Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение, основные признаки и свойства социальных

Систем.

Социальная система – это такая интеллектуальная система, которая является органом управления окружающей средой, превращенной ею в высокоупорядоченную совокупность физических объектов. Часть физической реальности, превращенная интеллектом человека в организованную (упорядоченную) природу, именуется ноосферой. Следовательно, ноосфера – это управляемая интеллектом часть физической реальности, а социальная система – орган управления этой частью.

Как всякая интеллектуальная система, социальная обладает двумя целями: главной – преобразование (упорядочивание) природы, и биологической – сохранения накопленного в себе порядка.

Как правило, каждая социальная система занимает определенное пространство на поверхности суши Земли и юридически именуется государством. Однако идентифицировать государство и социальную систему неправильно, как неправильно идентифицировать человека и физическое лицо. Ясно, что человек – чрезвычайно сложное и многогранное в своих поступках существо, а физическое лицо – это фактически та часть поступков человека, которая регламентируется законами государства. Точно также государство является лишь элементом социальной системы, связанным с той частью её деятельности, которая определяется законами.

Необходимо отметить, что в настоящее время формируются содружества государств, которые объединились, чтобы создать единую социальную систему.

Еще одним признаком, который определяет социальную систему, является язык. Подавляющее большинство социальных систем характеризуется одним общим языком. Однако в них могут входить регионы со своим национальным языком. Тем не менее, даже в этом случае общность языка сохраняется.

Таким образом, внешними признаками социальной системы является общность языка и государственное устройство.

Внутренними признаками социальной системы являются в первую очередь признаки интеллекта, данные в § 6.1 – общественное познание (наука), общественное самопознание (культура, искусство, гуманитарные, экономические и медицинские науки), общественное творчество (институты, конструкторские бюро, театры, киностудии, средства массовой информации), коллективное мировоззрение (идеология, религия, аналитические центры), коллективный тезаурус (образование, музеи, архивы, законы, судебная система), коллективный труд (заводы, фабрики, сельскохозяйственные фермы, предприятия связи и транспорта, торговли), коллективная воля (общественные организации и партии, органы государственной власти).

Социальная система обладает исключительно ей присущим качеством – наличие ещё одной отрицательной обратной связи, которая, по существу, и организует её деятельность, как единого живого организма. Эта обратная связь складывается из следующих четырех компонентов – 1) производство (исполнительный орган социальной системы), 2) рынок (орган управления социальной системы, включающий в себя измерительную часть и орган сравнения), 3) государство (эталонный орган), 4) потребление (усилительный орган) (рисунок 7.1).

Каждый из перечисленных органов достаточно сложен по своему устройству и принципу действия. Однако подобная структура позволяет выявить в каждом из них основные признаки и объективные, не зависящие от воли конкретных людей и даже целых групп людей, закономерности. Следует заметить, что одни и те же люди (интеллектуальные системы) одновременно входят и в элементы коллективного интеллекта и в элементы собственной отрицательной обратной связи социальной системы. Поэтому итоговые процессы в ней чаще всего не зависят от воли отдельных личностей. Исходя из этого, ниже рассматриваются сами процессы безотносительно к тому, кто их осуществляет.

Рисунок 7.1

Структурная схема социальной системы

 

Производство

Производство складывается из деятельности одних людей, результатами которой пользуются другие люди. Как указывается в [72], если крестьянин вырастил картошку для своего потребления, то его труд не входит в понятие “производство”, а если он продаёт её на рынке, т.е. предоставляет возможность пользоваться ею другим людям, то это уже производство. Действительно, деятельность одних людей для других объединяет их в структурную общность, т.е. в социальную систему.

Производство может быть индивидуальным, если оно осуществляется одним человеком, или, в крайнем случае, семьей, и общественным, если в ней участвует коллектив людей. Обобщённо и та, и другая форма производства именуется фирмой, а продукты её деятельности – товаром. Фирмами являются не только заводы, фабрики, мастерские, фермы, но и школы, институты, магазины, театры, предприятие транспорта, органы управления и связи, массовых коммуникаций.

