Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Происхождение и эволюция общественного интеллекта и

Социальных систем

Как указывалось в §6.9, предшественники человека жили, как и большинство современных приматов, стадами. Это обстоятельство легло в основу формирования общественного интеллекта, однако не было главной причиной. Основой возникновения общественного интеллекта было высвобождение части времени у некоторых членов общины для интеллектуальной деятельности с существенным увеличением производительности труда при переходе к земледелию и скотоводству. Успехи в деле обеспечения членов стада предков человека продуктами жизнедеятельности, достигнутые при переходе от охоты к искусственному выращиванию сельхозпродуктов, убедили, во-первых, людей в их возможностях управлять объектами природы, и, во-вторых, позволили по крайней мере некоторым индивидуумам заняться осмыслением окружающего мира. Именно им понадобился язык для передачи другим первых абстрактных идей. Появление языка и фиксирует момент возникновения общественного интеллекта.

Надо полагать, что появление интеллекта отдельного человека совпадает по времени с появлением общественного интеллекта. Не исключено, что вообще склонностью к абстрактному мышлению обладали лишь некоторые представители, которые сразу выделялись в особую привилегированную группу. При этом они не обязательно становились вожаками стада, так как для этого нужно было обладать еще физическими и волевыми качествами. Тем не менее, вместе они возвышаются над остальной массой первобытных людей. Впоследствии многие результаты умственной деятельности этих людей усваивались остальными представителями общины. Так возник интеллект у всех представителей рода человеческого.

Становление интеллекта неизбежно развило в людях независимую от рутинных потребностей повседневной жизни тягу к познанию. Как уже говорилось, интеллект может существовать, лишь увеличивая степень производства гармонии в окружающем мире в геометрической прогрессии. А это можно было осуществить лишь путем увеличения объема затрат на познание мира, искусство, ремесла. Появились наряду с культом начала агрономии, селекции, физики, механики, астрономии. Ясно, что всем этим занимались избранные люди, сначала проявившие к этому способности, а затем, в силу примитивности существовавшего тогда отбора, их наследники. Нет смысла объяснять, что эти последние далеко не всегда были достойны предоставленной им чести. В то же время в силу чисто стохастических законов из числа остальных членов появлялись новые интеллектуалы. Возрастало число лиц, отвлекавшихся от рутинной работы по созданию продуктов питания, одежды, жилища. Одновременно с каждой новой ступенью познания тяга к нему людей все более возрастала. Чтобы обеспечить эту потребность, люди начали похищать продукты жизнедеятельности у других общин.

Так начались первые войны. Итак, войны между людьми являются порождением их интеллекта. Немудрено, что между другими представителями животного мира ничего подобного в таких масштабах не наблюдается. (Нельзя, конечно, отнести к аналогии войн борьбу отдельных хищников или стад за сферы раздела или самцов за право на роль вожака). Войны предопределили структуру построения общественного интеллекта (общества) на протяжении нескольких тысячелетий и продолжают влиять на современную цивилизацию самым существенным образом. Именно они обусловили преобразование первобытных общин в государство, классовую структуру государства. По крайней мере, два класса общества порождены войнами - класс патрициев и класс рабов. Изучение истории показывает, что наиболее бурное развитие общественного интеллекта – цивилизации – происходило в тех странах, которые победили в войнах и превратили в колонии наибольшее количество других стран. Именно войны обусловили включение в привилегированный слой общества наряду с вожаками и идеологами еще и армейской верхушки (сначала – всех воинов). Нападая на другие общины, первобытные люди не только отбирали их богатства, но и забирали самих побежденных, превращая их в рабов – мыслящих домашних животных.

Напомним, что стадо человекообразных обезьян – предков человека – представляло собой иерархическую систему. Главным признаком, определявшим высокое положение в стаде, была сила. Однако немалую роль играл и интеллект – та особь, которая обладала наибольшей сообразительностью, например, в охоте, также могла стать во главе группы охотников. Поэтому превращение иерархического стада в классовую общину происходило вполне естественно. Важно учесть, что в основе этого превращения лежало возникновение интеллекта.

Войны потребовали появления помимо перечисленных выше классов ещё одного, среднего класса – класса плебеев, относительно свободных личностей, которые, не обладая такими привилегиями и богатствами, как патриции и жрецы, юридически не были закреплены за конкретными хозяевами. Основное назначение плебеев – изготовление орудий войны – нападения и защиты, лечение воинов, попутно создание комфортных и даже роскошных условий жизни представителей высшего класса.

Как видим, процесс накопления гармонии общественным интеллектом весьма далек от идеального. Тем не менее, следует признать, что, несмотря на всю антигуманность войн, на начальном этапе человечества они были необходимым средством ускоренного развития.

Войны породили авторитарное управление обществом и усугубили раскол человечества на нации. И хотя на более поздней стадии развития рабовладение было заменено крепостничеством – менее жесткой формой принуждения части общества, обеспечивающей его жизнедеятельность, классовое расслоение оставалось еще долгое время.

При этом наиболее привилегированный класс все более утрачивал роль интеллектуального ядра общества. Его функции сводились к обеспечению стабильности общества – защиты от других государств, поддержание порядка силой и идеологией. На роль интеллектуального лидера стал выдвигаться средний класс. Именно здесь сформировывались основные элементы современной цивилизации – рынок, производство, частная собственность, атрибуты демократических взаимоотношений. Но главное – внутри этого класса возникла интеллигенция – наиболее образованный слой людей, занятых в основном творческим трудом. Именно этот слой готовился взять управление обществом, основанное на отказе от принципов принуждения и неэквивалентного присвоения продуктов чужого труда.

Процесс перехода управления обществом от класса феодалов к этому слою был чрезвычайно болезненным и проходил в несколько этапов. На каждом этапе под могучим воздействием развития производства и необходимости повышения производительности труда человечество отказывалось от тех или иных форм внеэкономического (феодального) принуждения. На первом этапе – отказ от кастового неравенства и авторитарного управления. Все члены общества, независимо от происхождения, объявлялись равными перед законом. Власть в государстве передавалась выборным органам. Крестьяне освобождались от крепостной неволи. Однако сохранялись следующие внеэкономические права – власть над колониями, иерархия бюрократических структур, огромные земельные владения, сохранившиеся у большинства феодалов, традиции почитания феодальных званий, большая доступность их к образованию. Существенно расслаивало общество широко практиковавшийся неэквивалентный обмен продуктами производства между наемными рабочими и работодателями. И хотя на рынке труда обе стороны выступали как равные, экономическое неравенство легко перерастало в юридическое – доступу к образованию, управлению, здравоохранению.

Стихийность, неуправляемость рынка приводила к его рассогласованности. То производство создавало товаров больше, чем могло поглотить общество, то, наоборот, не хватало сырья. Все это приводило к автоколебательному, неустойчивому режиму развития. Сохранилась тенденция к военному решению спорных конфликтов между государствами. Особенно серьезные конфликты возникали из-за обладания рынками сбыта и источниками сырья. Узость внутреннего рынка из-за явно заниженной оплаты труда рабочих в большинстве стран побуждала искать рынки сбыта на стороне. Чтобы избежать конкуренции со стороны других государств, как правило, эти рынки обеспечивались колониальной зависимостью от индустриальных стран.

