Тема: Статистика уровня жизни населения…………...…………………….….. 80
Литература…………………………..…………..………………………………... 85
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе статистика является одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Благодаря статистике органы правления получают всестороннюю характеристику управляемых объектов, будь то национальная экономика в целом или отдельные ее звенья.
Изучаемая в высших учебных заведениях страны дисциплина «Статистика», в соответствии с требованиями действующих образовательных стандартов по экономическим дисциплинам, состоит из двух курсов: «Общая теория статистики» и «Социально-экономическая статистика».
Изучение курса «Общая теория статистики» предполагает усвоение общих принципов и методов статистического исследования общественных явлений, общих категорий статистики и является необходимым в формировании профессиональных знаний у экономистов, менеджеров, маркетологов, руководителей организаций.
Курс «Социально-экономическая статистика» является одной из базовых дисциплин в системе экономического образования и предполагает приобретение студентами знаний и навыков в области статистического изучения социально-экономических явлений и процессов на макроуровне с использованием методологии национального счетоводства.
Данная методическая разработка предназначена студентам экономического профиля любой формы обучения и составлена в полном соответствии с типовой учебной программой курса «Статистика» для высших учебных заведений по экономическим специальностям.
Она охватывает все основные разделы теории статистики и социально-экономической статистики.
Целью данного практикума является оказание помощи студентам в подготовке к практическим занятиям, повышении эффективности использования учебного времени на практических занятиях, а в итоге – оказание помощи студентам в приобретении практических навыков использования системы статистических показателей и методов анализа.
По каждой теме предлагаются краткие методические разъяснения, контрольные вопросы, практические задания. Особую роль практикум может сыграть при подготовке студентов заочной формы обучения, так как может быть использован ими для самостоятельных упражнений в решении задач, в самоконтроле знаний.
Наличие данного практикума не исключает необходимости использования при изучении дисциплины «Статистика» учебников, учебных пособий и конспекта лекций.
Тема: Статистическое наблюдение
Статистическое наблюдение – это массовый планомерный, научно-организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни.
Статистическое наблюдение проводится по строго определенному плану, структура которого может быть представлена в виде следующей схемы:
План статистического наблюдения
Программно-методологические вопросы
Организационные вопросы
Рисунок 1 - Структура плана статистического наблюдения
Основным вопросом плана статистического наблюдения является разработка программы наблюдения: установление перечня признаков для регистрации, формулировка вопросов и возможных ответов, определение последовательности постановки вопросов.
Реализация программы возможна лишь при правильном выборе форм, видов и способов наблюдения, разновидности которых приведены на рисунке 2.
Важнейшие характеристики статистической информации, получаемой в процессе статистического наблюдения, - точность и достоверность, которые характеризуют степень соответствия полученных данных объективной действительности. Отклонения между полученными данными и действительными величинами исследуемых явлений называются ошибкой статистического наблюдения. Ошибки могут быть преднамеренными (умышленными) и непреднамеренными; случайными (результат неточности и невнимательности) и систематическими (например, при округлениях).
Статистическое наблюдение
Формы
Виды
Способы
По учету факторов во времени
По охвату единиц совокупности
Рисунок 2 – Формы, виды и способы статистического наблюдения
Мерами по обеспечению полноты и достоверности данных являются:
1) правильное решение всех вопросов плана статистического наблюдения;
2) проверка степени заполненности бланков и правильности ответов на вопросы;
3) счетный и логический контроль.
Контрольные вопросы:
1. Понятие статистического наблюдения.
2. Требования, предъявляемые к статистическому наблюдению.
3. Классификация видов статистического наблюдения по учету факторов во времени.
4. Классификация видов статистического наблюдения по полноте охвата единиц совокупности.
5. Классификация организационных форм статистического наблюдения.
7. Роль и значение плана статистического наблюдения.
8. Структура плана статистического наблюдения.
9. Содержание программно-методических вопросов плана статистического наблюдения.
10. Программа статистического наблюдения: содержание и роль в проведении наблюдения, порядок разработки.
11. Организационные вопросы плана статистического наблюдения.
12. Ошибки наблюдения.
13. Меры по обеспечению полноты и достоверности статистических данных.
14. Методы контроля достоверности полученных данных.
Задание №1
Проводится перепись предприятий и организаций отрасли для характеристики их работы и числа занятых в отрасли работников. Укажите объект, единицу наблюдения и единицу совокупности.
Задание №2
На предприятиях легкой промышленности проводится перепись неустановленных станков с характеристикой каждого из них. Укажите объект, единицу наблюдения и единицу совокупности.
Задание №3
Для изучения поступающих на подготовительные курсы высших учебных заведений страны сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте проект первичного статистического бланка в виде индивидуальной карточки, на основе которой можно было бы судить о поле, возрасте, месте жительства, семейном положении, уровне общеобразовательной подготовки.
Задание №4
Срок предоставления годовых отчетов предприятий и организаций 1-20 апреля. Укажите объективное и субъективное время.
Задание №5
На заводе ведется учет выполнения норм выработки. Укажите вид наблюдения по времени проведения, охвату единиц совокупности и способу сбора данных.
Задание №6
С целью распространения передового опыта проведено подробное описание работы фирмы «Альфа» группой специалистов. Укажите вид наблюдения по времени проведения, охвату единиц совокупности и способу сбора данных.
Задание №7
Для изучения времени за неделю каждый студент университета вел ежедневный учет расхода своего времени на специальном бланке. Укажите вид наблюдения по времени проведения, охвату единиц совокупности и способу сбора данных.
Задание №8
Для изучения мнений о работе магазина всем покупателям в течение дня ручался перечень вопросов на специальном бланке. 80% розданных экземпляров были заполнены. Укажите вид наблюдения во времени, охвату единиц совокупности и способу сбора информации.
Задание №9
По следующим отчетным данным склада об остатках товаров на начало месяца и движения их за месяц определен остаток на конец месяца (тыс. Br). произведите арифметический контроль, при наличии ошибок сделайте необходимые исправления.
Таблица 1 – Данные о движении остатков товаров на складе