В оценке конкурентоспособности будут участвовать 10 образцов йогуртного продукта, которые полностью соответствуют требованиям ТНПА по всем оцененным органолептическим (физико-химическим, микробиологическим) показателям.
На основе анкетирования потребителей выбирается группа показателей конкурентоспособности товара, по которым будет проводиться оценка требований к нему.
Показатели конкурентоспособности продовольственных товаров можно разделить на 2 группы: потребительские и экономические (цена реализации, расходы на доведение продукта до готовности к употреблению). Потребительские показатели включают:
1) показатели качества товара. Будем использовать не только органолептические показатели качества, предусмотренные ТНПА на соответствующий товар (вкус, запах, цвет, форма и т.д.), но и другие (натуральность состава, количество пищевых добавок и т.д.). Однако эти показатели должны быть известны потребителю и быть существенными для него при выборе данного товара.
2) маркетинговые показатели конкурентоспособности товара (четкость и информативность маркировки, красочность оформления, надежность упаковки, рациональность расфасовки товара, дизайн бутылки или банки, имидж производителя, известность торговой марки и т.д.).
Для исследования конкурентоспособности используем 5-балльную шкалу, приведенную в таблице 6.
Коэффициенты значимости показателей определяются методом рангов, таблица 14.
Далее выставляем оценки по каждому показателю каждого образца группой экспертов. Выставление баллов от 1 до 5 (5 — наиболее значимый, 4 — значимый, 3 — менее значимый, 2 — наименее значимый, 1 — в меньшей степени значимый).
Выставление оценок осуществляется на основе ранее разработанной шкалы балльной оценки, высчитываются средние значения балльных оценок экспертов по каждому показателю каждого образца, таблица 15.
Таблица 15 — Выставление оценок по качеству Продукт йогуртный пастеризованный «Нежный» с соком абрикоса-манго, 1,2 %
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
4,6
0,307
1,412
Цвет
0,227
1,135
Внешний вид и консистенция
4,2
0,267
1,122
Известность торговой марки
0,107
0,535
Информативность, красочность упаковки
4,4
0,093
0,409
Сумма баллов по образцу
4,613
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 16 ¾ Выставление оценок по качеству Продукт йогуртный пастеризованный с соком абрикоса «Услада молочная», 1,2 %
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
4,4
0,307
1,351
Цвет
4,6
0,227
1,044
Внешний вид и консистенция
0,267
1,068
Известность торговой марки
4,6
0,107
0,492
Информативность, красочность упаковки
4,6
0,093
0,428
Сумма баллов по образцу
4,383
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 17 ¾ Выставление оценок по качеству продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 2,0 % «Лесная ягода»
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
0,307
1,535
Цвет
4,6
0,227
1,044
Внешний вид и консистенция
4,2
0,267
1,122
Известность торговой марки
3,2
0,107
0,342
Информативность, красочность упаковки
0,093
0,372
Сумма баллов по образцу
4,415
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 18 ¾ Выставление оценок по качеству продукт йогуртный пастеризованный фруктовый, обогащенный кальцием «Эрмик» клубника, 2,5 %
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
4,2
0,307
1,289
Цвет
4,4
0,227
0,999
Внешний вид и консистенция
4,4
0,267
1,175
Известность торговой марки
4,8
0,107
0,514
Информативность, красочность упаковки
0,093
0,465
Сумма баллов по образцу
4,442
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 19 ¾ Выставление оценок по качеству продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Молочный», персик-манго, 3,2 %
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
0,307
1,535
Цвет
4,8
0,227
1,09
Внешний вид и консистенция
0,267
1,335
Известность торговой марки
0,107
0,535
Информативность, красочность упаковки
4,8
0,093
0,446
Сумма баллов по образцу
4,942
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 20 ¾ Выставление оценок по качеству продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Сливочный», слива, 4,7 %
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
5,0
0,307
1,535
Цвет
5,0
0,227
1,135
Внешний вид и консистенция
5,0
0,267
1,335
Известность торговой марки
5,0
0,107
0,535
Информативность, красочность упаковки
5,0
0,093
0,465
Сумма баллов по образцу
5,0
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 21 ¾ Выставление оценок по качеству Продукт йогуртный пастеризованный Fruttis «Сливочное лакомство» клубника, 5,0 %
