Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественный интеллект – естественная основа формирования



Социальных систем.

Индивидуальный интеллект человека устроен так, как если бы он являлся составной частью коллективного интеллекта. В предыдущей главе мы сознательно старались исключить из описания интеллекта те его органы, которые непосредственно связаны с коллективным мышлением, хотя вполне органично вписываются в общую цепь взаимосвязи всех его разделов. Здесь же, наоборот, внимание будут сосредоточено на тех элементах индивидуального интеллекта, которые обуславливают его взаимодействие с другими.

В § 6.7 было отмечено, что высший уровень деятельности интеллекта – сознание – имеет два подуровня: собственно сознание (по Фрейду “я” или “эго” [22]) и сверхсознание (“сверх я” или “альтер - эго”). Вот этот-то последний уровень и является тем главным инстинктивным механизмом, который побуждает людей взаимодействовать друг с другом.

Сверхсознание складывается из следующих частей: 1) речь или язык; 2) соревновательность (по Фрейду “инстинкт значимости” [22]); 3) правила нравственности и морали.

Речь изначально складывалась как система звуковых сигналов, с помощью которой один человек сообщал другому свои мысли. На основе речи появилась письменность – знаковая система передачи мыслей. И хотя в наше время трудно сказать, какой именно из этих двух способов является доминирующим, тем не менее, исторически так сложилось, что обе эти формы обмена мыслями чаще всего обобщенно именуются “речь” или “язык”. Мы также используем эту терминологию.

Главное отличие речи от звуковых сигналов других животных, включая самых высокоразвитых, например, шимпанзе или гориллы, заключается в том, что люди сообщают с ее помощью сюжеты своей внутренней жизни – то, что видит их внутренний взор, или слышит их внутренний слух, или к какому они пришли решению, или что хранит их память, или какие их обуревают эмоции.

Характерно, что само мышление человека устроено так, что в окончательном виде наши мысли имеют форму речевых фраз. Следовательно, организация индивидуальной интеллектуальной деятельности такова, что без существования других людей она была бы невозможна. Мы мыслим таким образом, чтобы наши идеи можно было сообщить другим людям.

О том, какую роль сыграла речь в эволюционном процессе становления интеллекта, говорит хотя бы тот факт, что отличие фасадной части головы человека от обезьяньей непосредственно связано с речью. Дело в том, что выдвинутая вперед нижняя часть лица обезьяны не дает возможности языку создавать в ротовой полости такого большого разнообразия акустических резонансов, как в случае плоского лица человека. Характерно, что дыхание человека синхронизировано с динамикой его речи: за один выдох обычно произносится одно предложение [2]. Имеются и анатомические особенности мозга, обуславливающие звуковую речь. Это, во-первых, так называемое поле Брока, которое расположено в левом полушарии и обеспечивает издание речевых сигналов и их прием, и, во-вторых, поле Вернике, которое непосредственно связано с нейронами уха и сразу же абстрагирует звуковые сигналы.

Следующая функция речи – систематизация человеческого мышления (см. рис.6.3). Первичная стадия этой систематизации – лингвистическая. Законы построения фраз, их взаимосвязь позволяет людям не только наиболее точно донести друг до друга абстрактные образы, возникшие в их сознании, но и упорядочивают само мышление человека. Чем лучше человек владеет законами лингвистики, тем точнее и четче он мыслит.

Более высокая стадия систематизации человеческого мышления – математическая. С этой точки зрения математика– наиболее сложная форма речи, которая имеет дело только с обобщенными, абстрактными понятиями. Математика – это язык науки, язык логического мышления.

Необходимо отметить, что математика связана с углублением перехода от звуковой речи к письменной. В математике главное – письменные символы. Звуковые же играют вспомогательную роль.

Как правило, лингвистические и математические законы упорядочивают разные виды интеллектуальной деятельности – первые главным образом интуитивное, образное мышление, а вторые – логическое.

Надо сказать, что язык – не единственный способ передачи мыслей между людьми. Люди передают их с помощью мимики, жестов, поз. Более высокий по уровню сложности способ – с помощью искусства: музыки, картин, скульптур, запахов. Эти способы не непосредственно воздействуют на мыслительный аппарат, а на эмоциональную сферу, подсознание, которое затем и порождает определенный строй мыслей. Все эти средства используются каждым человеком сознательно или подсознательно с единственной целью – обеспечить своё значимое участие в создании коллективного мышления.

Весьма бурно изучается передача мыслей с помощью так называемых биологических радиоволн. Точно установлено, что деятельность человеческого организма, особенно мозга, связано с излучением электромагнитных волн [34]. Дело в том, что для передачи сигналов друг другу нейроны генерируют электрическое поле. Имеются многочисленные свидетельства того, что люди в состоянии воспринимать эти волны. Этот путь передачи информации очень интересен, так как практически моментален, однако до его серьезного освоения еще достаточно далеко. Тем более, что уже сейчас установлено сильное воздействие такой передачи не только на мысли, но главным образом на психику людей, на их подсознание. А это связано с риском подорвать здоровье человеческого мозга. Особенно явно биологическая связь ощущается между матерью и младенцем. Последний исключительно точно воспринимает и реагирует на нее. Все это позволяет достаточно серьезно отнестись к гипотезе о том, что в будущем способ передачи информации с помощью биополей может заменить в качестве базового речь.