Тем не менее, освобождение общественного интеллекта от основных пут кастового расслоения способствовало бурному его развитию, особенно в области науки и средства ее воздействия на природу – техники. Увеличение производительности труда расширило возможности привлечения к творческой деятельности всей массы населения. Однако для этого надо было пойти на более справедливое распределение продуктов труда между работниками и владельцами средств производства. Наличие колоний сдерживало этот процесс, загоняя его в уродливые рамки. Создавались могучие промышленные империи – тресты, корпорации, подменявшие государственную бюрократию – пережиток феодализма – новой, внутриотраслевой. Назрел кризис, разрешение которого зависело от степени понимания его причин.

В тех государствах, которые вступили на путь отказа от феодализма позже других и рвались догнать остальные и перегнать их по развитию, начали побеждать спекулятивные, тупиковые тенденции построения общества. Из них наибольшее влияние получили два: 1) основанные на идеях Ницше и Шпенглера, 2) основанные на идеях Маркса и Энгельса.

Концепция общественного развития, предложенная Ницше и Шпенглером, базировалась на идее о том, что общественный интеллект создается избранными, особо одаренными личностями, стоящими во главе наиболее выдающихся народов. Все остальные народы объявлялись неполноценными и в зависимости от степени неполноценности подлежали либо уничтожению, либо превращению в рабов. Нет смысла обосновывать антинаучность этой концепции. Единственное, что связывало эту концепцию с истиной – признание того, что вклад отдельных интеллектов в общественный не одинаков. Однако это различие проявляется, как правило, в области познания, искусства, производства, а не в национальных или, тем более, бюрократических сферах. Ясно, что в политическом плане она была обречена на постоянные войны и, следовательно, на гибель. Единственный вариант, при котором фашизм мог победить – это если, действительно, все народы, за исключением избранного, были "расово неполноценными", а общественный интеллект состоял из интеллекта отдельно "избранных личностей". Но именно это-то и не соответствовало истине.

Второй путь выхода из возникшего кризиса был предложен коммунистами – последователями доктрины диалектического материализма. Суть строящегося общества состояла в отказе от рынка, замена его государственным эквивалентированием вклада каждого человека в общественное богатство. В качестве основы ценности продукта принималось время, затраченное на его изготовление. С этой точки зрения ценность работы маляра, красящего забор, оказывалась эквивалентной ценности работы мастера, нарисовавшего художественную картину. Более того, работа маляра оказывалась более нужной, так как при этом создавался материальный продукт, необходимый для пользования, в то время, как картина нужна была только для некоего созерцания в минуты отдыха.

Ясно, что и в этой доктрине использовалась проблема, решение которой необходимо для развития общественного интеллекта. Это проблема эквивалентности товаров, создаваемых разными людьми. Однако вместо меры гармонии, заложенной в продукте, использовалась ошибочная, спекулятивная мера – время производства продукта. Следует отметить, что благодаря усилиям Маркса и Энгельса, а также их многочисленных последователей, эта доктрина оказалась весьма тщательно и всесторонне проработанной не только в сфере структурирования государственного устройства, но и в сфере науки и идеологии. Для того, чтобы обосновать правильность предлагаемого обмена товарами, была создана философская концепция исторического и диалектического материализма, экономическая трудовая теория и социалистическая структура построения государства. Многое во всех этих трех "китах" коммунизма соответствовало уровню развития науки к концу 19 века. Неудивительно поэтому, что этот путь развития привлек к себе чуть ли не половину всего человечества. В той или иной форме на более или менее длительный период его перепробовали государства с населением около 2 млрд. человек. Увлекла эта идеология и многие выдающиеся умы прошлого и этого столетия.

Отказ от религии основывался на том, что благодаря развитию науки большинство религиозных догм оказалось опровергнуто. Но вместе с богом из природы был изгнан разум – доминирующая роль законов природы. Объявлялось, что "материя – первична, сознание – вторично". При этом под сознанием в конечном счете подразумевалось не мышление человека, а упорядочивание, гармония природы, ее законы. Далее легко проводилась логическая цепочка к общественному производству – та его часть, которая создавала материальные, осязаемые продукты, объявлялась доминирующей, базисной. А те работники, которые их производили, считались гегемонами. Рабочие, изготавливающие какой-либо прибор, по логике материализма, производили гораздо более ценный товар, нежели инженер, в уме которого была создана идея этого прибора.

Исходя из базисной идеи о примате материальной стороны бытия над гармоничной, была разработана классовая концепция развития общества. Эта концепция основывалась на том, что при распаде первобытно-общинного строя вследствие несправедливого рыночного обмена продуктами общество расслоилось на классы, основными, полярными из которых были класс владельцев средств производства и класс производителей продуктов. Первые были хозяевами общества и присваивали себе львиную долю богатств, не производя ничего полезного, а вторые – изгоями, всю жизнь создававшими продукты и почти не получавшие взамен ничего. По мере роста производительности труда юридические отношения этих людей менялись – от полного подчинения (рабы и рабовладельцы) до экономического (капиталисты и рабочие). Как видим, и здесь много соответствовало истине, однако не учитывался главный фактор имущественного расслоения общества – оно не было столь богатым, чтобы позволить всем своим членам заниматься творческой работой, а без этой работы невозможен был прогресс человечества, в том числе и в области производительности труда. Поэтому классовая борьба являлась неизбежным спутником прогресса, а не его движущей силой, как утверждали марксисты.

Разделение общества на нации объявлялось еще одним отрицательным порождением классового развития. Эксплуататорам, утверждали марксисты, выгодно было натравливать одну часть работников на другую, чтобы держать их в узде. Поэтому провозглашался отказ от доминирования национальных различий, интернационализм. И в этом вопросе материалисты опережали развитие общества и упрощали происходящие в нем процессы. Безусловно, развитие коммуникаций, все более углубляющая экономическая и культурная зависимость наций друг от друга стирают грани недоверия и различия наций. Однако этот процесс должен быть естественным, а не искусственно привнесенным, несмотря на всю его кажущуюся привлекательность.

Но особенно кардинальной переделке подвергли сторонники марксистской доктрины государственное и общественное устройство. Дабы уничтожить враждебный обществу класс собственников средств производства, эти последние были переданы в распоряжение государства. В результате государственные органы получили неограниченную возможность распределять продукты труда по своему усмотрению. И вот здесь-то сказалась вся ошибочность и гибельность марксистской доктрины. Дело в том, что государство – это не некий безликий монстр, а вполне определенный набор учреждений, наполненных людьми – чиновниками. В результате они получили право распределять богатства, создаваемые обществом, по своему усмотрению. Правда, теперь уже не персонально, а коллективно, обезличенно. Так на смену классу (вернее, сословию) капиталистов пришел новый класс – класс чиновников, номенклатуры. Таким образом, расслоение общества сохранилось, только оно приняло более уродливые формы. Отказ от экономических, рыночных методов стимулирования работников вынудил новый класс обращаться к докапиталистическим, феодальным и рабовладельческим методам управления. Началась невиданная по глубине и масштабам стагнация общества. Надо отметить, что появление нового класса не соответствовало марксистской доктрине, и поэтому всячески скрывалось и вуалировалось. Это еще более уродовало общество.

