Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Базыльянскія кангрэгацыі



 

Конгрегации базилианские (от лат. congregatio – соединение, объединение) – 1) объединения нескольких базилианских монастырей, которые придерживаются одного устава, под одним руководством; они же – провинции. 2). Высшие органы базилианского ордена (они же - капитулы) – съезды, в которых принимали участие представители всех монастырей, а также иерархи униатской церкви (см.: Капитулы базилианские).

1). В 1617 митрополитом И.Рутским была создана Литовская конгрегация (позже - провинция) св. Троицы. Свое монашеское сообщество он считал только конгрегацией (т.е. маленьким объединением) «единого восточного ордена св. Василия Великого». В своих письмах в Рим он ее называл «Виленская конгрегация св. Троицы», сохраняя одновременно название «Орден св. Василия Великого» (Базилианский орден). Оба названия прижились и до 1743 г. использовались для обозначения монашеского сообщества, реформированного митрополитом И.Рутским. В римских документах оба названия выступают в различных вариантах, обычно с дополнением слова «руский»: «Руский Орден св. Василия Великого», «Руская конгегация св. Троицы», «Руские монахи св. Василия Великого Виленской конгрегации св. Троицы», «Руские объединенные монахи св. Василия».

До 1743 г. Базилианский орден в своей жизни и деятельности руководствовался разработанными И.Рутским на основе произведений Василия Великого “Общими правилами”, которые содержали аскетические нормы ордена; “Партикулярными правилами”, которые точно определяли обязанности каждого члена ордена, и капитульными конституциями, составленными на первых капитулах Базилианского ордена и очерчивавшие устройство и форму управления в ордене.

24.Х.1624 Конгрегация пропаганды веры своим декретом утвердила Литовскую конгрегацию (объединение) базилиан, а 20.VIII.1631 папа римский Урбан VIII издал официальный документ (бреве), которым утвердил декрет Конгрегации пропаганды веры.

Литовская конгрегация сначала имела 5 монастырей: в Вильно, Бытени, Жировичах, Новогрудке и Минске, в которых проживало около 100 монахов. Конгрегация охватила монастыри, которые находились на территории Великого княжества Литовского (поэтому названа «Литовской»). Со временем она объединила монастыри, расположенные в епархиях: Полоцкой, Смоленской, Пинской и частично – Киевской, а также 12 монастырей на Волыни и в Галиции. В 1740-х г. она насчитывала 65 монастырей, в которых проживало около 360 монахов. При монастырях базилиане имели свои церкви, к которым тяготел народ, поскольку в них были образованные проповедники и исповедники. Во главе Конгрегации стоял протоархимандрит, который каждый год сам или через своего представителя визитовал все монастыри и архимандрии.

Замойский собор 1720 г. наказал новообращенным в унию Луцкой, Львовской и Перемышльской епархиям создать свою базилианскую конгрегацию и раз в 4 года избирать себе архимандрита. Однако еще с 1709 г. Литовская конгрегация св. Троицы начала прилагать усилия по инкорпорации всех новообращенных монастырей в один орден, против чего, однако, протестовали монахи Львовской епархии. Они не хотели объединяться с «литовскими» (т.е. белорусскими) базилианами – с Конгрегацией св. Троицы, ибо «имели совсем отличный образ жизни, одежды, управления, а к тому же и антипатию к ним». Кроме того, монахи Львовской епархии упрекали литовских базилиан, что они никогда не трудились над обращением в унию этих земель, а хотят придти на готовое и покорить их монастыри. Они также могут создать себе отдельную конгрегацию, как это сделали литовские монахи. Однако, главная причина этого страха была в том, что монахи из Литвы (Беларуси)преимущественно все были ученые, а новообращенных монастырей – малообразованные.

Вопрос о создании отдельной монашеской конгрегации из новообращенных монастырей встало после утверждения в 1724 г. папой Бенедиктом XIII решений Замойского собора. Но против создания независимой конгрегации выступили литовские базилиане. Они просили Рим, чтобы разрешил новообращенным монахам создать себе только провинцию, во главе которой стоял бы протоигумен, зависимый во всем от протоархимандрита Литовской конгрегации. Таким образом они хотели избежать постоянных недоразумений и нездорового соперничества между двумя конгрегациями. За создание двух конгрегаций стоял митрополит Л.Кишка с епископами и даже папский нунций.

26.V.1727 митрополит Л.Кишка созвал в Дубно епископов, архимандритов и многих настоятелей для обсуждения вопроса о создании новой конгрегации. Монахи новообращенных епархий добивались от литовских базилиан отречения в пользу новой конгрегации 12 монастырей на Волыни, которые принадлежали Конгрегации св. Троицы. Против этого выступил протоархимандрит К.Лебецкий и генеральный консультор.

Новая конгрегация – Покрова св. Богородицы, которую потом стали называть Руской, Святопокровской, Польской или Коронной, была создана на капитуле во Львове под руководством митрополита А.Шептицкого 26.VIII.1739. Все ее монастыри находились в епархиях: Львовской, Перемышльской, Холмской, Луцкой, Владимирской и частично Киевской, в пределах Польской Короны, почему она и называлась Польской или Коронной. Она называлась Руской, ибо ее членами были монахи-русины (украинцы). Новая конгрегация насчитывала свыше 120 монастырей и около 700 монахов. Ее протоархимандритом по предложению митрополита А.Шептицкого был избран Патрикий Жиравский – генеральный консультор литовских базилиан – с той целью, чтобы он ввел в монастырях новой конгрегации такой же строй, какой был тогда в монастырях Литовской конгрегации. По образцу постановлений первых шести капитул, которые состоялись при митрополите И.Рутском, Руская конгрегация составила свои 34 правила, на которых базировались нормы монашеского правопорядка.

