Искусство использует знаки, имеющие непосредственное эмоциональное значение.
Язык живописи использует очертания и цвет. Эмоциональными составляющими восприятия очертаний, например, являются: направление движения (снизу вверх – отражает чувство победы, успеха, радости; сверху вниз – неудачи, поражения, горя; направление слева направо – передает уверенность, состояние комфорта, а справа налево – неуверенность, неудобство), характер линий (округлые формы – спокойствие и гармония; резкие ломаные линии – напряжение и активность), способ достижения равновесия картины и расположение центра тяжести, точка золотого сечения и т.д.
Пример. В картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» точка золотого сечения по главной диагонали картины находится перед ртом боярыни, что усиливает ощущение значимости ее речи (точка золотого сечения делит линию длиной С на две неравные части А и В так, что А – меньшая часть – так относится к В – большей части, как В относится к С. Эта точка играет чрезвычайно важную роль не только в живописи, но и в архитектуре, поэзии, музыке. Так, кульминация фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» – подъем красного флага – приходится строго на точку золотого сечения, как утверждает сам Эйзенштейн).
Задание 1. Вспомните, в какую сторону движутся сани с боярыней на картине Сурикова, и объясните выбранное художником направление.
Суриков В.И. Боярыня Морозова. 1884-1887. Холст, масло. 304×587,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Задание 2. На хранящейся в Эрмитаже картине Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» между двумя апостолами проведена странная желтоватая полоса (в варианте этой же картины, хранящейся в Стокгольме, видно, что эта полоса создана светом, идущим из приоткрытой двери, расположенной сзади апостолов). Зачем художнику понадобилось рисовать эту полосу?
Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1590-1592. Холст, масло. 122 х 105 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Задание 3. В эрмитажной картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» определите, где в реальности должны были бы находиться источники освещения нарисованной художником сцены, и объясните, почему Рембрандт выбрал именно такую подсветку своих персонажей.
Рембрандт. Возвращение блудного сына, ок. 1666-1669.
Холст, масло. 260×203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Задание 4. Возьмите репродукцию «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти и посмотрите на ее зеркальное отражение. Как изменилось равновесие на картине и как в связи с этим изменилось ее восприятие.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512—1513. Холст, масло. 256×196 см.
Галерея старых мастеров, Дрезден
Задание 5. В картине П. Пикассо «Любительница абсента» (абсент – полынная водка) найдите все использованные художником способы, чтобы загнать нарисованную им любительницу выпить «в угол».
Пикассо. Любительница абсента. 1901. Холст, масло. 73 x 54 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Задание 6. Непосредственное эмоциональное воздействие имеют различные звуки. Исследование звуков, которые издают младенцы, показало, что гласная «Э» и, особенно, «И» обычно произносятся ими в тот момент, когда они испытывают удовольствие, а гласная «О» и, особенно, «У» – в ситуации страдания и неудовольствия. Была высказана гипотеза, что подчеркнутое звучание «И» в литературном тексте придает ему радостное, мажорное настроение, а обилие в тексте звука «У», наоборот, вызывает у читателя грустные, минорные переживания. Проанализируйте любые выбранные Вами поэтические тексты и оцените справедливость этой гипотезы.
Б. Пастернак в одном из стихотворений своего лирического цикла стихов «Разрыв» пытается передать переживания лирического героя, который потрясен уходом от него любимой женщины, но не хочет в этом признаться даже самому себе, и старается всячески уговорить себя, что у него все в порядке, что он действительно холоден, как лед. Для этого поэт насыщает текст как большим количеством слов, связанных по смыслу с холодом (север и арктические льдины, корабли норвежцев, «в виденьи зим не движущих заиндевелых мачт», и полночные купола, «полощущие глаза слепых тюленей», гагары, снег и т. д.), так и эмоционально «жарким» звучанием шипящих в этих словах. Вот начало этого стихотворения:
Мой друг, мой нежный, о, точь-в-точь, как ночью,
в перелете с Бергена на полюс,
Валящим снегом с ног гагар сносимый жаркий пух,
Клянусь, о нежный мой, клянусь, я не неволюсь,
Когда я говорю тебе – забудь, усни мой друг.
Задание 7. А. В другом стихотворении этого же цикла Б. Пастернак опирается на иное противопоставление звучания слов и их смысла:
Заплети этот ливень, как волны холодных локтей
И, как лилий, атласных и властных бессильем ладоней!