Единственным перспективным оказался третий путь выхода из кризиса второго этапа развития капиталистического общества. Этот путь – путь дальнейшего развития экономических, рыночных отношений. Была ликвидирована колониальная система – последний бастион феодализма. Были приняты жесткие антимонопольные законы, лишившие возможности заправил бизнеса путем сговора нарушать в свою пользу рыночные эквиваленты. Усовершенствовалась система демократического управления государством. Все это сразу дало впечатляющие результаты – развитие образования, повышение жизненного уровня всех слоев населения. Но главное – научно-техническую революцию, кардинальным образом преобразовавшую человеческую деятельность. Резко возросла доля творческого, умственного труда. В развитых странах сельскохозяйственные и промышленные рабочие составляют не более 20% всего активного населения.

Все остальные – служащие сферы сервиса, управления, образования, медицины, науки и культуры. Таким образом, даже в этом аспекте марксистская доктрина оказалась неправой – победителем в "классовой борьбе" рабочих и буржуазии стала последняя к взаимной выгоде обеих конфликтующих сторон. Применение метода акционирования предприятий позволило включить рабочих в число собственников – владельцев предприятий.

Ясно, что именно этот путь развития оказался столбовым. Большинство других стран бросилось вдогонку государствам, добившимся существенного прогресса. Лишь очень немногие продолжают упорствовать, пытаясь реализовать социалистический или расистский путь. Пока никаких успехов они добиться не могут, но постоянно служат источником напряженности в человеческом обществе.

Каким видится дальнейший путь развития общественного интеллекта? По-видимому, главным итогом настоящего этапа формирования гармонии будет создание еще одной, качественно новой ступени развития – создания совокупного интеллекта. Суть его будет сводиться к тому, что люди научатся мгновенно обмениваться мыслями – не с помощью слов, письма и других видимых и слышимых сигналов, а с помощью практически мгновенно распространяющихся радиоволн. По-видимому, в этот один огромный мозг будут включены не только нейроны отдельных людей, но и процессоры усовершенствованных до уровня искусственного интеллекта компьютеров. Такой совокупный интеллект будет жить гораздо дольше, нежели индивидуальные, так как последние будут поочередно заменять друг друга.

Формирование такого интеллекта предполагает не только создание каких-то искусственных технических средств, но и изменение в биологической природе человека. В частности, создание инстинктов – наследуемых рефлексов, регулирующих взаимодействие индивидуумов. Например, такое свойство, как нравственность, которая в настоящее время выступает как приобретенные в результате воспитания правила поведения.

Преобразование нравственных принципов в инстинкт возможно только при возникновении в обществе необходимых предпосылок, в первую очередь, получение объективно обоснованных методик расчета меры гармонии (стоимости) товаров. Далее, необходимо обеспечить свободный доступ к образованию именно в той области, к которой имеет склонность человек. В последующем – наличие потребности в продукции этой профессии. Обеспечение всех членов общества товарами, необходимыми для их жизнедеятельности, для биологического существования, должно быть одинаковым. Различие в доходах должно касаться только тех товаров, которые связаны с преобразованием природы.

Ясно, что сейчас даже самые индустриально развитые общества весьма далеки от этого этапа, и понадобится пройти еще чрезвычайно большой и тернистый путь. Тем не менее, основные тенденции этого развития видны уже сейчас.

Первое – это определение правильного эквивалента при обмене товарами и замена стохастического рынка управляемым. При этом никакого социалистического выравнивания стоимости товаров не произойдет, так как по мере заложенной в каждом из них гармонии они могут существенно отличаться друг от друга.

Второе – максимальное внедрение компьютеров для управления с целью ликвидации слоя бюрократов.

Третье – развитие биосферы. Дело в том, что человек не просто высшее произведение природы, он является частью природы, ее головным мозгом. Поэтому нездоровье биосферы неизбежно скажется на развитии интеллекта.

В-четвертых, постепенная ликвидация границ. Правда, возможности объединения всех наций в одну до создания совокупного интеллекта есть альтернатива. Дело в том, что объединение мыслительной деятельности отдельных людей в единый умственный процесс скорее всего будет происходить по частям, на сугубо добровольной основе. Сначала это будет группа друзей, затем коллектив единомышленников и т.д. Так вот в силу исторической и генетической общности людям одних национальных корней легче будет совмещать свой духовный мир, нежели людям разных национальностей. Впрочем, все это – перспектива отдаленного будущего и сейчас можно лишь в самых общих чертах его оценивать.

Ноосфера

Наружные слои Земли, преобразованные в результате деятельности социальных систем и управляемые ими, именуются ноосферой [12]. Иногда её именуют “мыслящей” оболочкой земного шара, техносферой, антропосферой и социосферой. Ноосфера - это сложная, динамично развивающаяся система. Её фундаментом является биосфера. Именно её в первую очередь структурирует, упорядочивает человек.

В последние годы человек вышел за пределы непосредственно земной оболочки и начал включать в ноосферу окружающее её космическое пространство.

Представляется, что ноосфера, как единый, хотя и очень сложный, объект природы, только формируется. Во всяком случае, пока не прослеживаются внутренние обратные связи, которые бы обеспечивали устойчивое её развитие. Создавая объекты гармонии с высокой плотностью информации, человек неизбежно должен в ещё большей степени наращивать энтропию, т.е. разрушать биосферу. Очевидно, должна возникнуть естественная, природная, не зависящая от воли конкретных людей обратная связь, которая бы поддерживала баланс создаваемой гармонии и вносимого тем самым в природу хаоса. Отсутствие перманентного, непрерывного механизма сохранения такого баланса чревато возникновением скачкообразного, катастрофического выравнивания возможности биосферы и гипертрофированно выросшей ноосферы. Признаками наступающей катастрофы являются:

* наступление так называемого “парникового эффекта” вследствие повышение процентного содержания диоксида углерода в атмосфере и резкого возрастания потребления тепловой энергии из минерального сырья;

* разрушение озонового слоя, защищающего всю биосферу от ультрафиолетового облучения;

* ликвидация многочисленных популяций животных и растений, приводящая к нарушению структуры биосферы;

* возникновение огромных пространств суши, гидросферы и даже близлежащего космоса, захламленных отходами промышленной и военной деятельности людей.

Пока не ясно, как сформируется система обратной связи – сознательно, т.е. будет изобретена и осуществлена людьми, как некий объект социальной системы, – или бессознательно, путём развития естественного инстинкта самосохранения (т.е. так же, как бессознательно возник рынок или государство). Однако совершенно очевидны механизмы действия этой системы. Во-первых, ясно, что люди формируют гармонию чрезвычайно неэкономично. Выше (см. §1.6) было показано, что термодинамический эквивалент информации составляет 10-23 [Дж/0К]. Это значит, что электростанция в 1 млн.кВт (обычная ТЭЦ) при температуре порядка 200С (2930К) каждую секунду вырабатывает 1029 байт информации. Однако практически используется лишь незначительная доля – дай бог, несколько мегабайт (~106...107 байт). Как видим, человек может в миллионы и миллиарды раз увеличить объём создаваемого порядка без существенного повышения потребления тепловой энергии. Это путь создания так называемых интеллектуальных технологий. (Кстати, сам человек потребляет мощность порядка 150 Вт – 3000 ккал/сутки, – что соответствует при температуре 36,6оС информации

0.105∙1023 байт/с.)

Во-вторых, обществу придётся научиться выводить все отходы за пределы земной атмосферы (так называемые безотходные технологии*).

