Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинар № 2. Природные основания культуры



2 часа

1. Культура и природа. Культура и цивилизация.

2. Обусловленность культуры «географическим образом» Земли.

3. Роль ландшафта и климата в формировании своеобразия локальных (местных) культур.

4. Местные природные материалы и их влияние на складывание особенностей местных художественных школ.

Материал к семинару

В. И. Вернадский (1863-1945), один из представителей русского космизма и создатель науки биогеохимии, писал: «Биогеохимия изучает биосферу в ее атомном строении и составляет лик планеты, то есть географический образ и причины его проявления». Мысль об обусловленности природой всех сторон человеческой деятельности мы находим у представителей географического детерминизма. К. Риттер (1779—1859) утверждал, что «мир человека в своем физическом и духовном развитии многообразно обусловлен земною корою», что «существует решительная зависимость человека от географии страны».

Под «географическим образом» и «земною корою» понимается ничто иное как природные, ландшафтно-климатические условия существования человека и творимой им культуры.

В. И. Вернадский писал, что «человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств – может ее ощущать – ее и ее объекты; … человеческий ум … неотделим от биосферы». Человек культурный есть составная часть природы, и окружающую его природу он переживает непосредственно всеми своими чувствами. В.И. Вернадский создал методологическую основу понимания и изучения локальных местных культур в контексте их природного окружения, или поднял вопрос о природных основаниях культуры.

Выдающийся «природник» И.-В. Гете мыслил взаимоотношения природы и человека в их единстве: на ранних этапах своего творчества – пантеистически, позднее считал человека «теснейшим образом сплетенным с окружающей природой».

Взаимообусловленность природы и культуры приводит к пониманию следующего факта - что природа едина, сочленена из объективного и субъективного, а потому человек, как одновременно природное и культурное существо, «играет в мире двойную роль: действительную и идеальную». При этом «действительное» и «идеальное» должно пониматься как жизнь действительная (реальная, практическая, обыденно-природная, физическая) и идеальная (творческая, креативная, метафизическая).

В этом можно убедиться на примере рассмотрения такой эстетической категории, как цвет. Мир, и прежде всего мир природы, имеет ярко выраженную колористическую окрашенность, воспринимаемую человеком, наделенным от природы органом восприятия цвета: «Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения». Органом зрения непосредственно является глаз, составная часть природы человека, имеющая свои физические «обязанности» (по мнению Леонардо да Винчи, глаз живописца выполняет десять обязанностей различения – мрака, света, тела, цвета, фигуры, места, удаленности, близости, движения и покоя).

Однако глаз человека не был бы глазом человека, если бы выполнял только перечисленные выше физические функции, он универсален, неотделим от души конкретного человека, и, соответственно, от отдельной конкретной культуры: «… при помощи глаз … душа представляет все различные предметы природы».

Приведенные свидетельства раскрывают нам понимание локальной местной культуры в ее природном окружении и позволяют постичь ее суть. Как данность она есть проявление места, существующего по своим внутренним законам «суверенности»: «Живая вещь не может быть измерена вне ее находящимся» (И.-В. Гете).

Локальная местная культура как «живая вещь», как целостное самодостаточное явление, как конкретно закрепленный опыт познается и объясняется сначала изнутри, в себе, а затем – извне, в окружающей реальности, системно, в совокупности внешних и внутренних факторов.

Человек как культурный феномен природен и творит культуру, адекватную (точнее, аутентичную) своему личному природному окружению. Именно благодаря этому синкретическому состоянию человека сложилось в биологической науке представление о четырех локальных адаптивных типах – «арктическом», «высокогорном», «континентальном» и «тропическом». Обратим особое внимание на понятие «адаптивный», которое имеет принципиальное смысловое значение в контексте наших размышлений. Оно происходит от позднелатинского adaptatio – приспособление, что в биологии трактуется как «совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды». Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений; в физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания.

Совокупность всех свойств природной среды формирует, приспосабливает к себе совпадающий с ней тип субъекта, который определяется как культурный адаптивный тип. В целом это определение (вспомним, что cultura значит возделывание, воспитание, образование) обозначает креативное бытие данного типа в соответствующих природных условиях, где процесс адаптации является взаимным для природы и человека. Тип биосоциокультурного человека адаптивен именно потому, что соответствует взрастившей его среде обитания (бытия). И понимать конкретный адаптивный тип можно лишь в контексте сформировавшего его и сформированного им природного ландшафта, природной среды места.

Культура природна в своем местном «адресе», природен и носитель культуры. Высокий, стройный, пластичный негр экваториальной Африки и низкорослый, широкий в кости житель северных земель – чукча или алеут принадлежат к разным самоценным культурным генотипам по природному признаку (в данном случае, экваториальному и арктическому), сформированному разными окружающими природными ландшафтами. Они адаптивны своей природе и культуросообразны своей среде, как природной, так и рукотворной – творимой руками сообразно окружению. Как в природном, так и в культурном аспектах негр органичен экваториальной природной среде и подобен высокой, стройной пальме. Чукча или алеут адаптивны природному ландшафту Севера, лишенному вертикальной ориентации. Тундра имеет тяготеющую к плоскости организацию пространства, в котором развертывается бытие человека со всеми характерными особенностями и признаками: бескрайняя снежная или зеленая (на короткое летнее время) равнина, чум, яранга, сани, олени. Северный человек адаптивен суровой природе и культуросообразен ей в своей деятельности охотника, оленевода и рыболова. Природные условия диктуют потребность в теплой одежде, полностью закрывающей тело, и дают все, что для нее необходимо – шкуры оленя и рыбью кожу, сухожилия, кость для изготовления украшений. Аналогично природе и минимальное количество одежды тропического человека: южное тепло обусловливает органичность, естественность обнаженного тела. Необходимость культурного соответствия природе определяет практически-эстетическую составляющую бытия. Чукча украшает свои одежды цветным бисером, полихромия которого компенсирует скупость красок окружающего ландшафта; в природе, окружающей негра, адекватны ярко раскрашенные тела и лица, причудливые украшения, фантастические маски. Г. Монтескье подчеркивал, что «различия в потребностях порождаются различиями в климате, а отсюда происходит и различие в образе жизни». Действительно, во всех условиях – природных или суперурбанистических – законы среды будут действовать безотказно. Применительно к природе, мы видим приспособление человека к природе и порождаемой ею культуре. И это позволяет нам вновь подчеркнуть локальный местный характер культуры, адекватный месту ее географического бытия.

Г.Д. Гачев в книге «Космо-Психо-Логос: национальные образы мира» рассказывает о чрезвычайно продуктивных по выявлению «местности мышления» интерактивных занятиях, которые он проводил в 1960-е гг. со студентами литературного института в Москве. В частности носители конкретных культур по-разному описывали жилище в зависимости от того, что оно представляет собой в том или ином ландшафте: «юрта круглая, видимо, от равномерной открытости во все стороны»; «если человек равнины строит стены, одевает веществом пустоты, то жителю гор надо добывать пустоту, рыть жилища в горах». На основе анализа многочисленных материалов Г. Гачев делает обобщающее заключение: «Национальный образ мира есть диктат национальной природы в культуре».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.