Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д. Таунсенд, выражается в следующих чертах, отличающих стиль жизни американцев от представителей других культур:
– ориентация на будущее (а не на прошлое или настоящее);
– кратковременность планов (а не долгосрочность);
– время – деньги (а не просто переживание приятных и неприятных событий);
– жизнь – проблема, которую надо решать (а не тайна, которую невозможно разгадать);
– акцент на «действии», а не на «существовании»;
– акцент на материальные ценности, а не на духовные;
– индивидуальная идентификация доминирует над групповой (семейной, религиозной и т.д.);
– ориентация на свободное, самостоятельное принятие решений (а не коллективное и контролируемое со стороны);
– в центре внимания обычно находится задача, или проблема (а не люди);
– ориентация на равенство человеческих взаимоотношений;
– непосредственность и откровенность в межличностных контактах;
– дружеские отношения складываются более быстро и являются более поверхностными, чем в других культурах;
– в основу общественного контроля над поведением кладутся законность, убеждение, вина (а не закрепленные традицией правила, влияние авторитетов, стыд).
Черты русского менталитета
В России живет много народов, но русский – самый многочисленный. Его менталитет накладывает отпечаток на другие народы, тесно с ним живущие (недаром за рубежом всех россиян называют «русскими»). Многие исследователи отмечают следующие характерные черты менталитета и особенности стиля жизни россиян:
– ориентация на будущее. Русские живут как бы «начерно», в расчете на будущую счастливую жизнь;
– национальное прожектерство и мессианство. Забота о судьбах других стран и всего земного шара;
– бессилие перед произволом, но одновременно надежда на сильную верховную власть. («Плетью обуха не перешибешь», «Сила солому ломит», «Вот приедет барин, барин нас рассудит...»);
– легкомысленное отношение к деньгам, отрицательное отношение к бережливости (скупости), расчетливости и накопительству. Презрение и недоверие к богатым людям. («От трудов праведных не наживешь палат каменных»);
– двойственное отношение к труду: «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит»;
– фаталистически-философское отношение к жизни: «Жизнь прожить – не поле перейти», «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», «На все божья воля», «Жизнь – копейка, судьба – индейка...» ;
– большое уважение к духовной жизни, духовным поискам, праведникам и бессребреникам (а раньше – святым и блаженным). Стремление к образованию, гордость за «самую читающую страну». Любовь к книге и чтению, но ... наплевательское отношение к творцам и носителям культуры, интеллигенции («Они в долгу перед народом, народ их кормит», «Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши...»). Разрушительное отношение к памятникам культуры и истории;
– недоверие народа к западной цивилизации и ее носителям. Средний представитель народа не считает себя европейцем;
– незнание российским интеллигентом собственного народа, его культуры, обычаев и традиций, оторванность от него, в то же время всегдашняя готовность «пострадать за народ», принести себя в жертву во имя счастья народа;
– общинное сознание в противовес «гнилому западному индивидуализму». Стремление жить коллективом. Осознание своей групповой принадлежности, зависимости от мнения «наших». Коллегиальность и коллективная ответственность;
– значительная прослойка маргиналов, не зависимых от общинного сознания, не имеющих долгосрочных планов и какой-либо ответственности перед кем-либо, слабо подчиненных закону и не придерживающихся в своем поведении каких-то традиций и обычаев, национальных или религиозных;
– средняя коммуникабельность (не итальянцы, но и не японцы). Разговорчивость без экспансивности. Русские славятся открытым домом и «душой нараспашку»: в России легко получить приглашение на обед, россияне гордятся гостеприимством («Что есть в печи – все на стол мечи»), постороннему человеку легко узнать подробности жизни малознакомого собеседника;
– в глубине России, в небольших городах и селах – общественный контроль за поведением, которое должно быть усреднено и подчинено неписаным правилам. В больших городах общинный контроль ослаблен. Законность и правосознание повсеместно отсутствуют («Не держись закона, как слепой забора», «Там и закон, где судья знаком», «Где закон, там и обида»). Поголовное незнание Конституции, законов;
– влияние огромных пространств на менталитет:
а) бесконтрольность («До бога высоко, а до царя далеко»);
б) чувство гордости за бескрайнюю страну и ее богатства;
в) некоторая подавленность ее беспредельностью («Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь ...»);
г) отзывчивость, сострадание и гостеприимство, как следствие затерянности в пространстве и одиночества, понимания беспомощности и слабости человека в суровых условиях.
(Составлено: Российская ментальность (Материалы «круглого стола») //Вопр. филос. – 1994. – № 1. – С. 25–53; Словарь русских пословиц и поговорок. – М. : Наука, 1985).
Вопросы к тексту
1. Д. Таунсенд, разумеется, выражает то, что думают американцы о своей культуре. Соответствует ли это вашим представлениям об американской культуре?
2. У каждого из нас есть свои представления о культурных особенностях стиля жизни русских. Сформулируйте ваши представления о них.
3. Сопоставьте американский стиль жизни с русским. По каким из перечисленных черт русского менталитета вы замечаете сходство или различия?
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Коммуникация (лат. сommuncare – cовещаться с кем-либо) – процесс взаимодействия.
Космополитическое (греч. kosmopolitёs – гражданин мира) – вненациональное; как правило, нейтрально к понятию ценности, более узкая разновидность общечеловеческого.
Менталитет (лат. mens – ум, мышление, образ мыслей) – естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления, проявляющийся в идиомах, пословицах, географических названиях, когда об их происхождении и точном значении не задумываются.
Маргинальность (лат. margo – край) – социологическое понятие, означающее промежуточное, пограничное положение человека между социальными группами, что накладывает отпечаток на его психику.
Национальное (лат. natio – род, племя) – исторически сложившееся уникально-самобытное, социокультурное качество определенной социально-исторической общности людей, возникающее на основе сходства языка, территории, экономических и культурных отношений народа.
Национализм – идеология и политика национального превосходства и исключительности.
Общечеловеческое – приоритет внеклассовых, наднациональных ценностей, присущих всему человечеству.
Толерантность (лат. tolerantia) – терпимость к инакомыслию.
Фатализм (лат. fatalis – определенный судьбой) – вера в судьбу.