В-третьих, закрепить все объекты природы за хозяевами – см. § 7.6, защитив их тем самым от хищнического истребления.

Возможно, возникающие сейчас стихийно общественные течения и законодательно формируемые государственные природоохранные организации и являются зародышами возникающей структуры ноосферы. Ясно одно, что без такой структуры развитие человечества будет сопровождаться болезненными (а может быть и губительными) катастрофами.

Роль хозяина в правильном использовании потребляемых обществом ценностей можно обосновать на таком примере. Как известно, сжигая определенное количество топлива, мы одновременно используем гораздо большее количество кислорода воздуха. Так, на 1кг угля при его полном сгорании затрачивается 2,7кг кислорода воздуха. Однако потребитель платит только за уголь, а кислород достается ему даром. Главная причина этого парадоксального явления - отсутствие у этого товара хозяина. В конечном счете, это приводит к неисчислимым экологическим проблемам. Только тогда, когда в обществе будет выработан механизм строгой оплаты тех, кто занят воспроизводством кислорода (а заодно и воды, и других “бесплатных” естественных ресурсов), только тогда экологические проблемы перестанут быть политической спекуляцией и будут серьезно решаемыми.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

 

12. Социальные системы:

12.1.Что такое социальная система?

12.2.Чем качественно (по своей структуре) человеческое сообщество отлича­ется от муравейника?

12.3.Как осуществляется отрицательная обратная связь в социальной системе?

12.4.Присущи ли социальной системе основные признаки интеллектуальной системы: познание, творчество, труд, самопознание, мировоззрение, воля, тезаурус? ;

12.5.Что такое производство?

12.6.Какая единая мера у всех товаров?

12.7.Какие существуют три типа товаров?

12.8.Как рынок осуществляет управление производством?

12.9.Что такое эквивалентный обмен?

12.10.Какова основная функция государства в современных социальных сис­темах?

12.11.Перечислить функции государства.

12.12.Что такое потребление?

12.13. Куда девается основная масса товаров, изготовленных в процессе од­ного производственного цикла?

12.14.Роль интеллектуальных процессов в производстве.

12.15.Какие инстинкты человека лежат в основе формирования социальных систем?

12.16.Что такое расширенное воспроизводство?

12.17.Когда и как возникли социальные системы? Какова роль интеллекта в возникновении и развитии социальных систем?

12.18.Почему возникло социальное неравенство?

12.19.Роль войн в развитии социальных систем?

12.20.Основные этапы развития социальных систем.

12.21.Чем принципиально отличается свободное демократическое (рыночное) общество от феодально-рабовладельческого?

12.22.В чём принципиальный недостаток социалистической социальной системы от рыночной?

 

ТРЕНИНГ-ТЕСТЫ

Выбрать один правильный вариант ответа для каждого вопроса:

1. Что такое парадигма?

A. Мембрана между верхней и нижней внутренней полостью человека.

B. Обобщенная модель окружающей действительности.

C. Величина, обратная фокусному расстоянию линзы.

D. Логически ошибочное утверждение в древнегреческой мифологии.

2. Что такое энтропия?

A. Мера хаоса и порядка.

B. Одна из составляющих пищевых продуктов.

C. Волшебное существо древнеиндийской мифологии.

D. Мера глубины впадин в пещерах.

3. Что такое информация?

A. Газета.

B. Теле- и радиопередача.

C. Отрицательная энтропия.

D. Сигнал.

4. Что такое температура?

A. Нагретость.

B. Состояние человека во время болезни.

C. Показание градусника.

D. Средняя кинетическая энергия движения молекул.

5. Что такое неравновесная система?

A. Весы с разными грузами;

B. Клоун на канате.

C. Система из источника тепловой энергии, открытой системы и холодиль
пика.

D. Сообщающиеся сосуды с разным уровнем жидкости в каждом.

6. Что такое диссипативная система?
А. Система с утечкой топлива.

В.Часть открытой системы, в которой накапливается сложный порядок.

С.Технологическая установка с рассеянным оператором.

D. Химический реактор.

 

7. Что такое гиперсфера?

A. Шар.

B. Сфера с вложенной в нее другой сферой.

C. Сфера в четвертом Измерении, описываемая уравнением

х2 + у2 +z2 +v2 =R2.

D. Сфера большого радиуса.

8. Что такое красное смещение?

A.Спектр отдаленных звезд.

B. Цвет носа после пьянки. .

C.Искажение изображения у дальтоников. ,

D.Повышение кровяного давления, вызывающее кровотечение из носа.

 

9. Что такое белый карлик?

A.Персонаж швейцарского фольклора.

B.Космический объект, возникший в результате коллапса звезды с массой
солнца.

C.Поседевший инвалид небольшого роста.

D.Морская свинка.

10. Что такое большой взрыв?

A.Состояние Вселенной на начальной стадии ее эволюции.

B.Взрыв водородной (термоядерной) бомбы.

C.Взрыв сверхновой звезды во Вселенной.

D.Атака международных террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке.

11. Что такое управление?

A. Передача порядка от объекта малой энергии, но большого порядка,
объекту большой энергии, но малого порядка;

B. Воздействие интеллекта на объекты живой и неживой природы;

C. Издание приказов, указов, постановлений и др. руководящих документов;

D. Дирижирование оркестром, хором, ансамблем.

 

12. Что такое дизъюнкция?

A.Музыкальный знак;

B. Логическое сложение;

C. Разъединение целого на составные части;

D.Торговая фирма.

13. Что такое инверсия?

A.Измена;

B. Логическая операция;

C. Отказ от обязательств;

D.Преобразование постоянного сигнала в переменный.

14. Что такое белок?

A. Продукт питания;

B. Наружная часть яйца;

C. Полимер аминокислот;

D. Белая краска.

15. Что такое нейрон?

A. Небесное тело;

B. Элементарная частица;

C. Элемент компьютера;

D. Нервная клетка. ,

16. Что такое ген?

A. Участок молекулы ДНК, в котором закодирована структура молекулы
белка;

B. Наследственная информация;

C. Мозг гения;

D. Крокодил.

17. Что такое гормон?

А. Персонаж древнегреческой мифологии;

В.Тропическая змея;

C. Лекарство;

D,Органическое соединение, осуществляющее управление жизненными процессами много-
клеточного организма.

18. Что такое коацерват?

A. Клетка больного раком;

B. Морской микроорганизм;

C. Разновидность метеоритов;

D. Полипептидный комплекс, окруженный водной оболочкой, предшествовавший образованию клеток.

19.Что такое прокариот?

A. Простейший одноклеточный организм, не имеющий ядра;

B. Шумерский воин;

C. Болезнь желудка;

D. Предмет дискуссии.

20.Что такое синапс?

A. Овощ;

B. Чувствительная часть мембраны нейрона;

C. Пучок телефонных проводов;

D. Прототип киноаппарата.

21.Что такое ноосфера?

A.Среда обитания человечества, подвергшаяся воздействию интеллекта;

B.Сферическое изображение;

C.Геометрический термин;

D.Сокровище.

 

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

АДЕЗИНМОНОФОСФАТ- один из четырёх нуклеотидов, образую­щих ДНК и РНК.

АДЕНОЗИНТРИФОСФАТ (АТФ) - органическое вещество, обеспечи­вающее накопление необходимой для жизнедеятельности клетки энергии.