Отбивай, ликованье! На волю! Лови их,
– ведь в бешеной этой лапте –
Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне,
Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне
Ахтей,
Где любили бездонной лазурью, свистевшей в ушах
лошадей,
Целовались заливистым лаем погони
И ласкались раскатами рога и треском деревьев, копыт и
когтей.
– О, на волю! На волю – как те!
Попробуйте сформулировать, что хотел выразить поэт этим текстом, опираясь на сравнение фонетики (звучания) и семантики (смысла) используемых слов.
Б. Каждое слово обладает своим особым эмоциональным подтекстом.
Пример. Э. По назвал одну из новелл так: «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром». Проанализируем это название.
Любое слово понимается в оппозиции к какому-либо другому слову. Если объявляется, что сейчас будет обнародована некая правда, то слово «правда» противопоставляется заведомому обману или каким-то загадочным слухам, т.е. автор как бы предупреждает читателя: то, что ты до сих пор знал об этом, – неверно (хотя читатель, разумеется, до того об этом просто ничего не знал); наконец-то, я расскажу тебе, что было на самом деле.
Слово «случилось» обозначает какое-то нестандартное происшествие, своей исключительностью слово «случилось» противостоит обыденности, регулярности, неизбежности. Автор подготавливает читателя к неожиданности.
Э. По – американец, поэтому такое не англосаксонское имя, как Вальдемар (в переводе – «морская долина», т. е. океанская бездна), обязательно что-то означает. Вальдемар – иностранец? (А все иностранцы немного загадочны). Может быть поляк? (Загадочная славянская душа?). Или немец? (Немцы педантичны, аккуратно относятся к фактам – тогда это имя как бы предупреждает: все последующие – абсолютно достоверно).
Почему мистер Вальдемар, а не просто Вальдемар? Вальдемар – не прощелыга какой-то, не бродяга, а титулованный член общества, к происшествию с которым следует поэтому отнестись со всей серьезностью.
Задание 8. Найдите смысл следующих текстов (объясните – по аналогии с примером – Ваш выбор пословным анализом):
1. А. Пушкин
Алина, сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь!! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
2. В. Маяковский
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Примечание. Важную роль для понимания этого отрывка играет цвет; следует учесть, что дукат здесь использован тоже в цветном значении как золотая, т. е. желтая монета. Поэтому вначале определите конкретный образ, скрывающийся за тем или иным цветом, а затем уж решайте, почему Маяковский говорит о сбежавшихся окнах и пр..
3. С. Есенин
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь...
4. В. Высоцкий
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
5. О. Мандельштам в воронежской ссылке слушает концерт молодой скрипачки и так заканчивает свое стихотворение об этом:
Играй же на разрыв аорты,
С кошачьей головой во рту,
Три черта было, ты – четвертый,
Последний чудный черт в цвету!
6. Саша Черный
Обстановочка
Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
Кряхтят на счетах жалкие копейки:
Покупка зонтика и дров пробила брешь,
А розовый капот из бумазейки
Бросает в пот склонившуюся плешь.
Над самой головой насвистывает чижик
(Хоть птичка божия не кушала с утра),
На блюдце киснет одинокий рыжик,
Но водка выпита до капельки вчера.
Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
В наплыве счастия полуоткрывши рот,
И кошка, мрачному предавшись пессимизму,
Трагичным голосом взволнованно орет.
Безбровая сестра в облезлой кацавейке
Насилует простуженный рояль,
А за стеной жиличка-белошвейка
Поет романс: «Пойми мою печаль».
Как не понять? В столовой тараканы,
Оставя черствый хлеб, задумались слегка,
В буфете дребезжат сочувственно стаканы,
И сырость капает слезами с потолка.
Вариант 2
1. Понятие текста. Интертекстуальность.
2. Сформулированные тексты: взаимодействие однородных или неоднородных текстов.
Материал к семинару
Очевидно, что любой текст следует рассматривать не просто как механическую сумму высказываний автора по различным поводам и проблемам («своеобразную хрестоматию цитат», по выражению Ю.М. Лотмана), а как органический художественный мир. Постоянно сталкиваясь с текстами, начиная с детства, мы привыкаем к поверхностному их восприятию, а глубокое осмысление конкретных текстов кажется нам ненужным педантизмом. Поверхностное восприятие текста зачастую создает впечатление его «понятности». Однако в большинстве случаев тексты насыщены огромным количеством фразеологизмов, имен, намеков, явных и неявных цитат из других текстов, разного рода реминисценций. Без определенных усилий по выявлению скрытых в тексте намеков и цитат мы остаемся далеки даже от простого текстуального понимания тех или иных произведений.