В советское время, когда в стране господствовала материалистическая идеология, наряду с товарами было введено ещё одна форма деятельности одних людей для других – услуги. Отличие товаров от услуг заключалась в отсутствии у вторых материальной оболочки. По смыслу слова услуги (см. [72], этот вид деятельности относится к второстепенной, дополнительной по отношению к товарному производству. Однако, как выяснилось окончательно во второй половине двадцатого века, это не так. Достаточно сослаться на пример Японии, которая производит в основном техническую и технологическую документацию, а изготовление своих изделий передаёт в другие страны. Вот почему уникальная японская электроника – компьютеры, телевизоры, музыкальные центры, цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны – изготавливается, в основном, в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге и других странах Юго-Восточной Азии.

Поэтому правильнее было бы отказаться от пренебрежительного термина «услуги» и все продукты производства именовать «товаром». Кстати, в Толковом словаре русского языка под редакцией Д.И. Ушакова [73]так и говорится: “Товар – это всё, что является предметом торговли”.

Ещё одна проблема, которая родилась в рамках экономической теории, – это проблема меры ценности товара. Действительно, создавая одни товары, фирмы потребляют товары других фирм. Происходит обмен товарами. И ценность товара определяется случайно, путём договорённости между производителями. Однако, вековой опыт подсказывает, что складывается некий усреднённый эквивалент товара. Отсюда следует, что имеется некая физическая величина, характеризующая ценность товара.

И действительно, если исходить из обеих целей интеллекта: сохранение накопленного в его носителе – человеке – в процессе эволюции порядка и создание порядка в окружающей среде, – следует признать, что мерой ценности товара является мера порядка – информация или отрицательная энтропия. Рассчитать эту меру весьма непросто, так как она является функцией весьма сложных взаимосвязей каждого товара с общим порядком, образованным совокупностью интеллектуальных систем. Тем не менее, появились работы, показывающие как приступить к их решению [16]. Пока же эта величина определяется эмпирически. Здесь можно привести аналогию со многими инженерными расчетами. В частности, прочность твёрдых материалов физически обусловлена силами электрического притяжения между молекулами. Казалось бы, зная закон Кулона, можно определить эти силы и, следовательно, рассчитать эту прочность. Однако этот расчет столь сложен, что на практике пользуются эмпирическими параметрами.

Следует отметить, что в отечественной экономической литературе мерой ценности товара считался труд, затраченный на его изготовление. Ясно, что такой подход является ошибочным, так как можно затратить много труда и создать никому не нужный продукт и наоборот. Человеку, использующему товар, безразлично, с помощью каких усилий он был создан, для него важно, насколько он приемлем для реализации его целей.

С точки зрения информационной ценности товаров их можно подразделить на три группы:

1. Товары, имеющие информационную ценность и не имеющие материальной оболочки. Такие товары создают парикмахеры, преподаватели, шофёры, лётчики, дикторы, врачи, наладчики станков, программисты, менеджеры, артисты, официанты, спортсмены, продавцы и т.д.

2. Товары, информационная ценность которых существенно превышает ценность их материальной оболочки. Например, продукция архитектора, конструктора, художника, ученого, писателя, композитора, изобретателя.

3. Товары, ценность которых имеет явно выраженный материальный (энергетический) вид: одежда, жилье, продукты питания, инструменты, нефть, газ, руда, металл, станки, электроэнергия, транспортные средства.

Развитие производства идёт в направлении увеличения ценностного объема товаров первых двух групп за счет относительного сокращения товаров третьей группы.

Например, развитие автомобилестроения определяется не столько увеличением количества автомобилей, сколько повышением их качества – дизайна, удобства, экологической безопасности, улучшения управляемости, экономичности, надёжности, проходимости. Таким образом, автомобиль постепенно переходит из товаров третьей категории в товары второй группы.

А это значит, что в основе развития производства лежит интеллектуальная деятельность.