Добиваться утверждения новосозданной конгрегации в Риме украинские базилиане выслали туда своего прокуратора монаха А.Черковского. В то же время литовские базилиане начали добиваться от Рима не утверждать Рускую конгрегацию, а объединить две базилианские конгрегации в один орден, под руководством одного архимандрита. В конце 1740 г. Конгрегация пропаганды веры начала судебный процесс между обеими базилианскими конгрегациями: Литовской, которая добивалась объединения, и Руской, которая хотела быть независимой от Литовской. Этот процесс продолжался до 1.V.1742. На заседании в этот день, когда по делу принималось окончательное решение, присутствовал папа Бенедикт XIV. Были обсуждены все «за» и «против» объединения. Оказалось, что аргументов «за» объединение было больше и они были более глубокими. Поэтому папа приказал Конгрегации пропаганды веры выдать декрет об объединении двух базилианских конгрегаций – Литовской и Руской в один орден, непосредственно подчиненный апостольской столице.

Объединение обеих конгрегаций в один орден (по-украински - чин) состоялось на капитуле в Дубно в 1743 г. В ней участвовало 239 человек (72 от Литовской и 167 от Русской конгрегации). Монахи Русской конгрегации сначала не соглашались на объединение, но на 11-ом заседании обе конгрегации пришли к общему соглашению. Был подписан исторический акт об объединении в один орден всех базилианских монастырей Киевской митрополии в 15 пунктах, который выслан в Рим на утверждение. Протоархимандритом тайным голосованием избран на 4 года Поликарп Мигуневич (1743-1747) из Литовской конгрегации. Он получил 162 голоса из 239. Его преемники должны были избираться поочередно раз из Руской, раз из Литовской конгрегации. Было заключено соглашение митрополита с орденом и утверждены «Общие Конституции ордена». Объединенный Базилианский орден состоял тогда из 195 монастырей и 1145 монахов.

После длительного обсуждения в Конгрегации пропаганды веры папа утвердил объединение руских и литовских монастырей в один орден и дал ему название: Руский орден св. Василия Великого (Ordo Sancti Basilii Magni Ruthenorum). Этот орден состоял отныне из двух провинций (бывших конгрегаций): Литовской св. Троицы и Руской Покрова св. Богородицы. Папа одобрил домогательства руских базилиан о сохранении восточных обрядов и обычаев.

Протоархимандриты Конгрегации св. Троицы (1617 - 1743): Иосиф Рутский (1617-1626), Рафаил Корсак (1626-1640), Антоний Селява (1642-1655), Бенедикт Терлецкий (1656-1661), Яков Суша (1661-1665), Гавриил Коленда (1667-1674), Пахомий Огилевич (1675-1679), Степан Мартишкевич (1679-1686), Иосиф Петкевич (1686-1690), Семен Огурцевич (1690-1698), Иоаким Кушелич (1698-1703), Лев Кишка (1703-1713), Василий Процевич (1713-1717), Максимилиан Ветринский (1717-1719), Антоний Завадский (1719-1723), Максимилиан Ветринский (1723-1724), Антоний Завадский (1724-1726), Корнелий Лебецкий (1726-1729), Антонин Томилович (1730-1736), Василий Полатилло (1736-1743).

Протоархимандриты Конгрегации Покрова Богородицы (1739-1743): Патрикий Жиравский (1739-1743).

Протоархимандриты объединенного Базилианского ордена: Поликарп Мигуневич (1743-1747), Ипатий Белинский (1747-1751), Гераклий Лисанский (1751-1759), Ипатий Белинский (1759-1771), Порфирий Важинский-Скарбек (1772-1780), Иосиф Моргулец (1780-1786), Ерофей Корчинский (1786-1788), Порфирий Важинский-Скарбек (1789-1793), Атанасий Фальковский (1793-1802), Юст Гусаковский (1802-1804).

Совместное развитие и сотрудничество двух провинций Базилианского ордена продолжалось недолго – немногим более 30 лет. После первого раздела Речи Посполитой базилианские монастыри оказались в составе трех разных государств: Речи Посполитой, России и Австрии. Последний раз они собрались вместе на капитуле 1780 г. в Тороканах. На ней орден был разделен на 4 провинции: 1) Галицкую св. Спасителя, которая была выделена из Руской провинции. В нее вошли монастыри той территории, которая попала под власть Австрии. 2) Рускую Покрова Богородицы - в ней остались 33 монастыря на территории Речи Посполитой. 3) Литовскую св. Троицы – монастыри, оставшиеся после 1772 г. в составе Речи Посполитой. 4) Белорусскую св. Николая – объединила монастыри Литовской провинции, которые с 1772 г. оказались в составе Российской империи. В 1810-1864 г. существовала еще 5-я провинция – Холмская Рождества Богородицы, монастыри которой до 1809 г. принадлежали Галицкой провинции.

 

Литература:

 

Нарис історіі Василіянського чину святого Йосафата. – Рим, 1992.

 

С. В. Морозова

 

 

Пытанне 20

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.