2. Идеи классицизма и регулярный (французский) парк.
3. Идеи Дж. Рескина и пейзажный (английский) парк.
4. Природный ландшафт и жанр пейзажа в живописи.
5. Архитектура и природные материалы.
Список литературы
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – С. 128.
2. Гарэн Э. Леонардо да Винчи и «идеальный город» (примечания) / Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. – М. : Прогресс, 1986. – С. 234-235.
3. Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира / Г.Д. Гачев. – М. : Акад. Проект, 2007. – С. 104.
4. Гете И.-В. Поэзия и правда / И.-В. Гете // Избранные философские произведения. – М.: Наука,1964. – С. 182
5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. – М. : Клышников-Комаров и К, 1992. – С.18.
6. Замятин Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам / Д.Н. Замятин // Вопросы философии. – 2001. – № 9. – С. 149.
7. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. – М. : Стройиздат, 1978.
8. Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы / Д.С. Лихачев //»Изборник». – М. : Художественная литература, 1969. – С. 8.
9. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида / К.С. Петров-Водкин // Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. – Л. : Искусство,1982. – С. 500
Семинар № 3. Архитектоника природного, предметного и культурного пространства
4 часа
1. Архитектоника как понятие.
2. Архитектоника природного, предметного и культурного пространства города.
3. Образы города в произведениях изобразительного искусства (на примере творчества омских художников).
Материал к семинару
Под архитектоникой традиционно понимается строительное искусство, художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры. Российский искусствовед и художник-график В.Г. Власов в толковании архитектоники выделяет важное свойство, определяя ее «искусство составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее».
И. Кант одним из первых в философии обратился к этому понятию и использовал его для построения своей философской системы: «архитектоника есть учение о научной стороне наших знаний вообще». Из отечественных ученых ХХ в. архитектоникой и понятием архитектонического серьезно занимался М.М. Бахтин. Будучи сторонником междисциплинарной методологии, ученый увидел в этом понятии диалогическое начало бытия, со-существования субъектов и объектов, которые составляют целое, композиционно завершенное, то есть архитектоническое. «Два принципиально различных, но соотнесенных между собою ценностных центра знает жизнь: себя и другого, и вокруг этих центров распределяются и размещаются все конкретные моменты бытия».
Архитектоника места определяется особенностями взаимосвязей четырех сфер его бытия – природы в ее стройном виде, предметного мира (архитектура, техника, дизайн и т.д.), человеческих сообществха, творящих свою культуру, знания вообще (то есть всеобщего знания в его стройном виде). В их диалоге (вернее, полиологе) составляется бытие места.
Архитектоническое в контексте проблем культурологии возможно рассматривать как интегральноепонятие, наполняющее конкретными значениями бытие и пространство места. Сюда входит, как только что было сказано, природа, предметно-средовой мир, «мир звучащий и молчащий», социокультурные отношения, научная и бытийная рефлексия сообществ и личностей, населяющих данное пространство место.
Задача культуролога - выявить смысл, значение архитектоники места и ее влияние на повседневное бытие человека.
В искусстве архитектоническое рассматривается на примере «предметно-созидательных искусств», куда входят, прежде всего, архитектура (базовая составляющая), предметный мир, дизайн, то есть все то, что составляет целостную овнешненную среду повседневного обитания человека. Исследователь архитектонического С.В. Норенков пишет: «Как органическая целостность оно (архитектоническое – прим. автора) связывает первую (естественную) и вторую (искусственную) природу». Место есть архитектоническое целое и по природным, и по предметным, и по культурныму основаниям.
Контрольные вопросы
1. Дайте развернутое определение «архитектонического».
2. Пространство и его виды.
3. Что такое «хронотоп»?
4. Раскройте понятие «омский трилистник».
5. Назовите имена известных омских архитекторов.
6. Назовите омских художников, скульпторов, в творчестве которых отразился образ Омска.
Словарь терминов
Архитектоника(от греч. archi – старший, главный и tektonikos – относящийся к строительству):
а) строительное искусство;
б) художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры;
в) система связей отдельных частей композиции; искусство составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее; «учение о научной стороне наших знаний» вообще» (И. Кант).