Задание 1.Одним из примеров, характеризующих взаимодействие текстов, является картина английского художника – прерафаэлита Д. Миллеса «Офелия» (1852 г.). Полотно насыщено намеками на пьесу В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»: роза в руке мертвой Офелии соответствует словам ее брата Лаэрта о ней как о «розе мая» малиновка в кустарнике напоминает о песне Офелии «Милее всех малиновка была».
Проанализируйте следующие примеры взаимодействия текстов.
1. Сравните картину М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и описание царевны в сказке А.С. Пушкина:
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
2. За несколько лет до появления картины И.Н. Крамского «Неизвестная» (1883 г.) был опубликован роман Л. Толстого «Анна Каренина». Параллель между образом Анны и Неизвестной невольно возникала в воображении современников. Теперь нередко сравнивают Неизвестную с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот». Какой образ, на ваш взгляд, более соответствует картине?
Задание 2. Выделите из приведенных ниже отрывков художественных произведений прототексты и тексты.
В. Маяковский. Кофта фата.
Я сошью себе черные штаны
Из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
Профланирую шагом Дон-Жуана и фата.
Н. Гоголь. Ревизор.
«Что это за скверный город: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, черт их знает, откудова и нанесут всякой дряни».
А. Пушкин. Эпиграф к произведению «Египетские ночи»:
«Что это за человек? – А, это очень большой талант, он делает из своего голоса все что хочет. – Ему бы следовало, сударыня, сделать из него штаны» (Маркиз Де Бьевр. Альманах каламбуров).
В.Маяковский. Сергею Есенину.
Вам и памятник еще не слит, –
где он,
бронзы звон
или гранита грань?
– а к решеткам памяти
уже понанесли
посвящений
и воспоминаний дрянь.
Задание 3.Акмеизм ставил своей целью выделить прошлые смыслы культуры через цитату или реминисценции. О. Мандельштам писал: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре». Конкретный образ одновременно оказывается символом. Содержание стихов становится двуплановым, важен подтекст.
А. Ахматова.
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится –
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится, –
О, никогда.
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть. За ночь прийти успеет
Зима.
Образ природы приобретает символическое значение на основе ассоциаций с человеческой жизнью. Обратите внимание на подчеркнутые символы. О каком чувстве идет речь в стихотворении?
Задание 4.Фразеологизмы могут затруднять понимание текста, особенно если они редко употребляются или восходят к библейским и мифическим сказаниям. Найдите в предложенных примерах фразеологизмы, расскажите об их происхождении, объясните значение.
Ф. Достоевский. Братья Карамазовы.
Валаамовою ослицей оказался лакей Смердяков. Человек еще молодой, он был страшно нелюдим и молчалив.
А.Чехов. Медведь.
У меня тоже в свое время старуха померла... Что ж ? Погоревал, поплакал с месяц, и будет с нее, а ежели целый век лазаря петь, то и старуха того не стоит.
А.Пушкин. Евгений Онегин.
О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
...Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не в рай.
А. Герцен. Доктор Крупов.
Причина всех гонений на Левку состоит в том, что Левка глуп на свой особенный салтык, – а другие повально глупы.
Н. Чернышевский. Что делать?
И девицы, и вдовы, молодые и старые, строили ему куры, но он не захотел жениться во второй раз.
Задание 5. Три текста посвящены одному и тому же событию, но имеют разное значение. Найдите смысловые различия между этими текстами, ответьте на вопросы.
Текст 1. «...Пугачев со всеми силами подступил опять к Оренбургу и, поставя около всего города батареи, открыл ужасный огонь. С городской стены отвечали ему тем же. Между тем, человек тысяча из его пехоты, со стороны реки закравшись в погреба выжженного предместья, почти у самого вала и рогаток, стреляли из ружей и сайдаков. Сам Пугачев ими предводительствовал. Егеря полевой команды выгнали их из предместья, Пугачев едва не попался в плен. Вечером огонь утих; но во всю ночь мятежники пальбою сопровождали бой часов соборной церкви, делая по выстрелу каждый час. На другой день огонь возобновился, несмотря на стужу и метель. Мятежники в церкви разложили огонь, истопили избу... и грелись попеременно. Ночью Пугачев отступил, претерпев незначительный урон... В церкви, куда мятежники приносили своих раненых, видны были на помосте кровавые лужи. Оклады с икон были ободраны... Церковь осквернена была даже калом лошадиным и человечьим...
