Индекс – относительный показатель, характеризующий изменение явления во времени, в пространстве или в сравнении с эталоном (планом, нормой и т.д.).
Множество индексов, используемых в статистике, предполагает их классификацию по ряду признаков (рисунок А).
Индексы
Рисунок А - Классификация индексов по ряду признаков
В таблице А приведены основные индексы, используемые теории статистики и их краткая характеристика.
Таблица А – Формулы исчислении основных *
Наименование индекса
Формула расчета
Экономическая интерпретация
Агрегатные индексы
Индекс физического объема (по цене)
Во сколько раз или на сколько процентов** изменилась стоимость продукции в результате изменения объема ее производства (количества товара)
Индексы цен
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборота) в результате изменения цен
Индекс стоимости продукции (товарооборота)
Во сколько раз или на сколько процентов увеличилась либо уменьшилась стоимость продукции (товарооборот) в отчетном периоде по сравнению с базисным (планом и т.д.)
Индекс физического объема (по себестоимости)
Во сколько раз или на сколько процентов изменились издержки производства в результате изменения объема производства продукции
Индекс себестоимости продукции
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась издержки производства в результате изменения себестоимости продукции
Индекс издержек производства
Во сколько раз или на сколько процентов изменились издержки производства в отчетном периоде по сравнению с базисным (плановым и т.д.)
Средние индексы
Средний арифметический индекс физического объема
Во сколько раз или на сколько процентов** изменилась стоимость продукции в результате изменения объема ее производства (количества товара)
Средний гармонический индекс цен
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборота) в результате изменение цен
Средний гармонический индекс по себестоимости
Во сколько раз или на сколько процентов изменились издержки производства в результате изменения себестоимости продукции
Индексы с постоянной и переменной базой сравнения
Продолжение таблицы А
Система базисных индексов (с постоянной базой)
;
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборот) по сравнению с определенным периодом, принятым за базу сравнения
Продолжение таблицы А
Система цепных индексов (с переменной базой)
;
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборот) по сравнению с предшествующим периодом
Индексы с постоянными и переменными весами
Система базисных индексов продукции (индексы с постоянными весами)
;
Смотрите «индекс объема продукции» по сравнению с базисным периодом
Система цепных индексов объема продукции (индексы с постоянными весами)
;
Смотрите «индекс объема продукции» по сравнению с предшествующим периодом.
Система базисных индексов цен (индексы с переменными весами)
;
Смотрите «индекс цен» по сравнению с базисным периодом.
Система цепных индексов цен (индексы с переменными весами)
;
Смотрите «индекс цен» по сравнению с предшествующим периодом.
Продолжение таблицы А
Индексы средних величин (на примере индексов средней цены единицы продукции)
Индекс переменного состава
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась средняя цена единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным (планом и т.д.)
Индекс постоянного (фиксированного) состава
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась средняя цена единицы продукции в результате непосредственного изменения цен на отдельные виды продукции
Индекс структурных сдвигов
Во сколько раз или на сколько процентов изменилась средняя цена единицы продукции в результате изменения структуры выпускаемой продукции
* Условия обозначения, принятые в таблице:
q – физический объем продукции, работ, услуг, товаров;
p – цена единицы продукции, работ, услуг, товаров;
S – стоимость продукции (товарооборот), S =∑qp;
z – себестоимость единицы продукции, работы, услуги;
Z – издержки производства, Z=∑qz.
**Значение коэффициента, полученного в результате расчета индекса, показывает «во сколько раз…», а если этот коэффициент умножить на 100, а затем вычесть 100, получим число, характеризующие «на сколько процентов…».
Контрольные вопросы:
1.Понятие индекса.
2.Классификации индексов.
3.Агрегатные взаимосвязанные индекса.
4.Выбор периода весов при построении взаимосвязанных агрегатных индексов.
5.Индексы Пааме, Ласпейреса и Фишера.
6.Понятие средних индексов.
7.Средние арифметические и средние гармонические индексы.
8.Индексы с постоянной и переменной базой сравнения.
9.Индексы с постоянными и переменными весами.
10.Индексы средних величин:
10.1 Индексы переменного состава.
10.2 Индексы постоянного (фиксированного) состава.
10.3 Индексы структурных сдвигов.
11.Порядок построения многофакторных индексов.
12.Территориальные индексы.
Задание №1
Используя индексный метод, определить, на сколько в среднем изменились розничные цены на товары и какова экономия (перерасход) денежных средств у населения вследствие этого изменения.
Таблица 40 – Исходные данные
Товары
Товарооборот отчетного периода, млн. руб.
Изменения цен в отчетном периоде, %
1. Обувь
+15,8
2. Одежда
+8,3
3. Ковры
-0,7
4. Меха
-5,3
5. Трикотаж
+ 1,7
6. Прочие товары
+10,2
Задание №2
По имеющимся данным о работе предприятия оцените степень выполнения плана по объему товарной продукции с помощью индексного метода.
Таблица 41 – Исходные данные
Виды продукции
Количество продукции, ед.
Цена единицы продукции,
тыс. руб.
план
отчет
план
отчет
А
Б
Задание №3
С помощью индексного метода проанализируйте степень выполнения плана по реализации продукции (рассчитать общие и индивидуальные индексы).
Таблица 42 – Исходные данные
№ цеха
Количество продукции, ед.
Цена единицы продукции, тыс. руб.
План
Отчет
План
Отчет
Задание №4
Используя индексный метод, определить, на сколько в среднем изменились розничные цены на товары и какова экономия (перерасход) денежных средств у населения вследствие этого изменения.
Таблица 43 – Исходные данные
Товары
Товарооборот отчетного периода, млн. руб.
Изменения цен в отчетном периоде, %
1. Обувь
0,9
2. Одежда
1,0
3. Ковры
0,8
4. Меха
0,7
5. Трикотаж
1,0
6.Прочие товары
1,0
Задание №5
Используя индексный метод, определить, как изменилась средняя себестоимость единицы продукции и за счет каких факторов. Дать оценку производственной деятельности предприятия.
Таблица 44 – Исходные данные
Вид продукции
Количество изделий, тыс. шт.
Себестоимость продукции, тыс. руб.
Базисный год
Отчетный год
Базисный год
Отчетный год
А
Б
Задание №6
Используя индексный метод, проанализировать изменение средней цены единицы продукции. Сделать выводы.
Таблица 45 – Исходные данные
Виды продукции
Количество продукции, тыс. шт.
Цена единицы продукции, тыс. руб.
Базисный год
Отчетный год
Базисный год
Отчетный год
А
Б
Задание №7
Определить, как изменится себестоимость продукции в 2003 году по сравнению с 2002. В целом по всему объему продукции и по каждому ее виду, а также установить влияние отдельных факторов на динамику себестоимости продукции.
Таблица 46 – Исходные данные
Виды продукции
Количество продукции, тыс. шт.
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб.
А
Б
Задание №8
Имеются данные об изменении объемов товарной продукции и стоимости продукции по разным предприятиям отрасли. Определить, как изменится объем продукции в целом по всем предприятиям.
Таблица 47 – Исходные данные
Предприятие
Стоимость продукции в базисном периоде, млн.р.
Индексы изменения объема в отчетном периоде
1,47
1,55
1,71
2,10
Задание №9
Определить среднее изменение цен, если индекс изменения стоимости (Is) составил 1,61, а объем продукции увеличился на 4,5%
Задание №10
Определить изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным, если физический объем снизился на 20%, а цены возросли на 25%.