Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ, данные взяты за период с 1 января 2015 года по 1 февраля 2015 года, гипермаркета «Простор-Трейд».
АВС-анализ — это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект.
В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило — 20 на 80».
По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать как: надежный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т.п. Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
Ассортимент обычно анализируется по двум параметрам: объем продаж (реализованное количество) и получаемая прибыль (реализованная торговая наценка). АВС – анализ основан на правиле Парето, согласно которому 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли.
ABC-анализ — анализ товарных запасов путем деления на три категории:
А — наиболее ценные, 20 % — тов. запасов; 80 % — продаж
Учитывая это, весь ассортимент торгового предприятия можно разделить на группы по степени важности. Группа А – очень важные товары, которые всегда должны присутствовать в ассортименте. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка, то в данную группу входят наиболее прибыльные товары. Группа В – товары средней степени важности.
Группа С – наименее важные товары, это претенденты на исключение из ассортимента и товары-новинки. По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — все, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. АВС-анализ представлен в таблице 13.
Таблица 13 — АВС-анализ йогуртного продукта реализуемого в гипермаркете
Наименование товара
Количество
продаж
Выручка
Доход от реализации
Группа
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Сливочный», слива, 4,7 %.
А
Продукт йогуртный пастеризованный «нежный» с соком абрикоса-манго, 1,2 %.
А
Продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 2,0 % «лесная ягода».
В
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый, обогащенный кальцием «Эрмик» клубника, 2,5 %.
В
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Молочный», персик-манго, 3,2 %.
В
Продолжение таблицы 13
Наименование товара
Количество
продаж
Выручка
Доход от реализации
Продукт йогуртный пастеризованный fruttis «сливочное лакомство» клубника, 5,0 %.
С
Продукт йогуртный пастеризованный с соком персика и маракуйи «услада сливочная», 5,1 %.
С
Продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 7,0 % «ананас-манго».
С
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Alpenland. Сливочный»,7,5 % клубника-малина.
С
Продукт йогуртный пастеризованный fruttis «легкий» абрикос-манго, 0,1%.
ООО «Кампина»,
С
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Alpenland. Фруктовый», 0,3 %. Лесная ягода/яблоко-груша
С
Продукт йогуртный пастеризованный с соком абрикосаs «услада молочная», 1,2 %.
ООО «Эрманн»
С
Продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 2,0 % «лесная ягода». ОАО «Савушкин продукт»
С
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Молочный», персик-манго, 3,2 %.
ООО «Эрманн»
С
Продукт йогуртный с фруктами «Добрай раницы» Банан-Яблоко, 2 % жирности, 500 г
ОАО «Бабушкина КРЫНКА»
С
Десерт йогуртный «Любимый» Абрикос, пастеризованный, 3 %, «Молочная страна», 250 г
Государственное предприятие «ГМЗ №1»
С
Продукт молочный йогуртовый «ФРУГУРТ с персиком» полужирный; 2,5 %, 4 шт. по 100 г
ОАО «Царицынский молочный комбинат»
С
Коктейль йогуртный «Беллакт» С фруктами термизированный, Банановый, 1,5 %, 150 г
Волковысское ОАО «Беллакт»
С
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные позиции:
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Сливочный», слива, 4,7 %; продукт йогуртный пастеризованный «нежный» с соком абрикоса-манго, 1,2 % —относятся к группе А.
Следующие товарные позиции относятся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.
Продукт йогуртный пастеризованный fruttis «сливочное лакомство» клубника, 5,0 %.
Продукт йогуртный пастеризованный с соком персика и маракуйи «услада сливочная», 5,1 %.
Продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 7,0 % «ананас-манго».
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Alpenland. Сливочный», 7,5 %. Клубника/Малина.
Продукт йогуртный пастеризованный fruttis «легкий» абрикос-манго, 0,1 %. ООО «Кампина»,
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Alpenland. Фруктовый», 0,3%. Лесная ягода-яблоко-груша
Продукт йогуртный пастеризованный с соком абрикосаs «услада молочная», 1,2 %. ООО «Эрманн»
Продукт йогуртный термизированный массовой долей жира 2,0 % «лесная ягода». ОАО «Савушкин продукт»
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигурт. Молочный», персик-манго, 3,2 %. ООО «Эрманн»
Продукт йогуртный с фруктами «Добрай раницы» Банан-Яблоко, 2 % жирности, 500 г. ОАО «Бабушкина КРЫНКА»
Десерт йогуртный «Любимый» Абрикос, пастеризованный, 3 %, «Молочная страна», 250 г. Государственное предприятие «ГМЗ №1»
Продукт молочный йогуртовый «ФРУГУРТ с персиком» полужирный; 2,5 %, 4 шт. по 100 г. ОАО «Царицынский молочный комбинат»
Коктейль йогуртный «Беллакт» С фруктами термизированный, банановый, 1,5 %, 150 г. Волковысское ОАО «Беллакт»