«Государственное и муниципальное управление», 39.03.02 «Социальная работа»; специальностям 38.05.02 Таможенное дело,
37.05.02 Психология служебной деятельности
Омск
Издательство ОмГТУ
УДК 008(075)
ББК 71я73
П82
Рецензенты:
Денисов Сергей Федорович, д-р филос.наук, проф., ОмГПУ
Стебляк Виктор Вадимович, к. искусствоведения, доц., ОмГУ
П82 Пространство культуры: практикум по культурологии / сост. : Л. М. Дмитриева, А.Н. Машанов, И. Г. Пендикова; под ред. Л. М. Дмитриевой. –Издание 3-е, доп. –Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. –152 с.
ISBN 978-5-8149-0822-3
Практикум содержит планы практических занятий, основные вопросы и тексты, предназначенные для обсуждения, тематику докладов и рефератов, словари терминов и список рекомендуемой литературы по каждой теме.
Предназначен для студентов по направлениям подготовки бакалавриата 54.03.01 «Дизайн», 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 37.03.01 «Психология труда и организационная психология», 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персоналом», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 39.03.02 «Социальная работа»; специальностям 38.05.02 Таможенное дело, 37.05.02 Психология служебной деятельности
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
Культура – социальное явление высокой общности и соответствующее ему синтетическое научное понятие, наиболее полно и всесторонне характеризующее духовный и материальный мир человека, его творческие способности и нравственные установки во всех сферах общественной и повседневной деятельности.
Изучение феномена культуры, чем и занимается культурология, имеет не только самодовлеющее просветительское значение, но и определенным образом формирует человеческую личность на основе освоения духовного и материального богатства предшествующих поколений и ориентирует ее в окружающем мире.
Современное информационное и сциентистское общество предъявляет повышенные политические, нравственные, эстетические и иные требования к своим членам, поскольку наука и техника ХХI века с их колоссальными познавательными и производственными возможностями могут стать причиной как взлетов, так и падений (в том числе и гибельных) человечества.
И здесь судьбоносную роль в жизни общества призвана сыграть культура с ее гуманистическими нормами человеческого общежития и взаимоотношений, с ее набором стимулов и запретов.
Практические занятия по дисциплине культурология преследуют, по крайней мере, две важные цели: помочь студентам полнее и прочнее усвоить теоретические положения данного курса, в том числе идеи учебников и лекций, и пробудить их собственную мысль, развить умение самостоятельно оценивать явления культуры и окружающей жизни в целом.
Тематика практических занятий не дублирует тематику лекций и не охватывает всего содержания курса культурологии, но между ними существует внутренняя связь. Темы семинаров и вопросы для обсуждения могут выбираться для подробного изучения по желанию группы или отдельного студента при согласовании с преподавателем.
I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Семинар № 1. Феномен культуры
2 часа
1. Понятие и сущность культуры.
2. Ядро культуры и его метаморфозы.
3. Предмет культурологии и место ее в системе наук. Методология и конкретные методы исследования культуры.
4. Проблема экологии культуры как нравственная проблема общества.
Материал к семинару
1 сентября 1995 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов Д.С. Лихачев представил общественности проект Декларации прав культуры. По мысли ученого, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества. Министерство иностранных дел РФ добилось отражения ряда ее положений в принятых ЮНЕСКО Декларации о культурном разнообразии (2003 г.) и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.). В документе сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования человека. Культура – условие продолжения осмысленной жизни, дальнейшего развития человечества.
Задание. Проанализируйте, какие аспекты бытия культуры входят в круг проблем экологии культуры.
Декларация прав культуры
Статья 1.В настоящей Декларации под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества.
Статья 2.Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.
Статья 3.Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.
Статья 4.Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.
Статья 5.Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.
Статья 6.Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
Статья 7.Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
Статья 8.Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
Статья 9.Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
Статья 10.Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
Статья 11.На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
Статья 12.Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности; б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира; в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты; г) способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; д) брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; е) осуществлять финансовую и организационную поддержку в издании полных каталогов музейных фондов, а также особо ценных малых собраний и отдельных произведений, хранящихся в частных руках; ж) использовать для реставрации особо значительных памятников истории и культуры специалистов, имеющих международные дипломы высшей категории; з) привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурную ценность; и) выявлять, учитывать и охранять составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности; к) не допускать разрушения созданных как единое целое исторических центров, ансамблей памятников истории и культуры, имеющих общечеловеческое значение (здания, алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки, коллекции и т. д.); л) обеспечивать стабильное местопребывание произведений культуры, имеющих национальное и общемировое значение, и допускать их перемещение только по особым причинам исключительно культурного характера; м) сохранять исторические поселения как единое культурное и стилевое целое.