Производство характеризуется постоянным увеличением в геометрической прогрессии создаваемой информации. Поэтому употребляется термин «расширенное воспроизводство».

Долгое время в отечественной экономической литературе под расширенным воспроизводством подразумевалось количественное увеличение товаров – рост добычи полезных ископаемых, увеличение производства машин, станков, электроэнергии и т.п. Однако опыт развития ведущих стран мира показывает, что это ошибочное понимание этого термина.

Расширенное воспроизводство – это существенное увеличение доли товаров первой и второй группы по сравнению с товарами третьей группы.

 

Рынок

Рынок является не просто органом управления социальной системой, он является её головным мозгом. Он решает три главные задачи:

- что производить, какие товары;

- в каком количестве;

- кому производить.

Сходство рынка с головным мозгом начинается на элементарном уровне. Как указывалось в § 4.5, нейроны мозга обмениваются простейшими сигналами типа “ноль-единица”. Точно также базисным элементом рынка является простой акт обмена товарами. Если такой обмен состоялся, то это соответствует сигналу “единица”, и если нет – то “ноль”. Ежедневно в мире происходят миллиарды таких актов. Они группируются, составляя сложнейшие системы, в том числе и системы обратной связи. Так формируются рыночные “идеи”, “концепции”, “цели”.

Современный рынок цивилизованных стран – это сложная структура взаимосвязанных финансовых организаций. Для того, чтобы принять правильное решение, рынок, как и головной мозг человека, должен уметь предвидеть будущую ситуацию в производстве и уметь продумывать пути перехода к ней. Поэтому у рынка существуют свои собственные, необходимые лишь для его функционирования институты. В первую очередь деньги – особый товар, предназначенный только для универсализации процесса обмена.

Далее следуют всякого рода ценные бумаги, позволяющие растянуть процесс обмена во времени. Товары покупаются до того, как они произведены, благодаря чему у изготовителя появляются средства для их реализации. Ценные бумаги позволяют расплачиваться за товар спустя некоторое время после того, как он приобретён. И, наконец, ценные бумаги позволяют инвестировать производство таких товаров, которые могут быть не нужны данному субъекту социальной системы, зато позволяет ему получить прибыль. Институт ценных бумаг порождает целую гамму организаций – банки, биржи, акционерные общества, инвестиционные компании.

Третьим важнейшим фактором функционирования рынка является определение правильной цены товара. Как уже говорилось выше, каждый товар обладает определённой информационной ценностью. Причем эта ценность не постоянная величина, она зависит от времени и места расположения товара.

Очень важно для социальной системы в целом, чтобы обмен товарами был эквивалентным, т.е. чтобы в процессе обмена покупатель и продавец получали одинаковое количество информации. Ниже (см. § 7.4) будет показано, какую это играет роль.

Поскольку точной методики расчета информационной ценности нет, то она определяется эмпирически. Чем более развит рынок, тем ближе цена товара к информационной ценности.

Формируется цена следующим образом. Каждая фирма – производитель имеет нижнюю границу цены – она складывается из затрат, которые обеспечивают сохранение её и жизнеобеспечение трудящихся в ней субъектов и их семей. Если товар не может быть продан по этой минимальной цене, то фирма разваливается.

Верхней же границы цены у этой фирмы не существует – она стремится продать товар как можно дороже. Однако верхняя граница есть у потребителя. Цена этого товара закладывается в цену того продукта, который он создаёт с его помощью. С увеличением цены сокращается объем средств на существование фирмы – покупателя и её сотрудников.

Именно в этих пределах и заключена та цена, поиском которых занимаются субъекты рынка в процессе торговли. Ясно, что здесь находится и информационная ценность товара. Все перечисленные институты рынка как раз и занимаются тем, что пытаются совместить цены товаров с их информационной ценностью.

Чем менее совершенен рынок, тем существеннее различие между информационной ценностью и ценой товара. В этом случае рынок принимает заведомо неправильные решения по тем задачам, которые определены в начале параграфа. Что и приводит к кризисам социальных систем.

