка под него (например, кинофильм режиссера К. Тарантино «Криминальное чтиво» и роман У. Эко «Имя розы»).

Нонселекция– принцип организации постмодернистского текста, создающий эффект преднамеренного повествовательного хаоса.

Ризома(ботан. – определенный способ роста растений) – беспорядочное возникновение (распространение) множественности, «движение желания», не имеющее какого-либо преобладающего направления, а идущее в сторону, вверх, назад, без регулярности.

Пастиш (итал. – опера, составленная из других опер, смесь, попурри) – специфическое свойство постмодернистской иронии, которое трактовалось либо как своеобразная форма пародии, либо как автопародия (самопародия), при помощи которой писатель – постмодернист пытается сражаться с «лживым, по своей природе, языком», и, будучи «радикальным скептиком», находит реальный мир бессмысленным, лишенным всякого основания.

Симулакр(франц. – стереотип, пустая форма) – одно из ключевых понятий постмодернизма, образ отсутствующей действительности, правдободобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Понятие симулакра характеризует культуру конца ХХ в. – меланхолическую, засыпающую «осеннюю муху». Симулакр выдает отсутствие за присутствие, замещает агонизирующую реальность псевдореальностью посредством симуляции.

Сингулярность (лат. – единичность, оригинальность, исключительность, своеобразие неповторимости) – произвольная единичность, нейтральная в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и коллективного и других бинарных оппозиций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.