АКСОН- длинный отросток (волокно) нервной клетки, передающий электрический разряд другим нейронам (см.) или эффекторам (см.).

АМИНОКИСЛОТА (ПЕПТИД) - органическое соединение H2N-HCR-СООН,левая часть молекулы которого носит щелочной, а правая - кислотный характер, средняя содержит радикал R(см.), которым одни аминокислоты отличаются от других; полимеры аминокислот (полипептиды (см.)) являются ос­новным веществом клетки - белком (см.).

АНАЛИЗ (от греческого разложение, расчленение) - процедура мысленного расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства) в процессе познания. :

АНАЛОГОВЫЙ (НЕПРЕРЫВНЫЙ) СИГНАЛ -передача информа­ции от одного объекта другому непрерывно во времени. Противоположный -дискретный (цифровой) сигнал (см.).

АТОМНЫЕ ЧАСЫ (квантовые часы) - устройство для точного изме-
рения времени, основной частью которого является квантовый стандарт часто-
ты. Ход а. ч. регулирует частота излучения атомов при их кантовых переходах
из одного энергетического состояния в другое.

АЭРОБНЫЕ КЛЕТКИ - клетки, использующие для своей жизнедея­тельности чистый кислород О2.

АНАЭРОБНЫЕ КЛЕТКИ - клетки, использующие кислород молекул воды H2 O.

АРХЕИ (АРХЕБАКТЕРИИ) - один из типов простейших одноклеточ­ных организмов, характеризующихся способностью использовать для своего питания неорганические вещества - серу, фосфор, соли, сероводород и др.

БАКТЕРИИ - простейшие одноклеточные организмы, не имеющие яд­ра; различаются две основные разновидности бактерий - прокариоты (см.) и археи (см.).

БЕЛЫЙ КАРЛИК - завершающая стадия эволюции звёзд малой массы (меньшей или равной массе Солнца), характеризующаяся кратковременным ра­зогревом оставшегося после коллапса (см. вещества звезды).

БИОСФЕРА - система, образованная всеми биологическими существа­ми на Земле и сформированными ими объектами и явлениями.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА(живой организм) -управляемая система, обладающая целью сохранения накопленного в её памяти порядка (информации); характеризуется самоорганизацией - единством управляющего и исполнительного органов, химическими реакциями полимеризации, как ос­новными энергетическими (материальными) процессами, и органическими веществами, как преимущественным материалом своего строения.

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ - начальное состояние Вселенной в соответствии с релятивистской космической моделью А.А.Фридмана, характеризуемое высо­кой температурой Т° =1013-1015 °К, и состоянием материи в виде электромаг­нитного поля, расширяющегося со скоростью света.

БОЛЬШОЙ ТРЕСК - по сценарию закрытой релятивистской модели А.А.Фридмана завершающий момент эволюции Вселенной - момент сжатия Вселенной в сингулярность. Возможность большого треска теория допускает только в том случае, если в Космосе будут обнаружены скрытые массы веще­ства, на 2-3 порядка превышающие обнаруженное, например, нейтрино.

БУДДИЗМ - монотеистическая религия, возникшая и распространённая на юге и юго-востоке Азии.

БЮРОКРАТ(чиновник) - служащий государственного учреждения, имеющий право представлять государство в пределах определённых ему свы­ше полномочий.

 

ВЕРОЯТНОСТЬ - частота какого-либо события при многократном по­вторении какого-либо процесса, имеющего различные результаты.

ВЕЩЕСТВО - вид материи, обладающей массой покоя. Слагается из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - воздействие частиц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения.

ВИД - элементарная единица систематизации биологических систем; характеризуется одинаковостью строения основных органов и способностью полового размножения.

ВИРУСЫ - неклеточные частицы, содержащие наследственные моле­кулы - ДНК или РНК (см.), способные размножаться, лишь проникнув в жи­вую клетку.

ВСЕЛЕННАЯ - система мироздания, совокупность всех существующих в природе миров.

ВТОРОЙ ЗАКОН (НАЧАЛО) ТЕРМОДИНАМИКИ - все процессы в природе протекают таким образом, что энтропия, т.е. мера неупорядоченности движения или строения объекта; возрастает.

ГИПЕРСФЕРА - геометрическая конструкция Вселенной согласно тео­рии А.А.Фридмана. Описывается уравнением четырёхмерной сферы.

ГРАВИТАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ПОЛЕ) - наиболее сла­бое из всех известных фундаментальных взаимодействий, обусловленное ис­кривлением пространства-времени.

ГРАФ - математическое изображение причинно-следственных связей(см.).

ГЕН - участок молекулы ДНК (см.), в котором закодирована структура вполне определённой молекулы белка (см.).

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД - последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, соответствующая последовательности аминокислот в белке.

ГЕНЫ АЛЛЕЛЬНЫЕ - гены, расположенные на одних и тех же участ­ках гомологичных хромосом и определяющие какой-либо признак организма.

ГЕНОТИП - совокупность всех генов одного вида.

ГЕНЫ ДОМИНАНТНЫЕ - такие половые гены, которые определяют признаки дочерних организмов.

ГЕНЫ РЕЦЕССИВНЫЕ - такие половые гены, которые определяют признаки дочерних организмов только при отсутствии доминантных ген.

ГОМОЛОГИЧНЫЕ XPOMOCOMbl - пары хромосом, полученные от сперматозоиды и яйцеклетки и определяющие одни и те же признаки.

ГОРМОНЫ - ферменты, осуществляющие химическое управление многоклеточными организмами.

ГОСУДАРСТВО- орган социальной системы, ответственный за созда­ние и соблюдение законов функционирования рынка; в ведение государства также входит - выпуск денег, обеспечение коммуникаций между субъектами рынка, охрана и взаимосвязь между различными социальными системами, обеспечение жизнедеятельности неактивной части общества.

ГРИБЫ - представители одного из трёх царств многоклеточных орга­низмов, характеризуемые неподвижным, как растения, образом жизни и гете­ротрофным аэробным, как животные, способом питания.

ДЕДУКЦИЯ - приём логического анализа, обозначающий переход от общего к частному (например, если у всех млекопитающих четыре конечно­сти, значит, и у белки четыре конечности).

ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА (ДНК) - вещество, в молекуле которого - двойной полимерной цепи нуклеотидов - закодирована наследственная информация клетки.

ДЕНЬГИ- товар, выпускаемый государством для обслуживания обмен­ных операций на рынке.

 

ДИССИПАТИВНАЯ СИСТЕМА - разновидность открытой системы, характеризуемая сложным порядком (структурой).

ЖИВОТНЫЕ - представители одного из трёх царств многоклеточных организмов, характеризующиеся полной или частичной подвижностью и гете­ротрофным аэробным питанием.

 

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ - в любой замкнутой (изолиро­ванной от других объектов) системе объектов сумма энергии покоя m0v , кине­тической и потенциальной не изменяется.

ЗАКОНЫ РЕЛЯТИВИСТСКИЕ - законы общей и специальной теории относительности, обусловленные относительностью пространства и времени.

ЗАКОНЫ КВАНТОВЫЕ - законы взаимодействия и движения микро­частиц, основанные на невозможности точного и одновременного измерения координаты частицы и её импульса, энергии и момента, угла поворота и мо­мента импульса.

