Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Индексный метод анализа в статистических исследованиях



 

Индекс – относительный показатель, характеризующий изменение явления во времени, в пространстве или в сравнении с эталоном (планом, нормой и т.д.).

Множество индексов, используемых в статистике, предполагает их классификацию по ряду признаков (рисунок А).


Индексы

 


Рисунок А - Классификация индексов по ряду признаков


В таблице А приведены основные индексы, используемые теории статистики и их краткая характеристика.

 

Таблица А – Формулы исчислении основных *

Наименование индекса Формула расчета Экономическая интерпретация
Агрегатные индексы
Индекс физического объема (по цене) Во сколько раз или на сколько процентов** изменилась стоимость продукции в результате изменения объема ее производства (количества товара)
Индексы цен Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборота) в результате изменения цен
Индекс стоимости продукции (товарооборота) Во сколько раз или на сколько процентов увеличилась либо уменьшилась стоимость продукции (товарооборот) в отчетном периоде по сравнению с базисным (планом и т.д.)
Индекс физического объема (по себестоимости) Во сколько раз или на сколько процентов изменились издержки производства в результате изменения объема производства продукции
Индекс себестоимости продукции Во сколько раз или на сколько процентов изменилась издержки производства в результате изменения себестоимости продукции
Индекс издержек производства Во сколько раз или на сколько процентов изменились издержки производства в отчетном периоде по сравнению с базисным (плановым и т.д.)
Средние индексы
Средний арифметический индекс физического объема Во сколько раз или на сколько процентов** изменилась стоимость продукции в результате изменения объема ее производства (количества товара)
Средний гармонический индекс цен Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборота) в результате изменение цен
Средний гармонический индекс по себестоимости Во сколько раз или на сколько процентов изменились издержки производства в результате изменения себестоимости продукции
Индексы с постоянной и переменной базой сравнения
  Продолжение таблицы А
Система базисных индексов (с постоянной базой)   ;   Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборот) по сравнению с определенным периодом, принятым за базу сравнения
Продолжение таблицы А
Система цепных индексов (с переменной базой) ; Во сколько раз или на сколько процентов изменилась стоимость продукции (товарооборот) по сравнению с предшествующим периодом
Индексы с постоянными и переменными весами
Система базисных индексов продукции (индексы с постоянными весами) ; Смотрите «индекс объема продукции» по сравнению с базисным периодом
Система цепных индексов объема продукции (индексы с постоянными весами) ; Смотрите «индекс объема продукции» по сравнению с предшествующим периодом.
Система базисных индексов цен (индексы с переменными весами) ; Смотрите «индекс цен» по сравнению с базисным периодом.
Система цепных индексов цен (индексы с переменными весами) ; Смотрите «индекс цен» по сравнению с предшествующим периодом.
  Продолжение таблицы А
Индексы средних величин (на примере индексов средней цены единицы продукции)
Индекс переменного состава Во сколько раз или на сколько процентов изменилась средняя цена единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным (планом и т.д.)
Индекс постоянного (фиксированного) состава Во сколько раз или на сколько процентов изменилась средняя цена единицы продукции в результате непосредственного изменения цен на отдельные виды продукции
Индекс структурных сдвигов Во сколько раз или на сколько процентов изменилась средняя цена единицы продукции в результате изменения структуры выпускаемой продукции

 

* Условия обозначения, принятые в таблице:

q – физический объем продукции, работ, услуг, товаров;

p – цена единицы продукции, работ, услуг, товаров;

S – стоимость продукции (товарооборот), S =∑qp;

z – себестоимость единицы продукции, работы, услуги;

Z – издержки производства, Z=∑qz.

**Значение коэффициента, полученного в результате расчета индекса, показывает «во сколько раз…», а если этот коэффициент умножить на 100, а затем вычесть 100, получим число, характеризующие «на сколько процентов…».

 

Контрольные вопросы:

 

1.Понятие индекса.

2.Классификации индексов.