Четвертым важнейшим институтом рынка является конкуренция. Она связана с тем, что одни и те же товары производят различные фирмы. Поэтому между ними возникает борьба за существование наподобие той, которая наблюдается между всеми биологическими существами и лежит в основе непрерывного их развития. Победу в конкурентной борьбе одерживают те фирмы, которые предлагают товары более информационного содержания при наиболее низкой цене. Отсюда конкуренция – внутренний источник развития социальных систем.

 

Государство

Основная задача государства – создание правил (законов, постановлений, норм) обмена товаров на рынке и контроль их соблюдения.

Правила создаются в основном, исходя из исторического опыта функционирования данной социальной системы или других социальных систем. Поэтому-то государство выступает в роли эталонного органа или органа памяти.

Ясно, что чем качественнее составлены правила, чем лучше налажено их соблюдение, тем совершеннее рынок, тем динамичнее развивается социальная система.

Наряду с этой главной задачей государство выполняет еще ряд функций.

1. Денежное обеспечение рынка.

2. Создание системы взаимосвязи между субъектами рынка. Система взаимосвязи включает в себя не только средства связи – дороги, почту, телефон, телеграф, средства массовой информации, компьютерные сети, но и управленческую структуру – всякого рода местные, муниципальные, региональные и федеральные органы власти. Разумеется, существуют и внегосударственные средства взаимосвязи, однако их системное существование невозможно, если не выстроена государственная структура.

Важнейшими элементами управления этой структурой являются многоуровневые и многофункциональные обратные связи. Это значит, что государство, кроме центральных органов, осуществляющих макрополитику в обществе, должно состоять из разветвленной, хорошо скоординированной системы местных (муниципальных) органов власти, обеспечивающих все перечисленные функции. Кроме государственных, возникают внегосударственные органы, обеспечивающие регулирование производства и других сфер жизнедеятельности общества.

В этом отношении уместно сопоставление с жизнедеятельностью организма высших животных и самого человека. У них, как известно, головной мозг, а точнее, сознание не контролирует и не управляет деятельностью органов внутренней секреции, пищеварения и ряда других. Они функционируют исключительно под управлением местной, вегетативной нервной системы. Влияние центральной системы на них косвенное – с помощью трав, лекарств, движения всего организма или его частей, сосредоточение внимания на каком-либо элементе тела.

3. Гибкая обратная связь управления производством. Как указывалось в пятой главе, всякая система отрицательной обратной связи, создавая объекты весьма высокого порядка, одновременно подвержена возможности возникновения автоколебаний или детерминированного хаоса. Применительно к социальной системе это приводит к циклическим процессам в экономике – подъем производства, её спад, депрессия, иногда переходящая в кризис, затем выход из кризиса и вновь подъём. Происходят эти автоколебания из-за инерции отдельных органов социальной системы.

Предположим, что какой-либо товар в данный момент имеет повышенный спрос. Его начинают производить различные фирмы, причем всё время расширяя объем производства. Это-то и приводит к последующему кризису. Роль государства в том, чтобы улавливать динамику спроса-предложения и влиять на политику фирм, во-время тормозя или инициируя их активность. Для этого выработано много рыночных механизмов такого воздействия – гибкая налоговая и денежно-кредитная политика, система государственных инвестиций, учетных ставок, таможенная защита собственных производителей и ряд других.

4. Социальная политика. Обеспечение жизнедеятельности неактивной части населения – тех, кто в силу ряда обстоятельств оказался выключенным из производственного процесса. Например, из-за состояния здоровья или необходимости обучения новой профессии.

5. Взаимоотношение между социальными системами. Это и межгосударственные договора, и вопросы обороны, и участие в международных организациях и другие формы международных отношений. Заложенный в интеллекте инстинкт соревновательности (см. ниже, в §7.6 ) приводит к постоянной конкуренции между социальными системами. Следует отметить, что скорее всего именно эта, в настоящее время не самая главная функция первоначально послужила решающим фактором в процессе замены стадного, общинного способа организации человеческого сообщества на государственную, социальную форму ( см. §7.6).

