1. Кино как важнейший творец мифов ХХ в. (советское кино, Голливуд, кино фашистской Германии).
2. Балет и спорт как «витрина социализма» (СССР, ГДР, Румыния, Китай).
3. Государственно-идеологическая символика и эмблематика.
4. Харизматический лидер – главный герой искусства в тоталитарном обществе.
5. Преследование деятелей культуры при тоталитаризме.
6. Судьбы крупнейших ученых ХХ в.: А. Эйнштейн, Л.Д. Ландау, С.П. Королев и т.д.
7. Трагедия культуры Китая (60-70-е г. ХХ в.).
8. Тоталитарные идеи в антиутопиях ХХ в. (Е. Замятин, Дж. Оруэлл, А. Кестлер).
9. Прорыв коллективного в культуру ХХ в. Х. Ортега-и-Гассет о «восстании масс».
Список литературы
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма: пер. с англ. / Х. Арендт. – М. : ЦентрКом, 1996.
2. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века // Вопр. филос. - 1992. – № 2. – С. 3–26.
3. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиции / И.Н. Голомшток // Человек. – 1991. – № 2. – С. 88–104.
4. Замятин Е. Мы / Е. Замятин //Сочинения. – М., 1988. – С. 8–154.
5. Замковой В.И. Сталинизм. Сталинская модель тоталитаризма: учеб. пособие / В.И. Замковой // Институт международного права и экономики. – М. : ИМПЭ, 1995.
6. Зонтаг С. Магический фашизм / С. Зонтаг //Искусство кино. – 1991.– № 6. – С. 50–57.
7. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М. : Политиздат, 1991.
8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков; Институт «Открытое общество». – М.: Аспект-пресс, 1997.
9. Кондаков И.В. Тоталитарная культура / И.В. Кондаков // Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997. – С. 474–480.
11. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/430234/
12. Латышев А. Сталин и кино / А. Латышев //Суровая драма народа. – М. : Политиздат, 1989. – С. 486–488.
13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопр. филос. – 1989. – № 3–4.
14. Оруэлл Дж. Скотный двор / Дж. Оруэлл. – М. : Прогресс, 1989.
15. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. Поспеловский. – М. : Библ.–богосл. ин-т святого апостола Андрея, 2003.
16. Рыклин М. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора / М. Рыклин. – М. : Логос; Прогресс-Традиция, 2008.
17. Энциклопедия Третьего Рейха. – М. : Локид-Миф, 1996. – С. 421–427.
Семинар № 22. постмодернизм в современной культуре
2 часа
1. Постмодернизм и смена культурных эпох.
2. Постмодернистское освоение культуры в ХХ веке.
3. Искусство постмодернизма.
Материал к семинару
Содержание понятия «постмодернизм» в значительной степени разнится в зависимости от контекста, однако, в самых общих чертах постмодернистское мышление можно рассматривать как незавершенный и непостоянный набор положений, который складывался постепенно под влиянием множества разнообразнейших интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма и психоанализа до герменевтики и постэмпирической философии науки. Из этого водоворота зачастую несовместимых тенденций на поверхность выплыло несколько принципов, получивших широкое хождение. Начинают особенно цениться пластичность и постоянное изменение действительности и знания, отдается предпочтение конкретному опыту перед застывшими отвлеченными принципами. С постмодернистской точки зрения действительность не представляет собой нечто прочное и самодостаточное, данное раз и навсегда: скорее это текучий саморазворачивающийся процесс, «открытая вселенная», непрерывно формирующаяся под воздействием человеческих поступков и, что особенно примечательно, верований. Присущая человеку способность мыслить в понятиях и символах признается основополагающим и необходимым элементом человеческого понимания, предвосхищения и творения действительности. В некотором смысле действительность не только воспринимается разумом, но и конструируется им, причем этих конструкций может быть сколько угодно много, и вовсе не обязательно, что одна из них должна оказаться окончательно верной. В постмодернистском понимании мир в принципе не обладает никакими чертами и особенностями, первичными по отношению к интерпретациям (по книге Р. Тарнаса «История западного мышления»).
