Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для самостоятельной работы. 1. «Визуальная культура» – понятие, которое широко распространено в повседневной



1. «Визуальная культура» – понятие, которое широко распространено в повседневной жизни. Этими словами обозначают все виды рекламы, особенно телевизионной, все разнообразие клиповой продукции, многообразную высококачественную печатную продукцию, высокотехнологичную продукцию киноиндустрии. Попытайтесь выявить сущностные отличия визуальной культуры и визуального (изобразительного) искусства.

2. Одним из подходов к пониманию и анализу визуальной культуры может быть подход по признаку бытия визуальной культуры: от ее авторского проектирования к изготовлению (производству), к (менеджерскому) продвижению до потребителя, наконец, восприятие (потребление) конечного продукта. Ее бытийное пространство включает в себя автора-проектировщика, производителя и потребителя. Покажите на примерах, что таким «структурированным продуктом» визуальной культуры является предметный ряд «дизайн–реклама–полиграфия», и что его можно рассматривать в качестве специфического комплекса визуальной культуры.

3. Предлагаемый предметный ряд визуальной культуры ведет себя чрезвычайно активно и нуждается в выделении функциональных уровней. Предварительно можно назвать два таких уровня. Назовите эти уровни, проиллюстрируйте примерами, проанализируйте их.

4. Визуальная культура актуализировала проблему визуального мышления, которое, по мнению специалистов, не сводится к визуальному обучению. В этой связи проанализируйте следующий текст: «Произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям его автора, а конечным проявлением самого мышления».

5. В 1974 г. В.Л. Глазычевым на русский язык была переведена книга известного американского искусствоведа Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», которой предшествовала монография того же автора «Визуальное мышление» (1970 г.). Книга Р. Арнхейма имеет подзаголовок «Психология творящего взгляда». Смысл этого названия можно интерпретировать как мысль - восприятие – творческий процесс, эмоционально и рационально преображающий все, что оказывается в поле зрения воспринимающего. В главе «Выразительность» Р. Арнхейм определяет выразительность как «напряженность, которую взгляд находит в воспринимаемом».

Проанализируйте психологию восприятия текстов визуальной культуры (визуальных и вербальных на конкретных примерах.

6. В современной визуальной культуре (прежде всего в рекламе) сложились устойчивые брендинговые архетипы (торговля, отдых, развлечения, здоровье), в изобразительном решении которых исключительное место занимают эротические и сексуальные сюжеты. Проанализируйте данное явление с эстетической, художественной, психологической точек зрения.

7. Профессор С.И. Орехов в монографии «Поиск виртуальной реальности» пишет: «Решение проблемы виртуальной реальности как осуществление одного из вариантов возможного мира оборачивается решением проблемы формирования возможного типа человека, личности. Изначально творится реальность, а потом моделируется (и самомоделируется!) человек. Формирование человека идет не через создание условий в данной реальности, а через создание иной – виртуальной – реальности и взаимодействие с ней. Одним из аспектов взаимодействия является проектирование человека.

Сфокусированная точка переживания призвана заменить мое физическое «Я» в киберпространстве, в виртуальной реальности … Субъект виртуальной реальности есть продолжение обычного сознания со всеми его достоинствами и недостатками, но в совершенно другой форме. Самоотождествление себя с образами (персонажами, артефактами и пр.) виртуальной реальности и логика событий (заранее заданная) приводят к изменению сознания, которое затем, будучи возвращено в реальный мир, станет обладать необходимыми качествами. Особенно это касается виртуальной реальности, создаваемой Internet)».

Проанализируйте данный текст с точки зрения визуальной культуры и психики человека.

Контрольные вопросы

1. Попытайтесь сформулировать определение визуальной культуры.

2. Является ли визуальная культура современным средством коммуникации?

3. Определите место дизайна в современной визуальной культуре.

4. Определите место рекламы в современной визуальной культуре.

5. Определите место полиграфии в современной визуальной культуре.

6. Какую роль играют информационные технологии в формировании современной визуальной культуры?

7. Можем ли мы признать, что современная визуальная культура (дизайн, реклама) носит выраженный агрессивный и эротический характер?

8. Роль Internet, информационных технологий в создании виртуальной реальности (киберпространства) как разновидности визуальной культуры.

Словарь терминов

Визуальный– (от лат. Visualis – зрительный) - видимый, наблюдаемый простым глазом объект.

Визуальная культура – область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения (кино, ТВ, видео, системы мультимедиа). Семиотически визуальные тексты представляют собой знаковые ансамбли, соединяющие изобразительные, вербальные и звуковые ряды.

Визуальное мышление – мышление посредством визуальных операций.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникнуть, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения.

Дизайн – в широком смысле слова любое проектирование, то есть процесс и метод создания новых предметов, формирования предметной среды, трудовых процессов, оборудования, инструментов и т.д. В узком смысле – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ в.; различается промышленный дизайн, дизайн среды, одежды и графический дизайн.

Информация; информационные технологии – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; передача сведений с помощью техники компьютерными, цифровыми и иными современными способами коммуникации.

Кинетическое искусство– одно из направлений в искусстве ХХ в., прежде всего в пластике, основанное на создании эстетических эффектов с помощью движущихся частей композиции, реальных конструкций, изображений, создаваемых средствами кино, телевидения, лазером, неоном, электричеством, отраженными лучами солнца.

Реклама – первоначально возглас, привлекающий внимание; способ продвижения товара, продукции к потребителю, с середины ХIХ в. – область прикладной графики, в настоящее время – составная часть визуальной культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.