Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Материалы к третьему вопросу



Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д. Таунсенд, выражается в следующих чертах, отличающих стиль жизни американцев от представителей других культур:

– ориентация на будущее (а не на прошлое или настоящее);

– кратковременность планов (а не долгосрочность);

– время – деньги (а не просто переживание приятных и неприятных событий);

– жизнь – проблема, которую надо решать (а не тайна, которую невозможно разгадать);

– акцент на «действии», а не на «существовании»;

– акцент на материальные ценности, а не на духовные;

– индивидуальная идентификация доминирует над групповой (семейной, религиозной и т.д.);

– ориентация на свободное, самостоятельное принятие решений (а не коллективное и контролируемое со стороны);

– в центре внимания обычно находится задача, или проблема (а не люди);

– ориентация на равенство человеческих взаимоотношений;

– непосредственность и откровенность в межличностных контактах;

– дружеские отношения складываются более быстро и являются более поверхностными, чем в других культурах;

– в основу общественного контроля над поведением кладутся законность, убеждение, вина (а не закрепленные традицией правила, влияние авторитетов, стыд).

Черты русского менталитета

В России живет много народов, но русский – самый многочисленный. Его менталитет накладывает отпечаток на другие народы, тесно с ним живущие (недаром за рубежом всех россиян называют «русскими»). Многие исследователи отмечают следующие характерные черты менталитета и особенности стиля жизни россиян:

– ориентация на будущее. Русские живут как бы «начерно», в расчете на будущую счастливую жизнь;

– национальное прожектерство и мессианство. Забота о судьбах других стран и всего земного шара;

– бессилие перед произволом, но одновременно надежда на сильную верховную власть. («Плетью обуха не перешибешь», «Сила солому ломит», «Вот приедет барин, барин нас рассудит...»);

– легкомысленное отношение к деньгам, отрицательное отношение к бережливости (скупости), расчетливости и накопительству. Презрение и недоверие к богатым людям. («От трудов праведных не наживешь палат каменных»);

– двойственное отношение к труду: «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит»;

– фаталистически-философское отношение к жизни: «Жизнь прожить – не поле перейти», «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», «На все божья воля», «Жизнь – копейка, судьба – индейка...» ;

– большое уважение к духовной жизни, духовным поискам, праведникам и бессребреникам (а раньше – святым и блаженным). Стремление к образованию, гордость за «самую читающую страну». Любовь к книге и чтению, но ... наплевательское отношение к творцам и носителям культуры, интеллигенции («Они в долгу перед народом, народ их кормит», «Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши...»). Разрушительное отношение к памятникам культуры и истории;

– недоверие народа к западной цивилизации и ее носителям. Средний представитель народа не считает себя европейцем;

– незнание российским интеллигентом собственного народа, его куль­туры, обычаев и традиций, оторванность от него, в то же время всегдашняя готовность «пострадать за народ», принести себя в жертву во имя счастья народа;

– общинное сознание в противовес «гнилому западному индивидуализму». Стремление жить коллективом. Осознание своей групповой принадлежности, зависимости от мнения «наших». Коллегиальность и коллективная ответственность;

– значительная прослойка маргиналов, не зависимых от общинного сознания, не имеющих долгосрочных планов и какой-либо ответственности перед кем-либо, слабо подчиненных закону и не придерживающихся в своем поведении каких-то традиций и обычаев, национальных или религиозных;

– средняя коммуникабельность (не итальянцы, но и не японцы). Разговорчивость без экспансивности. Русские славятся открытым домом и «душой нараспашку»: в России легко получить приглашение на обед, россияне гордятся гостеприимством («Что есть в печи – все на стол мечи»), постороннему человеку легко узнать подробности жизни малознакомого собеседника;

– в глубине России, в небольших городах и селах – общественный контроль за поведением, которое должно быть усреднено и подчинено неписаным правилам. В больших городах общинный контроль ослаблен. Законность и правосознание повсеместно отсутствуют («Не держись закона, как слепой забора», «Там и закон, где судья знаком», «Где закон, там и обида»). Поголовное незнание Конституции, законов;

– влияние огромных пространств на менталитет:

а) бесконтрольность («До бога высоко, а до царя далеко»);

б) чувство гордости за бескрайнюю страну и ее богатства;

в) некоторая подавленность ее беспредельностью («Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь ...»);

г) отзывчивость, сострадание и гостеприимство, как следствие затерянности в пространстве и одиночества, понимания беспомощности и слабости человека в суровых условиях.

(Составлено: Российская ментальность (Материалы «круглого стола») //Вопр. филос. – 1994. – № 1. – С. 25–53; Словарь русских пословиц и поговорок. – М. : Наука, 1985).

 

 

Вопросы к тексту

1. Д. Таунсенд, разумеется, выражает то, что думают американцы о своей культуре. Соответствует ли это вашим представлениям об американской культуре?

2. У каждого из нас есть свои представления о культурных особенностях стиля жизни русских. Сформулируйте ваши представления о них.

3. Сопоставьте американский стиль жизни с русским. По каким из перечисленных черт русского менталитета вы замечаете сходство или различия?

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Коммуникация (лат. сommuncare – cовещаться с кем-либо) – процесс взаимодействия.

Космополитическое (греч. kosmopolitёs – гражданин мира) – вненациональное; как правило, нейтрально к понятию ценности, более узкая разновидность общечеловеческого.

Менталитет (лат. mens – ум, мышление, образ мыслей) – естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления, проявляющийся в идиомах, пословицах, географических названиях, когда об их происхождении и точном значении не задумываются.

Маргинальность (лат. margo – край) – социологическое понятие, означающее промежуточное, пограничное положение человека между социальными группами, что накладывает отпечаток на его психику.

Национальное (лат. natio – род, племя) – исторически сложившееся уникально-самобытное, социокультурное качество определенной социально-исторической общности людей, возникающее на основе сходства языка, территории, экономических и культурных отношений народа.

Национализм – идеология и политика национального превосходства и исключительности.

Общечеловеческое – приоритет внеклассовых, наднациональных ценностей, присущих всему человечеству.

Толерантность (лат. tolerantia) – терпимость к инакомыслию.

Фатализм (лат. fatalis – определенный судьбой) – вера в судьбу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.