Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вера и эстетическое чувство у истоков интеллекта



Согласно [2] ритуальные и религиозные представления возникли 40 тыс. лет, а изобразительное искусство – 27 тыс. лет тому назад. Их появление свидетельствовало о формировании качественно нового вида нервно-психической деятельности – интеллектуального.

Как указывается в [2], основной канвой, связывающей поведенческий инстинкт с интеллектом, явилось возникновение внетелесного, экзосоматического пути передачи форм поведения организма (его принципа действия). Если у всех низших животных передача форм поведения осуществляется с помощью наследственной информации, закладываемой в ДНК, то у высших животных – почти всех млекопитающих, но особенно у приматов, освоение значительной части приёмов жизнедеятельности осуществляется путём обучения. Простейшим способом экзосоматической передачи информации является подражание (латентное поведение) и импритинг, о чём говорилось выше.

Следующим этапом является обучение взрослыми особями детёнышей. На этой же стадии возникает осознание своей личности – возникновение чувства «я». Начинается оно с того, что обезьяна осознаёт себя подобной своим сородичам. Сначала она понимает, что её рука (нога и т.п.) подобна руке (ноге) другой обезьяны. Затем она начинает понимать, что это именно её рука. Например, если кошка подойдёт к зеркалу и увидит в нём своё отражение, то это не вызовет у неё никаких эмоций, и она равнодушно отвернётся. А вот если подвести к зеркалу обезьяну, тем более, человекообразную, то она обязательно обратит внимание на своё отображение, более того, будет осознавать, что это именно она.

Дальнейшее развитие этой способности привело к пониманию того, что «я» отличается от той телесной оболочки, которой принадлежит. Одновременно существенно обогащалась память первобытных людей знаниями об окружающей их природе, усовершенствовались технологические приёмы воздействия на неё. Учитывая это общее повышение нейрофизиологической деятельности Homo sapiens, вернёмся к одному из её компонентов – возникновению религии.

Многие исследователи связывают её корни с мечтой о том, что внутреннее «я» человека остаётся существовать после умирания телесной оболочки. Во всяком случае, обнаружено очень много захоронений, свидетельствующих о наличии несколько десятков тысяч лет тому назад у людей веры в загробную жизнь. Вот несколько примеров, приведённых в [39].

«Недалеко от Самарканда в Средней Азии обнаружено захоронение ребёнка, окружённого рогами горного козла; в Палестине подобный рог лежал в руках умершего. Орудия или другие предметы, найденные в погребении, могут указывать на определённые представления о загробной жизни ... »

Однако в дальнейшем роль религии оказалась значительно шире, нежели вера в сохранение внутреннего, информационного двойника личности. Она стала зародышем знаний человека о природе, мировоззрения, норм взаимодействия людей – нравственности. Концепции устройства мира, являющиеся узловым компонентом религии, в Древней Греции были названы «космологиями»*. В рамках религии возникло ощущение того, что назначение человека – не просто прожить свою жизнь и воспроизвести потомство, но и внести определённый вклад в гармонизацию природы, являющейся сверхзадачей человечества. Так религия становится объективным признаком появления интеллекта.

Интересно то, что персонифицирование сил природы – приписывание ей сверхъестественных существ – также появилось не сразу. Первоначальное представление о причинах тех или иных явлений сводилось к более туманным концепциям. Одна из них именуется Алгеринга. Она распространена среди аборигенов Австралии – племени арунта. Согласно этой концепции все события нашего времени воспроизводят случившееся во время Алгеринга – время творения или по ту сторону начала отсчёта нашей эпохи. Например, смерть человека происходит оттого, что в эпоху Алгеринга кем-то было совершено злодеяние, повлекшее смерть одного, а за ним и вообще умирание всех людей.

Ещё одна религиозная начальная концепция – представление о билокальности: человек существует здесь и в то же время где-то ещё, например, в теле волка, тигра или крокодила. Поэтому, если крокодила-двойника ранят, то человек может заболеть, а если убьют, то вообще умереть. Если судить по этим представлениям, языческая форма религии – политеизм, которую связывают с окончательным становлением интеллекта, появилась в результате длительной, продолжавшейся десятки тысячелетий, эволюции становления внутреннего духовного мира человека.

Другим направлением развития нервной деятельности, приведшим к становлению интеллекта, М. Ичас [2] считает эстетическое чувство.

Действительно, одним из существенных побудительных мотивов воздействия человека на окружающую среду, является частично врождённое, частично приобретённое в процессе обучения чувство гармонии.

Надо сказать, что зародилось это чувство не у предков человека, как один из факторов становления интеллекта, а на гораздо более низком уровне эволюционного развития.

Так, например, у большинства птиц самцы возбуждают половые эмоции у самок ярким оперением. Известны многочисленные факты, свидетельствующие о том, что кошек привлекают яркие блестящие украшения. В [57] описываются эксперименты с обезьянами, в которых последние обучались нажимать на рычаги устройств, которые не только обеспечивали их пищей, но и позволяли видеть красочно раскрашенные картинки.

Однако всё это не идёт ни в какое сравнение с той ролью, которую начало играть эстетическое чувство у человека в конце среднего палеолита. Изучение стоянок древнего человека свидетельствует о таких фактах зарождения искусства: собирание красной охры и изготовление из неё «карандашей»; сбор природных объектов явно украшательского назначения – окаменевших раковин, кристаллов кварца и редкостных минералов.

В ископаемых слоях верхнего палеолита существенно больше свидетельств эстетических потребностей Homo sapiens: фигурки из обожжённой глины, резные изделия из бивней мамонта, костяные изображения животных и людей, наскальная живопись внутри пещер.

Одновременно начало возникать музыкальное искусство – сначала в виде простейших ритмических звуков на ударных и духовых инструментах, а также ритуальные танцы.

Вполне вероятно, что именно на этой стадии развития эстетическое чувство начало сливаться с религиозным, становясь необходимым фундаментом интеллекта.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.