3.Агрегатные взаимосвязанные индекса.

4.Выбор периода весов при построении взаимосвязанных агрегатных индексов.

5.Индексы Пааме, Ласпейреса и Фишера.

6.Понятие средних индексов.

7.Средние арифметические и средние гармонические индексы.

8.Индексы с постоянной и переменной базой сравнения.

9.Индексы с постоянными и переменными весами.

10.Индексы средних величин:

10.1 Индексы переменного состава.

10.2 Индексы постоянного (фиксированного) состава.

10.3 Индексы структурных сдвигов.

11.Порядок построения многофакторных индексов.

12.Территориальные индексы.

 

Задание №1

Используя индексный метод, определить, на сколько в среднем изменились розничные цены на товары и какова экономия (перерасход) денежных средств у населения вследствие этого изменения.

Таблица 40 – Исходные данные

Товары Товарооборот отчетного периода, млн. руб. Изменения цен в отчетном периоде, %
1. Обувь +15,8
2. Одежда +8,3
3. Ковры -0,7
4. Меха -5,3
5. Трикотаж + 1,7
6. Прочие товары +10,2

Задание №2

По имеющимся данным о работе предприятия оцените степень выполнения плана по объему товарной продукции с помощью индексного метода.

Таблица 41 – Исходные данные

Виды продукции Количество продукции, ед. Цена единицы продукции, тыс. руб.
    план отчет план отчет
А
Б

 

Задание №3

С помощью индексного метода проанализируйте степень выполнения плана по реализации продукции (рассчитать общие и индивидуальные индексы).

Таблица 42 – Исходные данные

№ цеха Количество продукции, ед. Цена единицы продукции, тыс. руб.
    План Отчет План Отчет

 

Задание №4

Используя индексный метод, определить, на сколько в среднем изменились розничные цены на товары и какова экономия (перерасход) денежных средств у населения вследствие этого изменения.

Таблица 43 – Исходные данные

Товары Товарооборот отчетного периода, млн. руб. Изменения цен в отчетном периоде, %
1. Обувь 0,9
2. Одежда 1,0
3. Ковры 0,8
4. Меха 0,7
5. Трикотаж 1,0
6.Прочие товары 1,0

 

Задание №5

Используя индексный метод, определить, как изменилась средняя себестоимость единицы продукции и за счет каких факторов. Дать оценку производственной деятельности предприятия.

Таблица 44 – Исходные данные

Вид продукции Количество изделий, тыс. шт. Себестоимость продукции, тыс. руб.
    Базисный год Отчетный год Базисный год Отчетный год
А
Б

Задание №6

Используя индексный метод, проанализировать изменение средней цены единицы продукции. Сделать выводы.

Таблица 45 – Исходные данные

Виды продукции Количество продукции, тыс. шт. Цена единицы продукции, тыс. руб.
    Базисный год Отчетный год Базисный год Отчетный год
А
Б

 

Задание №7

Определить, как изменится себестоимость продукции в 2003 году по сравнению с 2002. В целом по всему объему продукции и по каждому ее виду, а также установить влияние отдельных факторов на динамику себестоимости продукции.

Таблица 46 – Исходные данные

Виды продукции Количество продукции, тыс. шт. Себестоимость единицы продукции, тыс.руб.
   
А
Б

 

Задание №8

Имеются данные об изменении объемов товарной продукции и стоимости продукции по разным предприятиям отрасли. Определить, как изменится объем продукции в целом по всем предприятиям.

Таблица 47 – Исходные данные

Предприятие Стоимость продукции в базисном периоде, млн.р. Индексы изменения объема в отчетном периоде
1,47
1,55
1,71
2,10

 

Задание №9

Определить среднее изменение цен, если индекс изменения стоимости (Is) составил 1,61, а объем продукции увеличился на 4,5%

 

Задание №10

Определить изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным, если физический объем снизился на 20%, а цены возросли на 25%.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.