ЗАПОМИНАНИЕ - передача порядка'(информации) от объекта боль­шой энергии (массы) и большого порядка объекту малой энергии(массы) и ма­лого порядка, но большего времени существования.

 

ИЗМЕРЕНИЕ - то же, что и запоминание (см.), но без сохранения информации на длительное время.

ИНФОРМАЦИЯ (негэнтропия) - мера порядка, величина, противопо­ложная по знаку энтропии.

ИНДУКЦИЯ - приём логического анализа, когда из частных суждений выводится общее.

ИНСТИНКТ(безусловный рефлекс) - принцип действия животного, определяемый наследственными механизмами.

ИНТЕЛЛЕКТ (интеллектуальная система) - такая биологическая система, которая помимо цели сохранения накопленного в ней порядка обла­дает ещё одной, главной целью - преобразование (упорядочивание) окружаю­щей природы.

ИНТУИТИВНОЕ (ОБРАЗНОЕ) МЫШЛЕНИЕ - одна из двух форм творческой деятельности интеллекта, характеризующаяся построение мыслен­ной модели будущей ситуации, которая может возникнуть по воле или помимо воли человека; как правило, первичная модель имеет вид паттерна (см).

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - компьютерная система, осуще­ствляющая частично или комплексно функции интеллектуальной системы.

ИУДАИЗМ - первая монотеистическая религия (см.), давшая начало целому семейству монотеистических религий, основанных на библейских учениях.

 

ИСТОК - в теории графов объект - источник информации.

ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ - структурная единица неравновесной систе­мы, обладающая наибольшей температурой и передающая теплоту другим структурным элементам - открытой системе (см.) и холодильнику (см.).

КАТАЛИЗАТОР - вещество, способное в небольшом количестве ини­циировать химическую реакцию между другими веществами; в биологических системах белки - катализаторы (ферменты) обуславливают химические реак­ции полимеризации или деполимеризации других белков или нуклеиновых ки­слот (см.) ДНК и РНК.

КИБЕРНЕТИКА-. наука об управлении в природе, живых организмах, технике и социальных системах.

КИСЛОТЫ НУКЛЕИНОВЫЕ - полимеры нуклеотидов (см. РНК и* ДНК).

КЛЕТКА - структурная единица биологических систем (см.), характе­ризующаяся тремя главными конструктивными элементами: цитоплазмой, мембраной и наследственным центром (в эукариотах - ядром); важнейшими функциональными признаками клетки являются обмен веществ и деление -редупликация (см.).

КОАЦЕРВАТЫ -г многомолекулярные комплексы, состоящие из поли­пептидов и окружённые водной оболочкой - природная форма, предшество­вавшая возникновению первичных живых организмов.

КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ - способность нуклеотидов, входящих в состав РНК и ДНК, образовывать попарные водородные связи: аденина (А)с урацилом (У) и тимином (Т), а гуанина (F) с цитозином~(Ц).

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ - логический приём, проверяющий соответст­вие представление человека о каком-либо объекте или явлении с его реальны­ми характеристиками.

КРОССИНГОВЕР - обмен участками молекулы ДНК гомологичных хромосом половых клеток в процессе их созревания (мейоза (см.)).

 

КВАЗИУСТОЙЧИВОСТЬ - устойчивость (см.) диссипативных систем (см.), ограниченная во времени.

КОЛЛАПС - катастрофическое сжатие вещества звезды под действием гравитации после завершения в ней реакций термоядерного синтеза. Сопрово­ждается яркой вспышкой (см. взрыв сверхновой).

КОНЦЕПЦИЯ - обобщённое понимание совокупности каких-либо объ­ектов и процессов, с ними происходящих.

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ- один из двух уровней творческой деятельности человека, суть которого сводится к мысленному увязыванию существующей ситуации с той образной моделью, которую он придумал в процессе образного (интуитивного) мышления.

МАССА - в классической физике мера материи. Проявляется либо в форме инертной массы, т.е. как коэффициент пропорциональности между си­лой и ускорением, либо в форме гравитационной, характеризуя силу гравита­ционного взаимодействия.

МАТЕРИЯ - субстрат, строительный материал всех объектов природы. Складывается из элементарных частиц и фундаментальных физических полей (см. взаимодействие).

МАТЕРИАЛИЗМ - философское учение, признающее тождественное*, бытия (физической реальности) и материи.

МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ - одна из разновидностей материализма, которая допускает наличие в физической реальности (бытии) ещё одной сущности - движения материи, которое порождает законы диалек­тики - самые общие законы природы, из которых, как следствия, вытекают все остальные.

МЕЙОЗ- процесс размножения и созревания половых клеток. МЕТАБОЛИЗМ - обмен веществами между клеткой и окружающей средой.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- один из основных признаков интеллекта, суть которого сводится к представлению (мысленной модели, паттерну) каждого человека или группы личностей о смысле его (их) будущей жизни.

МИТОЗ- процесс деления неполовых (соматических) клеток.

МИТОХОНДРИИ- органеллы эукариотических клеток, функцией ко­торых является запасание и обеспечение процессов в клетке энергией.

МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ - религия одного бога; известны четыре канонические монотеистические религии - буддизм, иудаизм, мусуль­манство и христианство (все-см.).

,

МУСУЛЬМАНСТВО (ислам) - одна из канонических монотеистиче­ских религий, возникших в третьем веке нашей эры на Ближнем Востоке, как развитие библейского учения, оформившегося к тому времени в виде двух ре­лигий - иудаизма и христианства; признавая общего с этими религиями бога, мусульмане (магометяне) главным своим пророком чтут Магомета, а главны­ми мировоззренческими заповедями - коран: учение этого пророка.

МУТАЦИИ - изменение наследственных признаков, вызванное нару­шением кода гена.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - передача основных признаков организма (строение и принцип действия) от родительских особей дочерним.

НЕЙРОН (нервная клетка) - разновидность соматических клеток жи­вотных, образующих их основной управляющий орган - нервную систему.

 

НЕРАВНОВЕСНАЯ СИСТЕМА - система объектов природы, пред­ставляющих собой большое скопление молекул, находящееся в конченом си­ро-ванном состоянии, в которой происходит преобразование части тепловой энергии в энергию упорядочного движения - работу. Система состоит из трёх обязательных компонентов - источник энергии (см.), открытая система (см.) и холодильник (см.).

НЕРАВНОВЕСНАЯ ТЕРМОДИНАМИКА - раздел термодинамики, изучающий процессы превращения хаотического движения молекул в их упо­рядоченное движение (расположение) при теплопередаче от объекта с боль­шей температурой объекту с меньшей температурой.

НООСФЕРА - среда обитания человечества, подвергшаяся преобразо­ванию в результате деятельности людей.

НУКЛЕОТИДЫ - составные части (мономеры) нуклеиновых кислот -РНК и ДНК (см.), структкра которых включает в себя две постоянные части —

остаток фосфорной кислоты и дезоксирибозу (пентозу - сахарозу) - и одну пе­ременную - азотистое основание; эти основания следующие - аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) или урацил (У) и цитозин (Ц).

ОРГАН- функциональный узел многоклеточного организма.

ОРГАНЕЛЛА (ОРГАНОИД) - функциональный узел клетки.

ОРГАНИЗМ - см. биологическая система.