Задание 1. Проанализируйте приведенные модернистские и постмодернистские тексты Г. Гадамера, Р. Барта и У. Эко.
«В жизни языка без конца происходят едва заметные изменения: меняется его употребление, возникают и отмирают модные слова и языковые клише, и лучший способ отобразить крушение общества в кризисную эпоху – это наблюдать за изменениями его языка, как это сделал, между прочим, Фукидид в своем знаменитом описании последствий чумы в осажденных Афинах. Но сегодня мы, похоже, сталкиваемся с чем-то совершенно новым, качественно иным, прежним временам неизвестным. Я имею в виду сознательное установление языковых правил, являющееся, по всей видимости, изобретением технической цивилизации. То, что мы называем установлением языковых правил, не имеет отношения ни к бесхитростной деятельности школьного учителя, ни к выражению общественного мнения, а представляет собой хорошо отлаженный механизм политического манипулирования. С помощью централизованной системы коммуникации политики могут укреплять сложившийся порядок, внушая, что языковые правила устанавливаются в нем, так сказать, механически. Свежий пример того, как мы в очередной раз оказались вовлеченными в водоворот изменений языка, – наименование второй части Германии как ГДР. Это наименование на протяжении десятилетий было табуировано официальным словоупотреблением, и ни для кого не секрет, что рекомендованный сверху термин «средняя Германия» имел четко выраженный политический оттенок. При рассмотрении таких случаев необходимо отвлекаться от всех содержательных моментов и принимать во внимание лишь языковые процессы как таковые» (Г.-Г. Гадамер. Язык и понимание // Актуальность прекрасного. – М., 1991. – С. 50–51.).
«Наиболее простое разделение языков в современных обществах обусловлено их отношением к власти. Одни языки высказываются, развиваются, получают свои характерные черты в свете или под сенью власти, ее многочисленных государственных, социальных и идеологических механизмов; я буду называть их энкратическими языками или энкратическими видами дискурса. Другие же языки вырабатываются, обретаются, вооружаются вне власти или против нее; я буду называть их акратическими языками или акратическими видами дискурса […]. Характер этих двух основных форм дискурса неодинаков. Энкратический язык нечеток, расплывчат, выглядит как «природный» и потому трудноуловим; это язык массовой культуры..., а в некотором смысле также и язык быта, расхожих мнений (доксы).
Напротив того, акратический язык резко обособлен, отдален от доксы (то есть парадоксален); присущая ему энергия разрыва порождена его систематичностью... Ближайшими примерами акратического языка могут быть названы сегодня дискурс марксистский, психоаналитический, а также, я бы добавил, и структуралистский» (Р. Барт. Война языков // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989. – С. 536–537.)
«Смех – это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийца. Даже церковь в своей бесконечной мудрости отводит верующим время для смеха – время праздников, карнавалов, ярмарок. Установлены дни осквернения, когда человек освобождается от лишних гуморов, от лишних желаний и замыслов... Самое главное – что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганием таинства для плебеев. Это говорил и апостол: чем разжигаться, лучше вступайте в брак. Чем сопротивляться порядку, заведенному Господом, смейтесь и развлекайтесь своими жалкими пародиями на порядок, смейтесь после вкушения пищи, после опустошения кувшинов и фляг. Выбирайте царя дураков, дурачьте себя ослиными и поросячьими литургиями, играйте и представляйте ваши сатурналии вверх тормашками... Но тут, – и Хорхе упорно долбил пальцем по столу рядом с книгой, лежавшей перед Вильгельмом, – тут пересматривается функция смеха, смех возводится на уровень искусства, смеху распахиваются двери в мир ученых, он становится предметом философии и вероломного богословия. Ты видел вчера, насколько легко простецами перенимаются и проводятся в жизнь самые смутные ереси. Это от незнания законов Бога и законов природы. Но для церкви не опасна ересь простецов, они сами себя обрекают на гибель, их подтачивает необразованность.
