1. Миф «вечного возвращения» в традиционалистской трактовке М. Элиаде.
2. Диалектика мифа А.Ф. Лосева.
3. Л. Леви-Брюль об особенностях первобытного мышления.
4. Структурно-семиотический подход к исследованию мифа.
5. Символика красного, черного и белого, цветов в мировой культуре.
6. Б. Малиновский. Магия и религия: функциональный подход.
7. Шаманизм как проявление мифологического сознания.
8. Индоевропейский пласт в мифологии.
9. Миф в современной культуре: политические, научные и художественные.
Список литературы
1. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М.: Наука, 1988.
2. Евзлин М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. – М.: Радикс, 1993.
3. Леви-Строс К. Колдун и его магия / К. Леви-Строс // Структурная антропология. – М.: 1983. – С. 147–164.
4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М. : Педагогика, 1994.
5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев //Философия. Мифология. Культура. – М. : 1991. – С. 27, 59, 68-69, 71–72, 76–80, 82–83.
6. Менар Р.Ж. Мифы в искусстве старом и новом / Р.Ж Менар. – М. : Гелиос, 2007.
7. Мифология. Энциклопедия / гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003.
8. Рошаль В.М. Полная энциклопедия символов / В.М. Рошаль. – М. : Сова / АСТ, 2006.
9. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. Д.А. Коробчевского. – Смоленск : Русич, 2000.
10. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М. : Наука, 1990.
11. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнэр. – М. : Наука, 1983. – С. 37–39, 47–73, 93.
12. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Д.Д. Фрэзэр. – М. : Политиздат, 1983.
13. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. В. Большаков. – М. : Акад. Проект, 2005.
14. Элиаде М. Космос и история / М. Элиаде. – М. : Наука, 1987.
15. Элиаде М. Словарь религии, обрядов и верований / М. Элиаде, И. Кулиано. – М. : Рудомино, 1997.
Семинар № 10. Сказка как источник мифологической
и исторической информации
2 часа
I. ИСТОЛКОВАНИЕ СМЫСЛА СКАЗКИ
«Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба...»
Из поколения в поколение передается эта русская народная сказка, каждый ее помнит. Человек может в совершенстве овладеть русским языком, усвоить подробности русской истории, изучить географию страны, быть искушенным в российской словесности, архитектуре, живописи, науке и религии, но если он не помнит маленькой сказки «Курочка Ряба», можно не сомневаться – он инородец. Но задумывались ли вы над тем, в чем, собственно говоря, смысл этой истории про деда, бабу и курочку?
Попробуйте в нем разобраться. Интерпретируйте символы, образы этой сказки. Ответьте на поставленные ниже вопросы.
КУРОЧКА РЯБА
Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое яичко – золотое. Дед бил, бил – не разбил, баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и ... разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое: не золотое, а простое!»
Вопросы к тексту
1. Почему, несмотря на примитивность сюжета, отсутствие захватывающих приключений и морали (поучения), эта сказка рассказывается каждому поколению русских детей?
2. Кто такие дед (варианты – мужик, старик) и баба?
3. Почему курочка – Ряба (не «пеструшка», например)?
4. Что символизирует собой Мышка, и почему ей удалось разбить золотое яйцо?
5. Почему яйцо – золотое?
6. Как вы истолкуете обещание Курочки снести другое (простое) яйцо?
7. Знаете ли вы другие сказки (можно других народов), где фигурируют яйцо, мышь, дед, баба и птицы, несущие яйца?
II. РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ИСТОЧНИК МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Как древние славяне представляли себе устройство мира:
а) как устроено небо и как туда попасть?
б) космогонические мифы и их детали в русских сказках;
в) как устроено подземное царство, какие пути ведут туда и обратно?
г) герои подземного царства, их отношение с миром живых людей.
2. Жизнь и смерть, душа и тело: их взаимосвязь в волшебных сказках.
3. Животные в волшебных сказках, их роль в судьбе главных героев сказки.
4. Огонь, его образное воплощение и мифологическая роль.
5. Роль волшебных предметов и магических формул (заклинаний) – какие особенности сознания древних славян закодированы в сказке?
III. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ
Какие реалии древнего быта «зашифрованы» в следующих сюжетах?
1. Герой сказки – младший сын (крестьянина, купца, царя и т.д.) женится на заточенной в высоком замке (тереме) царевне (варианты заточения невесты – в волшебном саду, на дне моря, в подземном царстве, у Кощея бессмертного) и воцаряется после того, как победит всех других претендентов на ее руку.
2. Герой отправляется добывать себе невесту (вариант – царю по его заданию), в пути к нему присоединяются друзья (братья, побратимы), после многих испытаний и даже смерти героя, он оживает и женится на добытой невесте.
Вариант
Герой сказки живет в лесу с командой друзей (братьев), охотится или разбойничает, после многих приключений и неоднократной смерти женится, иногда при этом изменяется его облик (становится красивым, сильным, умнеет, приобретает новые умения, меняет имя и т.д.).
3. Героиня сказки перед тем, как выйти замуж, должна выполнить множество невыполнимых заданий и проявить волшебные умения, заснуть или побывать в заточении (вариант – в подземном царстве, побывать в лягушачей или звериной шкуре), чтобы потом «жить долго и счастливо».
4. Героиня родит ребенка, зачав его каким-то волшебным способом, ребенок потом воцаряется.
IV. СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
1. Какова роль табу в сказках? Какие табу вы встречали в русских сказках?
2. Сказка как путь передачи знаний и умений. Какие качества молодого поколения приветствовались в сказках? Что осуждалось?
3. Сказка как средство воспитания национального характера и менталитета.
Словарь терминов
Аллегория – иносказание.
Анимизм (лат. anima – душа) – представление, согласно которому каждая вещь имеет свой дух (душу) и способна взаимодействовать с человеком.
Антропоморфизм (греч. anthropos + morphe – очеловечивание) – представление о том, что животные, растения, явления неживой природы, стихии обладают человеческими свойствами: мыслями, чувствами, волей (напр.: говорить «человеческим языком» с человеком и между собой).
Космогонический миф (греч. kosmogonia) – миф, объясняющий происхождение, устройство мира.