1. Специфика профессиональной и корпоративной культуры.
2. Профессиональная культура и субкультура.
3. Влияние рыночных отношений на профессиональную культуру.
Список литературы
1. Горохов Г.В. Знать, чтобы делать : история инженерной профессии и ее роль в современной культуре / Г.В. Горохов. – М. : Мысль, 1987.
2. Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2000.
3. Модель И. М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. – 1997. – № 10. – С. 8–16.
4. Мясоедов А.М. К вопросу о соотношении понятия «профессиональная культура и субкультура» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/156/k_voprosu_o_sootnoshenii_ponyatij_professionalnaya_kultura_i_professionalnaya_subkultura/
5. Музалёв А. А. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы. Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1040-1045.
6. Чернец Е.В. Подходы к изучению профессиональной культуры и корпоративной культуры. Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 27 (165). Филология. Искусствоведение. Вып. 34. - С. 160–163.
II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Семинар № 15. Культура античности
4 часа
1. Социокультурные основания античной цивилизации.
2. Мифология как основа античной картины мира.
3. Мера и гармония как идеал античной культуры.
4. Искусство Древней Греции:
а) мифологема судьбы и ее воплощение в античных трагедиях;
б) воплощение мироощущения античного человека в архитектуре и скульптуре.
5. О. Шпенглер о «закатном», кризисном характере римской культуры.
Словарь терминов
Агон(греч. аgon – борьба) – неудержимое стремление к любым состязаниям, присутствующее почти во всех сферах общественной жизни древних греков.
Античность (лат. antiqus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Рима).
Варвары (греч. barbario) – у древних греков и римлян все чужеземцы, говорящие на непонятных языках, в переносном значении грубые, некультурные люди.
Гармония (греч. harmonia – созвучие, согласие, противоположность хаосу) – в античной эстетике понимается либо как мыслимое совершенство божественного космоса, либо как сверхприродная сущность вещей, недостижимая в реальной жизни, либо как мера всех вещей, идеал, к которому должен стремиться человек в своем творчестве (пифагорейцы, Платон, Аристотель).
Калокагатия (греч. сalos – прекрасный и agathos – хороший, нравственно совершенный) – одно из центральных понятий античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты индивида.
Катарсис (др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление) – понятие древнегреческой эстетики, обозначавшее результат эстетического воздействия искусства на человека - очищение духа посредством душевных переживаний, облагораживание чувств.
Музы – в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, боги – покровители наук, поэзии, искусств: Евтерпа – лирической поэзии, Клио – истории, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной поэзии, Полигимния – гимнов, Урания – астрономии, Каллиопа – эпической поэзии.
Полис (греч. polis – город) – форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древнем Риме, гражданская община.
Семь чудес света– в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности:
– древнеегипетские пирамиды;
– храм Артемиды в Эфесе (около 550 г. до н.э.);
– Мавзолей в Галикарнасе (середина 4 в. до н.э.);
– террасные, «висячие сады» Семирамиды в Вавилоне (7 в. до н.э.);
– маяк в Александрии (около 280 г. до н.э.);
– статуя Зевса в Олимпии (около 430 г. до н.э.);
– статуя Гелиоса на о. Родос (так называемый Колосс Родосский, около 292-280 г. до н.э.);