[…] Смех освобождает простолюдина от страха перед дьяволом, потому что на празднике дураков дьявол тоже выглядит бедным и дураковатым, а значит, управляемым. Однако эта книга могла бы посеять в мире мысль, что освобождение от страха перед дьяволом – наука. Надсаживаясь с хохоту и полоща вином глотку, мужик ощущает себя хозяином, потому что он перевернул отношения власти; но эта книга могла бы показать ученым особые уловки остроумия и тем узаконить переворот. Тогда среди умственных процессов стали бы числиться те, которые до сих пор в неосмысленном обиходе простолюдинов оставались, слава Богу, процессами утробными. Что смех присущ человеку, означает лишь одно: всем нам, увы, присуща греховность. Однако из этой книжки многие распущенные умы, такие как твой, могли бы вывести конечный силлогизм, а именно что смех – цель человека! Смех одновременно отрешает мужика от страха. Однако закон может быть утверждаем только с помощью страха, коего полное титулирование – страх Божий» (У. Эко. Имя розы. – М. : Кн. палата, 1989. – С. 404–405.)
Задание 2. Следуя традиционному для человечества бинарному осмыслению сложных явлений культуры, постмодернизм в таблице определяется через противопоставление модернизму. Раскройте сущность приведенных И. Хассаном понятий и ответьте на следующие вопросы:
1. Возможен ли бинарный анализ культуры постмодернизма, если принять во внимание постмодернистское стремление к сингулярности?
2. Охарактеризуйте закат какой-либо культурно-исторической эпохи, используя приведенные в таблице параметры постмодернизма.
3. Не является ли ситуация постмодернизма естественным состоянием русской культуры?
Модернизм: Постмодернизм:
Романтизм Дадаизм
Цель, намерение Игра
План Случай
Мастерство/логос Исчерпанность, молчание
Иерархия Анархия
Произведение искусства
Процесс/перформанс/хэппенинг
Дистанция Участие
Созидание
Разрушение/деконструкция
Синтез Антисинтез
Присутствие Отсутствие
Центрирование Дисперсия
Интерпретация/прочитывание Текст/интертекст
Семантика Риторика/вербализация
Метафора Метонимия
Корни/глубина Ризома/поверхность
Обозначаемое Обозначающий
Симптом Желание
Тип Мутация
Паранойя Шизофрения
Словарь терминов
Деконструкция– основное понятие постмодернизма. Это не критика, не анализ и не метод, своего рода «негативная теология», структурный психоанализ философского языка, одновременное разрушение и восстановление, разборка и сборка. Впрочем, речь идет не столько о разрушении, сколько о реконструкции, рекомпозиции ради постижения того, как была сконструирована некая целостность.
Кич –это «массовое искусство для избранных». Произведение, относящееся к этой разновидности постмодернизма, создается на высоком художественном уровне и имеет динамичный сюжет. Тем не менее, это не настоящее произведение искусства, а талантливая подделка под него (например, кинофильм режиссера К. Тарантино «Криминальное чтиво» и роман У. Эко «Имя розы»).
Нонселекция– принцип организации постмодернистского текста, создающий эффект преднамеренного повествовательного хаоса.
Ризома(ботан. – определенный способ роста растений) – беспорядочное возникновение (распространение) множественности, «движение желания», не имеющее какого-либо преобладающего направления, а идущее в сторону, вверх, назад, без регулярности.
Пастиш (итал. – опера, составленная из других опер, смесь, попурри) – специфическое свойство постмодернистской иронии, которое трактовалось либо как своеобразная форма пародии, либо как автопародия (самопародия), при помощи которой писатель – постмодернист пытается сражаться с «лживым, по своей природе, языком», и, будучи «радикальным скептиком», находит реальный мир бессмысленным, лишенным всякого основания.
Симулакр(франц. – стереотип, пустая форма) – одно из ключевых понятий постмодернизма, образ отсутствующей действительности, правдободобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Понятие симулакра характеризует культуру конца ХХ в. – меланхолическую, засыпающую «осеннюю муху». Симулакр выдает отсутствие за присутствие, замещает агонизирующую реальность псевдореальностью посредством симуляции.
Сингулярность (лат. – единичность, оригинальность, исключительность, своеобразие неповторимости) – произвольная единичность, нейтральная в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и коллективного и других бинарных оппозиций.