С каждым днем силы Пугачева увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч: ядром оного были яицкие казаки и солдаты, захваченные по крепостям; но около их скоплялось неимоверное множество татар, башкирцев, калмыков, бунтующих крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода. Вся эта сволочь была кое-как вооружена, кто копьем, кто пистолетом, кто офицерской шпагой...»
Текст 2.«... Пугачев, верный своему обещанию, приближался к Оренбургу. Я увидел войско мятежников с высоты городской стены. Мне показалось, что число их вдесятеро увеличилось со времени последнего приступа, коему я был свидетель... Не стану описывать оренбургскую осаду, которая принадлежит истории, а не семейственным запискам. Скажу вкратце, что сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия... Все с унынием ожидали решения своей участи; все охали от дороговизны, которая в самом деле была ужасна. Жители привыкли к ядрам, залетавшим на их дворы; даже приступы Пугачева уже не привлекали общего любопытства. Я умирал от скуки... Иногда выходила в поле и наша голодная пехота, но глубина снега мешала ей действовать удачно противу рассеянных наездников. Артиллерия тщетно гремела с высоты вала, а на поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей. Таков был образ наших военных действий! И вот что оренбургские чиновники называли осторожностью и благоразумием!»
Текст 3. «... войска Пугачева в количестве около 2,5 тыс. человек при 20 пушках осадили в начале октября Оренбург... В декабре 1773 под Оренбургом у Пугачева насчитывалось уже 30 тыс. бойцов и 86 орудий... Пугачев стремился придать повстанческой армии некоторую военную организацию. Войска были разделены на полки и отряды, а для правильного снабжения войск оружием, боеприпасами, провиантом, фуражом, пополнения людьми был создан центральный общевойсковой орган, названный Военной коллегией... Все боевые операции намечались и разрабатывались при непосредственном участии самого Пугачева... Решение осаждать Оренбург главными силами крестьянской армии и вынудить город к сдаче измором было одной из главных стратегических ошибок Пугачева. Осада Оренбурга, продолжавшаяся до конца марта 1774, дала возможность царскому правительству выиграть время и мобилизовать значительные силы».
Вопросы к текстам
1. Найдите признаки документальности и художественности текста в этих отрывках (лексика, синтаксис, интонация).
2. Какова функция автора каждого текста? Представляете ли вы его себе, или в этом для Вас нет ни необходимости, ни исходного материала?
3. Определите, какой отрывок взят из «Истории Пугачева», какой из «Капитанской дочки», какой из Большой советской энциклопедии.
Словарь терминов
Аллюзия – намек на известное событие или другое произведение.
Гипербола– преувеличение.
Гротеск – заострение, чрезмерное преувеличение.
Золотое сечение (или правило «золотого деления») – геометрическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей, т.е. С– целое, большая часть – A, меньшая часть – B, тогда C/A= A/B. Приближенно как отношения 5/8 или 3/4.
Инверсия– перестановка (например, слов в предложении «роза алая»).
Интертекстуальность – это понимание текста посредством анализа текстов предшествующей и современной культуры, оказавших влияние на рассматриваемый текст.
Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин в «Эстетике» Аристотеля, применительно к трагедии. Переживая катарсис, то есть сильное душевное потрясение, можно духовно очиститься.
Коллаж– сочетание, монтаж в одном произведении разнородных материалов.
Колорит– общий характер окраски и сочетание цветов.
Марина– морской пейзаж.
Метафора – употребление слова или выражения в иносказательности, переносном смысле, например «говор волн и лепет листьев».
Монохромный – одноцветный (иногда с использованием оттенков и разной интенсивности окраски).
Реминисценция (лат. reminiscentia):
а) смутное воспоминание, явление, наводящее на сопоставление с чем-либо;
б) отзвук иного произведения в поэзии, музыке и пр.
Символ – образ, воплощение какой-либо идеи; условный знак, обозначающий понятие.
Стиль:
а) течение в искусстве, искусство определенной эпохи;
б) прием, способ, метод работы;
в) совокупность художественных особенностей творчества отдельного художника, писателя.
Сюжет:
а) в литературе: развертывание действия и взаимодействие персонажей;
б) в изобразительном искусстве – тема произведения, например, казнь стрельцов в «Утре стрелецкой казни» В. И. Сурикова.
Текст:
а) письменная фиксация устной речи;
б) любое осмысленное сообщение; в качестве текста могут выступать любые знаковые системы.
Фабула– цепь основных событий, последовательность повествования.