Второй инстинктивной предпосылкой общественного интеллекта является соревновательность. Каждый человек стремится не просто сообщить другим людям свои мысли, но и пытается добиться их доминирования над другими. Помимо тех средств, о которых было сказано выше, каждый из нас добивается признания своих идей путём их наиболее тщательного аргументирования, путём высокого профессионализма в своей деятельности. Впрочем, не исключаются и иные способы воздействия на коллективное сознание – использование более высокого общественного положения, а порой и приемы оппортунистического вида – подавление воли другого, обман и т.п.

Третьим компонентом сверхсознания является нравственность или мораль. И здесь существенную роль играют врожденные инстинктивные потребности, в частности, чувства родителей к детям и наоборот, альтруизм (способность пожертвовать своими интересами ради других). Однако в окончательном виде этот инстинкт в настоящее время не оформился. Зигмунд Фрейд считает [23] главным хранилищем нравственности религию. В частности, по его мнению, именно монотеистическая религия позволила создать такую идеологическую основу нравственности, которая способствовала наиболее интенсивному развитию принявших её народам.

Тем не менее, следует признать, что инстинктом человека, наследуемым генетическим путём принципом его деятельности этика не стала. С этой точки зрения следует признать, что социальная система, как объект природы, не достроен. (Для лучшего понимания этого достаточно представить себе, может ли одна пчела втайне от других спрятаться в улье и лакомиться мёдом, и сравнить это с деятельностью отдельных людей).

Помимо сверхсознания, в основе социальной системы лежит и ряд других инстинктов, таких, например, как инстинкт коллективного поведения, а также половой инстинкт.

Инстинкт коллективного поведения (зоосоциальный инстинкт) существенным образом отличается от стадного инстинкта животных, хотя и содержит отдельные родственные черты. Роднит человека со стадными животными стремление поступать во многих случаях, “как все”. Отсюда – роль моды, всякого рода коллективные психозы, вроде паники, стремление подчиниться “харизматической личности”.

Однако главное в инстинкте коллективного поведения – иерархическое строение человеческого сообщества. Каждый человек занимает определенную ступеньку общественной лестницы. Это значит, что есть кто-то, кто возвышается над ним, а кто-то, кто располагается ниже. Поэтому у каждого человека имеется еще одна цель (помимо перечисленных выше) – подняться как можно выше по социальной лестнице. Эта цель может доминировать над двумя перечисленными ранее. Однако в среднестатистическом исчислении её роль по сути своей направлена на интенсификацию главной цели интеллекта – преобразование (упорядочение) окружающей среды. Достаточно вспомнить происходившее в 60 ÷ 70-х годах двадцатого века соревнование между Советским Союзом и США за первенство в освоении космического пространства. Или конкуренции японских, европейских и американских фирм в области электроники.

Инстинктивное стремление занять как можно более высокую ступень в социальной иерархии свойственно не только людям, но некоторым из высших животных [2], например, шимпанзе. Однако, в человеческом сообществе это стремление носит гораздо более сложный характер и опирается не на физические данные субъекта, а на его интеллект. При этом сама иерархическая лестница носит весьма сложный характер. Ученый стремится занять наиболее высокую ступень в научном мире, балерина – в балете, политик – в органах власти, бизнесмен – в области богатства. Эти лестницы могут весьма причудливым образом пересекаться, образуя сложные цепочки обратной связи.

Ещё одним инстинктом, существенно влияющим на формирование социальных систем, является половой.

Во-первых, он лежит в основе создания базисного субъекта системы – семьи. Выше, при анализе структуры этих социума, говорилось о хаусхолде – главном его субъекте. Как правило, хаусхолд – это семья.

Во-вторых, половой принцип размножения приводит к формированию этноса – генетической основы формирования социальной системы. Как указывалось в § 5.6, половой принцип включает всю популяцию в процесс выработки генетических особенностей каждого организма, относящегося к ней. Лучше всего разобраться в этом, представив себе, что у каждого человека 2 родителей, 4 прародителей, 8 прапрародителей и т.д. Если принять, что в течение столетия сменяется 4 поколения (25 лет – средний репродуктивный возраст человека), то за тысячелетие – срок формирования этноса – у каждого человека накопится 240 ≈1012 предков (т.е. больше, чем жило людей на Земле за всё время существования Homo sapiens,a). Ясно, что между прародителями обязательно должны быть родственники. Если к тому же учесть, что скорости перемещения людей до последних двух столетий не превышала пары десятков километров в день, то легко понять, что все члены какого-либо сообщества, проживающего на сравнительно небольшом ареале – достаточно близкие родственники. Иными словами, этнос – это не только множество людей, говорящих на одном и том же языке и населяющих регион с определенным климатом, но и обладающих весьма схожими генетическими особенностями.

Но, как правило, эти особенности носят второстепенный характер. Мы же здесь рассматриваем общие законы функционирования социальных систем, не зависящие от специфики отдельных наций.

Половой инстинкт сыграл, надо полагать, существенную роль в развитии всех других инстинктов человека, лежащих в основе общественного интеллекта. Так, например, обмен звуковыми сигналами у высших животных – птиц и млекопитающих – в основном связан с половыми проблемами. Следовательно, в развитии речи весьма большую роль сыграл именно половой инстинкт.

Половой инстинкт сформировал еще одно важное качество интеллекта – эстетическое чувство. Главное назначение эстетики – не просто инициировать мозг человека к формированию порядка, но к созданию прекрасного, т.е. порядка и по содержанию, и по форме.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.