6)принцип свободы конкуренции и недопущения монополист деятельности;
7)пр-п осущ-я гос возд-я на хоз отн-япреимущ на основе примен экон методов.
Иные принципы закреплены в статье 2 ГК РБ:
1)принцип верховенства права;
2)принцип соц напр-ти рег-я экон деятельности;
3)принципприоритета общественных интересов;
4)принцип равенства участников гражданских отношений;
5)принципнеприкосновенности собственности;
6)принципсвободы договора;
7)принципдобросовестности и разумности участников гражданских ПО;
8)принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
9)принцип беспрепятст осущ гражд прав, обесп-я восст-я наруш прав, их суд защиты.
Методы хоз-прав рег-я – совокупность сп-в и приемов воз-я друг на друга гос-ва и др уч-в хоз-прав отн-й. Методы должны обеспеч разл режимы возд-я: властные и диспозитивные.
В силу наличия в предмете ХП 2 групп отн-й: складывающихся между S предприн деят (горизонтальные) и при осущ-и гос рег-я экономики (вертикальные), невозможно осуществить хоз-прав рег-е в рамках одного метода. Передать рег-е экономики в сферу административного права было бы несложно, но это означало бы игнорирование объективных экон зак-в и повлекло бы ослабление позиций отечественных предпринимателей в глобальной конкуренции. Методы должны обеспеч различные режимы возд-я: властные и диспозитивные.
ХП присущи общие методы возд-я:
1.метод обязательных предписаний (включающий метод приказа и метод запрета);
2.метод автономных решений(включающий метод согласований при заключении договоров);
3.методрекомендаций.
4. Хозяйственное законодательство и его роль (ХЗ)
ХЗ - относительно новое явление. Начало его форм-ия было положено принятием Закона "О предпринимательстве в РБ".
Сейчас регламентируется многими тысячами только республиканских НПА. Их количество превышает пределы в сотни раз. ГК применяется субсидиарно к актам так называемого спец. Зак-ва.Представляется задача систематизации ХЗ приведения его в единую внутренне согласованную систему. Правовые принципы и гарантии предпринимательства с учетом его соц. Экон. значения должны определяться законом. В рамках систематизации нужно уменьшить кол-во актов Х. деят.; осуществить переход к регулированию Х отношений в основном законами, а не подзаконными актами.
ХЗ является еще более стабильным, нежели констит. Так, во Франции за последние 200 лет были приняты 16 конституций и один Торговый кодекс (1807 года).
Конкретика в регулировании отношений может быть обеспечена через повышение качества Х договоров, роли судебной практики. Обоснованные судебные решения, будучи опубликованными в печати и сети Интернет, могут восполнить пробелы зак-ого регулирования.
Роль основного источника Х отношений должен занять закон за счет ограничения подзаконного и ведомственного нормотворчества. Следует ввести мораторий на издание наряду с законами любых пр. актов по вопросам пред-ва, кроме случаев, когда эти акты расширяют права или иным образом улучшают правовые условия ХД. Должно быть иск. Рег-ие Х отношений посредством писем и телефонограмм.
Повышению качества ХЗ может способствовать большее включение в правотворческую деятельность представителей деловых кругов и специалистов. Целесообразно предусмотреть обязательную общественную экспертизу соответствующих законопроектов. Постановлением Сов Мина РБ от 20.03.2012 N 247 "О некоторых вопр. организации обще-го обсуждения проектов НПА по развитию предп-ва и внесении доп. в пост. Сов Мина РБ 31.12.2008 г. N 2070" утверждено Типовое положение об общественно-консультативном (экспертном) совете по развитию пред-ва. Советам рекомендовано рассматривать проекты НПА, которые могут оказывать влияние на осущ. ПД.
Концепция ХП наиболее полно отражает современные социально-экономические отношения. ХП является неотъемлемым структурным элементом экономики.
Объективным критерием качества ХЗ выступает состояние нац. хозяйства. Поскольку хозяйство находится в беспрерывной колич-ой и качественной динамике, то и главной закономерностью ХЗ выступает его синхронное и квалиф-ое развитие.
Хоз. деят-ть – это дея-ть ФЛ и ЮЛ, а также гос-ва, осущ-мая. ими в соотв. с зак-вом, закл-ся в произв-ве и реал-ции товаров, работ, услуг и направл.на собственное потребление или систематич. получение прибыли, либо на достиж-е обществ.благ или созд-е усл-й для развития экон. отнош-й.
Хоз.деят-ть – деят-ть спец-х суб-тов хоз-я в сфере произв-ва, обмена и перераспределения матер. и интеллект. благ, а также упр-е и контроль за этой деят-тью со стороны гос-х органов и иных лиц.
К хоз деят-ти относится как деят-ть, направл. на извлечение прибыли (предприн.деят-ть), так и деят-ть, непоср-но не связ. с извлеч-ем прибыли, но обслуживающая, регулирующая и контролирующая процесс получения прибыли и иного дохода.
Прав. регул-е хоз.деят-тью сост-т не только гос-нное, но и частное правовое регул-е, т.е.саморегулир-е. Саморегулир-е имеет осн. источн-ми правового регул-я нормы корпоративного права. Это-локальные норм. акты в виде уставов и учредит. дог-ров коммерч. орг-ций, учредит. док-ты некоммерч. орг-ций, координирующих р-ту коммерч. орг-ций, обычаи делового (хоз-го) оборота и др.
Осн-е признаки хоз. деят-ти:
осущ-ся в сфере матер-го производства и в сфере, что организует производство;
осущ-ся на основе принятия самостоят. реш-й;
Осущ-ся на праве собств-ти и других имущественных прав.
Доп. признаки хоз. деят-ти:
1.творческий и инновационный хар-р - основывается в поиске новых возм-тей, ориентации на нововведение;
2. рискованный хар-р - переложение на субъекта хоз-я груза предвидения неблагопр. последствий (убытков) и употребления мероприятий по их уменьшению или устранению;
3. самостоят. юр. Отв-ть - отв-ть субъекта хозяйствования (имущественная, финансовая, экономическая и т. др.);
4. передача указанных благ прочим лицам на платной основе, то есть их функционирование в форме товара;
5. профессиональные основы хоз. деят-ти.
Виды хоз. деят-ти
а) коммерческая - имеет место, если ее субъект(предприниматель) действует с целью получения прибыли;
б) некоммерческая - для достиж-я опред.экономич. и социальных рез-тов, однако цель получения прибыли при этом отсутствует.