1. «Визуальная культура» – понятие, которое широко распространено в повседневной жизни. Этими словами обозначают все виды рекламы, особенно телевизионной, все разнообразие клиповой продукции, многообразную высококачественную печатную продукцию, высокотехнологичную продукцию киноиндустрии. Попытайтесь выявить сущностные отличия визуальной культуры и визуального (изобразительного) искусства.
2. Одним из подходов к пониманию и анализу визуальной культуры может быть подход по признаку бытия визуальной культуры: от ее авторского проектирования к изготовлению (производству), к (менеджерскому) продвижению до потребителя, наконец, восприятие (потребление) конечного продукта. Ее бытийное пространство включает в себя автора-проектировщика, производителя и потребителя. Покажите на примерах, что таким «структурированным продуктом» визуальной культуры является предметный ряд «дизайн–реклама–полиграфия», и что его можно рассматривать в качестве специфического комплекса визуальной культуры.
3. Предлагаемый предметный ряд визуальной культуры ведет себя чрезвычайно активно и нуждается в выделении функциональных уровней. Предварительно можно назвать два таких уровня. Назовите эти уровни, проиллюстрируйте примерами, проанализируйте их.
4. Визуальная культура актуализировала проблему визуального мышления, которое, по мнению специалистов, не сводится к визуальному обучению. В этой связи проанализируйте следующий текст: «Произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям его автора, а конечным проявлением самого мышления».
5. В 1974 г. В.Л. Глазычевым на русский язык была переведена книга известного американского искусствоведа Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», которой предшествовала монография того же автора «Визуальное мышление» (1970 г.). Книга Р. Арнхейма имеет подзаголовок «Психология творящего взгляда». Смысл этого названия можно интерпретировать как мысль - восприятие – творческий процесс, эмоционально и рационально преображающий все, что оказывается в поле зрения воспринимающего. В главе «Выразительность» Р. Арнхейм определяет выразительность как «напряженность, которую взгляд находит в воспринимаемом».
Проанализируйте психологию восприятия текстов визуальной культуры (визуальных и вербальных на конкретных примерах.
6. В современной визуальной культуре (прежде всего в рекламе) сложились устойчивые брендинговые архетипы (торговля, отдых, развлечения, здоровье), в изобразительном решении которых исключительное место занимают эротические и сексуальные сюжеты. Проанализируйте данное явление с эстетической, художественной, психологической точек зрения.
7. Профессор С.И. Орехов в монографии «Поиск виртуальной реальности» пишет: «Решение проблемы виртуальной реальности как осуществление одного из вариантов возможного мира оборачивается решением проблемы формирования возможного типа человека, личности. Изначально творится реальность, а потом моделируется (и самомоделируется!) человек. Формирование человека идет не через создание условий в данной реальности, а через создание иной – виртуальной – реальности и взаимодействие с ней. Одним из аспектов взаимодействия является проектирование человека.
Сфокусированная точка переживания призвана заменить мое физическое «Я» в киберпространстве, в виртуальной реальности … Субъект виртуальной реальности есть продолжение обычного сознания со всеми его достоинствами и недостатками, но в совершенно другой форме. Самоотождествление себя с образами (персонажами, артефактами и пр.) виртуальной реальности и логика событий (заранее заданная) приводят к изменению сознания, которое затем, будучи возвращено в реальный мир, станет обладать необходимыми качествами. Особенно это касается виртуальной реальности, создаваемой Internet)».
Проанализируйте данный текст с точки зрения визуальной культуры и психики человека.
Контрольные вопросы
1. Попытайтесь сформулировать определение визуальной культуры.
2. Является ли визуальная культура современным средством коммуникации?
3. Определите место дизайна в современной визуальной культуре.
4. Определите место рекламы в современной визуальной культуре.
5. Определите место полиграфии в современной визуальной культуре.
6. Какую роль играют информационные технологии в формировании современной визуальной культуры?
7. Можем ли мы признать, что современная визуальная культура (дизайн, реклама) носит выраженный агрессивный и эротический характер?
8. Роль Internet, информационных технологий в создании виртуальной реальности (киберпространства) как разновидности визуальной культуры.
Визуальная культура – область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения (кино, ТВ, видео, системы мультимедиа). Семиотически визуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющие изобразительные, вербальные и звуковые ряды.
Визуальное мышление – мышление посредством визуальных операций.
Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникнуть, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения.
Дизайн – в широком смысле слова любое проектирование, то есть процесс и метод создания новых предметов, формирования предметной среды, трудовых процессов, оборудования, инструментов и т.д. В узком смысле – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ в.; различается промышленный дизайн, дизайн среды, одежды и графический дизайн.
Информация; информационные технологии – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; передача сведений с помощью техники компьютерными, цифровыми и иными современными способами коммуникации.
Кинетическое искусство– одно из направлений в искусстве ХХ в., прежде всего в пластике, основанное на создании эстетических эффектов с помощью движущихся частей композиции, реальных конструкций, изображений, создаваемых средствами кино, телевидения, лазером, неоном, электричеством, отраженными лучами солнца.
Реклама – первоначально возглас, привлекающий внимание; способ продвижения товара, продукции к потребителю, с середины ХIХ в. – область прикладной графики, в настоящее время – составная часть визуальной культуры.