ОТБОР ЕСТЕСТВЕННЫЙ - один из основных механизмов эволюции живой природы, основанный на постоянной конкурентной борьбе живых организмов

ОТБОР ИСКУССТВЕННЫЙ"- отбор домашних животных и растений человеком.

 

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА - часть неравновесной системы (см.), в кото­рой происходит преобразование.части энергии теплового (хаотического) дви­жения в энергию упорядоченного движения

 

, ПАРАДИГМА - обобщённая модель какой-либо совокупности (множе­ства) объектов или явлений.

ПОРЯДОК (гармония) - принципы и законы существования и взаимо­действия всех объектов и систем природы. Их свойства, связи, отношения и формы.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ - (здесь) передача порядка (информации) от одного объекта другому.

ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ-совокупность наиболее общих признаков, с помощью которых одни объекты или процессы физической реальности отли­чаются от других: расстояние, размер, точка, линия, поверхность, место, коор­динаты, движение, угол, форма, такт, момент, интервал, монотонность, необ­ратимость, непрерывность.

ПАТТЕРН (от англ. Pattern - набросок, эскиз) - первоначальный про­дукт творческой (мыслительной) деятельности человека, представляющей мысленный образ будущей ситуации или объекта, содержащий лишь самые общие штрихи и лишённый детального продумывания всех частей.

ПИТАНИЕ АВТОТРОФНОЕ - потребление живым организмом неор­ганических веществ и превращение их в органические.

ПИТАНИЕ ГЕТЕРОТРОФНОЕ - потребление живым организмом только органических веществ.

ПОДСОЗНАНИЕ- низший уровень мыслительной (интеллектуальной) деятельности мозга человека, не имеющий самоконтроля (внутренней обрат­ной связи) и соединяющий сознание (см.) с другими инстинктами человека.

ПОЗНАНИЕ -один Из признаков интеллекта, характеризующий его стремление сформировать из чувственных восприятий обобщённые (абстракт­ные)'понятия и представления об окружающем человека мире.

ПОПУЛЯЦИЯ - часть вида, проживающая на Протяжении многих по­колений в одной и той же области (ареале).

ПОТРЕБЛЕНИЕ - один из признаков социальной системы (см.), за­ключающийся в закреплении произведённых в процессе производства (см.) ценностей зк определёнными субъектами рынка (см.).

ПРОИЗВОДСТВО— все виды деятельности человека, результаты кото­рой предназначены для других людей.

ПРОКАРИОТЫ - простейшие одноклеточные организмы, не имеющие ядра.

РАЗВИТИЕ (эволюция) - накопление порядка, сопровождающееся ка­чественным изменением (т.е. появлением нового признака, свойства или зако­номерности) какой-либо системы объектов.

РАЗМНОЖЕНИЕ - способность живых организмов воссоздавать себе подобные дочерние особи в увеличивающемся в геометрической прогрессии количестве.

РАССУДОК - один из синонимов слова "интеллект", чаще относимый к будничной, повседневной его деятельности.

РЕГУЛЯЦИЯ- процесс управления в живых организмах; существует три вида регуляций - трофный (при обмене веществ), гормональный и ней­ронный (только у животных).

РЕЛИГИЯ - базовая (начальная) форма проявления интеллекта; на первых стадиях его развития включала в себя мифическое (фантастическое) представление о мире и основные правила поведения человека в обществе и его отношения, к окружающей среде; в настоящее время всё более сосредотачивает в себе основы нравственных принципов отдельных народов и всего человечества. '

РЕФЛЕКС - реакция многоклеточных организмов (в основном живот­ных) на воздействие внешней среды.

РЕЧЬ- одна из важнейших функций сверхсознания (см.), заключаю­щаяся в звуковом или письменном способе передачи мыслей (идей) одним че­ловеком другому; одновременно служит главным способом организации (упо­рядочивания) мыслительной деятельности человека.

РЫНОК- орган управления (головной мозг) социальной системы, ха­рактеризующийся обменом товаров (см.), в результате которого определяется вся структура, объём и развитие производства.

САМОПОЗНАНИЕ - один из признаков интеллекта, заключающийся в способности человека осознавать собственное "я" и направленное на изучение этого "я" как методами искусства, так и научными методами.

 

СВЕРХСОЗНАНИЕ (по Фрейду - "Альтер - Эго") - высший уровень деятельности интеллекта направленный на объединение мышления отдельных личностей в коллективное.

СВЕТОВЫЕ ЧАСЫ - теоретический (мысленный) прибор, состоящий из двух расположенных параллельных друг другу отражающих плоскостей, между которыми пробегает, периодически достигая то одну, то другую из них, луч. света (импульс электромагнитной волны). Последовательность моментов отражения луча от одной из этих поверхностей характеризует собой такт этих часов.

СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ - энергия, излучаемая каким-либо веществом в результате происходящих в нём молекулярных процессов - химических ре­акций, кристаллизации, конденсации газа в жидкость, смешения, растворения, диффузии и т.п. Различаются два вида свободной энергии - Гиббса (при изо­барическом процессе) и Гельмгольца (при изохорическом процессе.)

 

 

СИЛЬНОЕ ЯДЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (поле) - взаимодействие между нуклонами-протонами и нейтронами, объединяющими их в ядра. К сильному взаимодействию относят и взаимодействие между некоторыми дру­гими элементарными частицами.

 

СИНАПС - чувствительная область мембраны нервной клетки, воспри­нимающая электрические сигналы от нервных окончаний других нейронов.

СИНЕРГЕТИКА - теория формирования и функционирования слож­ных упорядоченных систем.

СИНТЕЗ (от греческого - соединение, сочетание, составление) - ло­гический приём, заключающийся в мысленном соединении различных элемен­тов предмета или явления в единое целое.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ (информационная) ФИЗИКА - область физики, изучающая формирование общей структуры природы путём происходящих в ней информационных процессов.

СИСТЕМА - множество объектов, обладающая новым свойством, не присущим порознь этим объектам.

СЛАБОЕ ЯДЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (поле) - взаимодействие, ответственное за радиоактивный распад и процессы, связанные с возникнове­нием и аннигиляцией нейтрино. Согласно теории Ш.Гаэшоу, С.Вайнберга и А.Салима, является одним из проявлений электромагнитного взаимодействия.

 

СОЗНАНИЕ (по Фрейду - "Эго") - основной уровень деятельности интеллекта, заключающийся в том, что. все рождаемые им идеи находятся под постоянным самоконтролем (внутренней обратной связью, датчиком которой служит оперативная память); служит управляющим органом основных по­ступков человека.

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - множество интеллектуальных систем, осуществляющее основную цель интеллекта - преобразование (упорядочива­ние) окружающей среды путём разделения труда

СТОК - в теории графов объект - потребитель информации.

СТРУКТУРА (от латинского строение, порядок, расположение) - со­вокупность устойчивых связей частей сложного объекта системы - см.), обес­печивающих его целостность им сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структура - узловой логический показа­тель при переходе от анализа к синтезу (см.)в процессе познания.

ТВОРЧЕСТВО - главный признак интеллекта, заключающийся в спо­собности человеческого мозга прежде, чем отдать команду мышцам осущест­вить какую-либо деятельность, представить себе в виде мысленного образа будущую ситуацию или объект, а также продумать процесс перехода от на­стоящей ситуации к этой будущей.