Государство может создавать фирмы для выполнения перечисленных выше функций. В таком случае оно оказывается одним из субъектов производства. Опыт большинства стран с развитой рыночной экономикой показывает, что эти фирмы значительно менее эффективны, нежели частные. Основная причина здесь в том, что субъектами социальной системы, исполняющими перечисленные выше функции государства, являются чиновники, т.е. лица, соревновательный инстинкт которых направлен на получение “чина”. Если независимые от государства фирмы стремятся получить максимум прибыли, т.е. продать как можно больше товаров по более высокой цене, возглавляющие государственные фирмы чиновники более всего озабочены созданием показателей, т.е. товаров, назначение которых понравиться более высокопоставленным чиновникам.

Потребление

Основное назначение этого органа социальной системы – закрепление товаров за теми субъектами социальной системы, которые используют их затем в следующем цикле производства. Дело в том, что подавляющее большинство товаров, входящих в валовой национальный продукт, в развитых индустриальных и постиндустриальных странах, вновь возвращается в производство. Лишь несколько процентов этого национального продукта расходуется на обеспечение жизненных потребностей людей, т.е. выводится из производственного цикла. Субъект социальной системы, приобретающий товары с целью последующего использования их в производстве, именуется householdхаусхолд [31]. Household – в английском языке – это одновременно и семья, и глава семьи, и домашнее хозяйство. Однако в экономике этим термином обозначается любой потребитель товара, принимающий решение о его приобретении, располагающий для этого средствами и несущий ответственность за его правильное использование. Этот потребитель может быть одним человеком или группой людей – семья, кооператив, государственное учреждение. В качестве хаусхолда может выступать и фирма, если она для своего производства нуждается в приобретении какого-либо товара. В русском языке наиболее близким синонимом слова хаусхолд является хозяин. В толковом словаре Вл. Даля нет этого слова, но есть термин хозяйничать:

“…быть хозяином в чём-то, заниматься, управлять хозяйством; распоряжать порядком занятий, работ, приходом и расходом, держать домашний порядок, копить, собирать”. Хотелось бы обратить внимание на два последних слова – хозяин не просто собственник, а собственник, приумножающий свою собственность активной интеллектуальной деятельностью.

В параграфе 7.7 будет более подробно рассмотрена проблема потребления товаров хаусхолдами. Здесь мы только определим этот субъект общественного производства для уяснения его взаимодействия с производителями.

Социальная система эффективно развивается только в том случае, когда хозяин в состоянии создать из приобретенных товаров новые товары гораздо большей информации.

Рынок находит такого хозяина путем эквивалентного обмена, т.е. такого обмена, при котором одинакова информационная ценность проданного и приобретенного товара. Ясно, что при таком обмене у хозяина, создающего товары наибольшей информационной ценности, от цикла к циклу накапливаются наибольшие средства, и он будет иметь возможность расширять свое производство. Наоборот, неэффективный хозяин в конце концов придет к банкротству.

Вот почему потребление играет роль усилительного органа.

Конечно, как уже указывалось выше, существующий рыночный обмен не гарантирует точной эквивалентности товаров. Кроме этого, человек, создавший однажды большую массу гармонии, может быть в дальнейшем неспособен к ее сохранению и умножению. Нельзя забывать, что общественные процессы, как и все другие с большим количеством действующих лиц, носят стохастический характер, и закономерности в них выявляются как некоторые усредненные зависимости. Поэтому государство обязано разработать законы аккуратного, без разрушения полученной гармонии, юридической передачи ее от одного лица, утратившего свойства хозяина, другому. По всей видимости, главный механизм здесь все тот же – рыночный. Что, впрочем, и реализуется в странах с наиболее развитыми рыночными отношениями.

Разумеется, в социальной системе с неразвитым рынком средства могут сосредоточиться в руках случайных собственников, которые либо вообще не будут использовать их в производстве, либо использовать неэффективно.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.