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
4,8
0,307
1,474
Цвет
4,8
0,227
1,09
Внешний вид и консистенция
4,4
0,267
1,175
Известность торговой марки
3,8
0,107
0,407
Информативность, красочность упаковки
4,6
0,093
0,428
Сумма баллов по образцу
4,573
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 22 ¾ Выставление оценок по качеству Продукт йогуртный пастеризованный с соком персика и маракуйи «Услада сливочная», 5,1 %
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
4,6
0,307
1,412
Цвет
4,4
0,227
0,999
Внешний вид и консистенция
0,267
1,068
Известность торговой марки
4,4
0,107
0,471
Информативность, красочность упаковки
0,093
0,465
Сумма баллов по образцу
4,415
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 23 ¾ Выставление оценок по качеству продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 7,0 % «ананас-манго»
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
0,307
1,228
Цвет
4,6
0,227
1,044
Внешний вид и консистенция
4,2
0,267
1,122
Известность торговой марки
4,2
0,107
0,449
Информатив-ность, красочность упаковки
4,4
0,093
0,409
Сумма баллов по образцу
4,252
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 24 ¾ Выставление оценок по качеству Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Alpenland. Сливочный», 7,5 % «клубника-малина»
Наименование показателя
Оценка дегустатора номер
Сумма баллов
Среднее значение
Коэффи-циент весомости
Среднее взвешеное значение
Вкус и запах
4,2
0,307
1,289
Цвет
4,6
0,227
1,044
Внешний вид и консистенция
4,4
0,267
1,175
Известность торговой марки
0,107
0,535
Информатив-ность, красочность упаковки
0,093
0,372
Сумма баллов по образцу
4,415
Примечание — Источник: собственная разработка.
Как видно из выше представленных таблиц наименьшее количество 4,252 баллов набрал образец Продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 7,0 % «ананас-манго», а наибольшее — Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Сливочный», слива, 4,7 %. — 5,0 баллов. Следовательно, Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Сливочный», слива, 4,7 %. по качеству в наибольшей степени удовлетворяет потребности покупателей, а Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый, обогащенный кальцием «Эрмик» клубника, 2,5 % — в меньшей степени.
Определение относительных значений qi показателей конкурентоспособности исследуемого товара и базового образца.
Пример расчета приведен в таблицах 25 — 33. Расчет ведется по формуле
, (3)
где Pi — величина i-го параметра в баллах для анализируемой продукции;
Piо — величина i-го параметра в баллах для базового образца.
По рассчетам таблиц 25 — 33 представлено графическое изображение относительного значения йогуртных продуктов. Изображение представлено на рисунках 10 — 19.
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Сливочный», слива, 4,7 % по показателям качества принят за базовый.
Полученный комплексный обобщенный показатель характеризует степень соответствия данного товара потребностям по всему набору потребительских параметров относительно базового образца, таблица 25.
Таблица 25—Оценка конкурентоспособности йогуртного продукта. Продукт йогуртный пастеризованный «Нежный» с соком абрикоса-манго, 1,2 %
Наименование показателя
Базовое значение
Фактическое значение
Коэффициент весомости
Относительное значение
Комплексное
значение
Вкус и запах
5,0
4,6
0,307
0,92
0,283
Цвет
5,0
0,227
1,0
0,227
Внешний вид и консистенция
5,0
4,2
0,267
0,84
0,224
Известность торговой марки
5,0
0,107
1,0
0,107
Информативность, красочность упаковки
5,0
4,4
0,093
0,88
0,082
Комплексный обобщенный показатель
0,923
Примечание — Источник: собственная разработка.
Графическое изображение относительного значения йогуртного продукта представлено на рисунке 10.
Рисунок 10 — Относительное значение
Таблица 26—Оценка конкурентоспособности йогуртного продукта. Продукт йогуртный пастеризованный с соком абрикоса «Услада молочная», 1,2 %
Наименование показателя
Базовое значение
Фактическое значение
Коэффициент весомости
Относительное значение
Комплексное
значение
Вкус и запах
5,0
4,4
0,307
0,88
0,270
Цвет
5,0
4,6
0,227
0,92
0,209
Внешний вид и консистенция
5,0
0,267
0,8
0,214
Известность торговой марки
5,0
4,6
0,107
0,92
0,098
Информативность, красочность упаковки
5,0
4,6
0,093
0,92
0,086
Комплексный обобщенный показатель
0,877
Примечание — Источник: собственная разработка.
Рисунок 11 — Относительное значение
Таблица 27—Оценка конкурентоспособности йогуртного продукта. Продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 2,0 % «Лесная ягода»