ТЕЗАУРУС (по латински сокровище) - сплав способностей и знаний человека.

ТЕМПЕРАТУРА - среднее значение энергии хаотического поступа-
тельного движения молекул; в системе СИ измеряется шкалой Кельвина, по-
лучаемой делением указанной энергии на постоянную Больцмана КБ =
1,38 1 О'7'1 Дж/°К.

 

ТОВАР - продукт производства.

ТРУД- мускульная деятельность человека, направленная на реализа­цию идей, возникших в его мозгу в процессе творчества; подразделяется на рутинный - труд во имя самосохранения - и творческий - труд по преобразо­ванию окружающей среды.

.

УПРАВЛЕНИЕ - передача порядка от объекта малой энергии (массы) объекту большой энергии.

УСЛОВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ - вероятность обнаружения какого-либо элемента сложного множества, если известно подмножество, к которому он принадлежит.

УСТОЙЧИВОСТЬ - способность системы восстанавливать внутреннее равновесие, из которого она выведена кратковременным внешним воздействи­ем.

ФАГОЦИТЕЛЛА - простейший гипотетический многоклеточный орга­низм (по И.И. Мечникову), представляющий собой трубку, состоящую из двух слоев - наружной охранной и движущей (эктодерма) и внутренней питающей (энтодерма).

ФЕРМЕНТЫ- белки-катализаторы.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - концептуальное (обобщённое) на­звание окружающего мира, подчёркивающее базовое значение законов физики во всех протекающих в нём процессах.

ФИРМА - единица производства, характеризуемая единством произ­водственного процесса (технологией), наличием единоначальника и юридиче­ского лица - полной ответственностью за производимые товары.

.

ХАУСХОЛД(annii.Household — семейное хозяйство) — единица по­требления, характеризуемое либо одним субъектом рынка, имеющим в своей частной собственности какую-либо долю общественного богатства и исполь­зующим её в следующих циклах производства, либо группой субъектов, объе­динённых семейными или другими юридически закреплёнными узами.

 

ХОЛОДИЛЬНИК - элемент неравновесной системы (см.), которому передаётся часть тепловой энергии источника (см.).

ХРОМОСОМА - органелла эукариотческой клетки, содержащая моле­кулу ДНК.

ЦЕЛЬ- внутренняя причина возникновения процесса.

ЦИТОПЛАЗМА - вещество внутренней полости клетки..

 

ЦИФРОВЫЕ (дискретные) СИГНАЛЫ - передача информации от одного объекта другому разделёнными по времени порциями.

ЭВОЛЮЦИЯ-см. развитие

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (поле) - взаимодей­ствие между протонами и электронами, ответственное за образование атомов и молекул. Обнаружено и у других элементарных частиц. В основе взаимодей­ствия лежит электрический заряд е= 1,6 10"19Кл.

ЭНЕРГИЯ (от греческого - действие, деятельность) - количественная мера вещества, движения и взаимодействия (энергия покоя, кинетическая и потенциальная энергия). Характеризуется постоянством при любых процессах.

ЭНТРОПИЯ - мера хаоса, изменение которой пропорционально разно­сти отношений изменения средней кинетической энергии движения молекул к температуре (см.) и изменения плотности молекул к самой плотности (от гре­ческого - поворот, превращение).

ЭУКАРИОТЫ- высшая форма развития клетки, характеризующаяся наличием ядра и ряда других органелл.

 

ЭФФЕКТ ОЛЬБЕРА (эффект "чёрного неба") - визуальное доказа­тельство конечного числа звёзд во Вселенной, основанное на том обстоятель­стве, что в противном случае каждая точка небосвода светилась бы.

ЭФФЕКТ ХАББЛА ("красное смещение") >- смещение спектра отда­лённых звёзд в сторону низких частот, обусловленное их удалением от нашей Галактики (расширением Вселенной).

ЭФФЕКТОРЫ - нервные клетки, воздействующие на мышечные во­локна.

ЯДРО- органелла эукариотической клетки, осуществляющая управле­ние её жизнедеятельностью.

 

 

литература

1. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе - М.: Мир, 1989. -224с.

2. Ичас М. О природе живого: Механизмы и смысл: Пер. с англ. – М.: Мир, 1994 – 406с.

3. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980.

4. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. – Москва – Ижевск: / Институт компьютерных исследовании 2003, 320 с.

5. Пригожин И., Стингерс И. Квант, хаос, время. – М.: УРСС, 2003.

6. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках: Пер. с англ./ Под ред. Ю.Л.Климонтовича. - М.: Наука,1985

7. Пригожин И., Стенгерс И.Порядок из хаоса (новый диалог человека с природой). – М.: Эдиториал УРРС,2001.- 310 с.

8. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. - М.: Мир, 1979 .

9. Винер Н. Кибернетика. – М.: Мир, 1968.

10. Капица С.П.,Курдюмов С.П.,Малинецкий Г.Г.Синергетика и прогнозы будущего.- М.: Эдиториал УРСС,2001. – 278с.

11. Рюэль Д.Случайность и хаос. – Москва-Ижевск: R&C Dynamics,2001.-191c.

12. Философский энциклопедический словарь/Гл. ред. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

13. Пуанкаре А. О науке: Пер. с франц. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1983. - 560 с.

14. Стратонович Р.Л. Теория информации. - М.: Сов. радио. 1975. - 424 с.

15. Вероятность и информация. А.М.Яглом и И.М.Яглом. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит. 1973. - 511 с.

16. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. - М.: Наука. Гл. ред. физ. - мат. лит., 1986. - 192 с.

17. Берке У. Пространство - время, геометрия, космология. Пер. с англ. - М.: Мир, 1985. - 416 с.

18. Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики. Учебное пособие для втузов. - М.: Энергия, 1972. - 376 с.

19. Малахов В.В. Вестиментиферы – автотрофные животные. Соросовский образовательный журнал, №9, 1997.

20. Франк-Каменецкий М.Д. Самая главная молекула. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. - 176 с.

21. Ландау Л.Д., Лившиц Е.М., Теория поля. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1968. - 460 с.

22. Фрейд З. Психология бессознательного, - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

23. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия; Пер. с нем. - М.: Наука, 1993. - 172 с.

24. Гильдерман Ю.И. Закон и случай. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 200 с.

25. Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1987. - 288 с.

26. Малвей Дж. Фундаментальная структура материи. - М.: Мир, 1984. - 288 с.

27. Фейнберг Дж. Из чего сделан мир. - М.: Мир, 1981. - 240 с.

28. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. - М.: Высшая школа, 1991.

29. Мамонтов С.Г. Биология. - М.: Образование, 1989.

30. Кажинский Б.Б.Биологическая радиосвязь. – Киев: Издательство АН УССР,1963.

31. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика/ Пер. с англ. В.Лукашевич и др./ Под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 1994. - 448 с.

32. Радунская И. Л. Предчувствия и свершения. Книга вторая: Призраки. - М.: Дет. лит., 1984. - 367 с.

33. Роуз С. Устройства памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995 – 384с.

34. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./Под ред. И. Ренглерда, Б.Херцберг, Д. Эпстайн – М.: Мир, 1995 – 335с.

35. Кузнецов В. И., Идлис Г. М., Гутина В.Н. Естес




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.