Статья 13.Как субъект права государство обязано: а) обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; б) создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры; в) обеспечивать свободный доступ к памятникам, произведениям и предметам культуры, вне зависимости от того, в чьем владении они находятся; г) законодательно гарантировать выполнение воли жертвователей произведений и предметов культуры (как прижизненно, так и посмертно), имеющих общечеловеческую ценность; д) не допускать ущемления права граждан пользоваться своим языком, который является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого; е) обеспечивать возможность получения среднего и высшего образования на родном языке представителям национальных меньшинств в местах их компактного проживания.
Статья 14.Как субъект власти государство обязано: а) рассматривать культуру как основу духовной безопасности народа, как базовую предпосылку и критерий выработки моделей общественных преобразований; б) считать главной целью национальной культурной политики создание системы экономических, правовых и иных условий, способствующих спасению, сохранению и развитию культуры как духовной основы существования народа и предпосылки воплощения личностного потенциала каждого гражданина; в) создавать условия для развития науки как важнейшего интеллектуального и духовного ресурса нации; г) всесторонне поддерживать систему образования как ведущего социального института, обеспечивающего приобщение человека к отечественной и мировой культуре; д) вырабатывать механизмы противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом; е) обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей; ж) поощрять создание материальной базы, отвечающей задачам культурной политики, развивать и укреплять сеть культурных и художественных учреждений как в крупных центрах, так и в небольших городах и сельской местности; з) поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия для развития благотворительности в сфере культуры (включая налоговую политику); и) стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры; к) осуществлять государственную политику в области подготовки компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры; л) обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и информировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного здоровья нации утраты даже отдельных ее явлений и объектов.
Статья 15.Как субъект международного права государство обязано: а) способствовать установлению международных контактов и сотрудничества в области сохранения и развития культурных богатств, поощрять распространение культурных ценностей, благоприятствующих укреплению мира и безопасности; б) участвовать в международном сотрудничестве с целью возвращения незаконно вывезенных с территории того или иного государства культурных ценностей; в) неукоснительно соблюдать требования «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 года, поскольку основной ущерб культура несет от военных действий; Культура как целостная средаг) осуществлять международное культурное сотрудничество на основе признания права культуры каждого народа и этноса на самобытность и целостность.
Статья 16.Для обеспечения выполнения положений Декларации при ЮНЕСКО по решению Генеральной конференции учреждается комиссия по соблюдению прав культуры, действующая на основе положения, выработанного Исполнительным советом.
Словарь терминов
Аккультурация (англ. аcculturation, неологизм от лат. аd – к и cultura – возделывание, обработка, развитие) – процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных групп народов, при котором оригинальные культурные модели могут трансформироваться, но группы сохраняют свою целостность.
Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – раздел философии, в котором изучаются вопросы, связанные с природой и структурой ценностей, их роли в качестве социальных и культурных факторов.
Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный, образованный) – этическая жизненная позиция и мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, право на свободное гармоничное развитие, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности -нормой отношений между людьми.
Духовность:
а) социокультурное качество, присущее отдельной личности, группе людей или обществу, основанное на приоритете нематериальных ценностей и гуманистических идеалов Истины, Добра и Красоты, характеризующееся внутренней свободой жизни духа.
б) способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности; способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.
Историзм – научный принцип рассмотрения предметов, явлений, событий в их историческом развитии.
Культура (лат. cultura – возделывание, обработка, развитие) – в самом широком смысле слова это понятие обозначает все созданное руками и духом человека (материальная и духовная культура) - «вторую природу», в отличие от первозданной природы – натуры.
Манкуртизм (от тюрк. «манкурт» – человек, лишенный прошлого, исторической памяти, раб настоящего) – тенденция в духовной культуре современности, основанная на забвении коренных духовных ценностей и традиций.
Семиотика (греч. semios – знак) – учение о знаках и знаковых системах.
Экология культуры (греч. oikos - дом, родина, logos — учение) — понятие, характеризующее отношение к культуре и культурно-исторической памяти. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Природа необходима человеку для его биологической жизни, а культурная среда не менее необходима для его духовной жизни, нравственной самодисциплины и социальности.
Список литературы
1. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры /отв. ред. и сост. Л.А. Мостова. – 2-е изд. – М., СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2006.
2. Бачинин В.А. Культурология: энцикл. словарь / В.А. Бачин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.
3. Беломоева О.Г. Универсализм культуры: опыт культурного анализа / О.Г Беломоева. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005.
4. Жидков В.С. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б. Соколов – СПб.: Алетейя, 2003. – Гл. 3.
6. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/430234/
7. Культурология: учеб. для вузов по дисциплине «Культурология»/ В. М. Дианова [и др.] ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана; С.-Петерб. гос. ун-т. – М.: Юрайт, 2011.