Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жанр антиутопии в русской литературе конца XX — начала XXI вв. (роман «Кысь» Т. Толстой)



Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора. Для того, чтобы возникла антиутопия, должна существовать утопия - грандиозный проект будущего, воплощение самой смелой и лучезарной мечты человечества о «золотом веке». Мировая литература знает «Республику» Платона, «Утопию» Томаса Мора (произведение, давшее название жанру), «Город Солнца» Томаса Компанеллы. К утопии восходит знаменитый четвертый сон Веры Павловны в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Роман Евгения Замятина «Мы» - в русле последней традиции. Писатель создавал свое произведение в холодном и голодном Петрограде 1920-го года, в обстановке военного коммунизма с его жестокостью, насилием, подавлением личности. Роман Замятина написан от лица главного героя, человека будущего технократического века, в форме записей - конспектов, расположенных в хронологической последовательности. Впервые «Кысь» была издана в 2000-м году. Писалась долгих 14 лет. Действие романа развивается на территории России, пережившей ядерную войну. Мир, описанный в книге, состоит из мутировавших растений, животных и разумных существ (людей). Некоторые из них еще хранят остатки прежней культуры, однако большая часть ее лишена. Этот момент является ключевым в романе — Толстая пытается показать, какими становятся люди, лишенные культурного наследия. Вместе с этим, через весь роман красной нитью проходит мысль о том, что «прежние», хранящие это наследие и живущие только им, ни чем не лучше тех, кто полностью его лишен. «Кысь» написана самобытным, оригинальным языком — этакая смесь диалектов с вкраплениями старославянской лексики. Смесь, впрочем, понятная простому обывателю и особо приятная эстету и интеллектуалу. Сочетание стилистики, сюжета и моральной подоплеки является таким…А Кысь — кто это, что это? Воет в лесах, точит когти, кричит так дико и жалобно: а Бенедикт, главный герой, живет в городе под названием Федор-Кузьмичск, на семи холмах расположенном. Бывшей Москве. Уже как далеко во времени здесь был Взрыв, и после него произошла, говоря по-научному, деградация, и никаких следов от прежней цивилизации: остались и выжили перерожденцы, «страшные они, и не поймешь, то ли они люди, то ли нет: лицо вроде как у человека, туловище шерстью покрыто…» Перерожденцы служат у голубчиков. Вроде лошадей будут.Чем жители Федор-Кузьмичска питаются? Да мышами из-под подпола, да еще огнецами. Жизнь вполне удалась: избы чернеются, лучины в запасе, снег хрустит, мороз нипочем. Сюжет:Бенедикт человек молодой, резвый, пытливый, все допытывается, отчего был Взрыв. Происхождения по матушке (с универ.обр.)достойного, по тятеньке — из простых. Тянется к знаниям, ходит на службу в Рабочую избу, переписывает сказки или указы самого Федора Кузьмича. Женившись на явно номенклатурной Оленьке, Бенедикт становится зятем Кудеярова, который «делает революцию», переломив хребтину «набольшему мурзе», тирану Федору Кузьмичу, на самом деле — «маленькому такому», и сам объявляет себя Генеральным Санитаром. Поэтому у Толстой и такой конец книги. Огонь, зажегший пушкина, спалит Федор-Кузьмичск дотла. А душа — выживет, выпорхнет.

 

Литература третьей волны эмиграции (общая характеристика).

3-яя волна эмиграции. – Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Довлатов, Виктор Некрасов, Иосиф Бродский, Лимонов, Солженицын и другие (Все, кроме Лимонова уже умерли). Некоторые вернулись в Россию. Во второй половине 80-х в творчестве крупных писателей выделились проблемно-тематические пласты художественной и мемуарной литературы об историческом прошлом (Сталинские репрессии, раскулачивание, лагерная тема и т.д). Параллельно с возвращенной литературой, возникает и задержанная. Тексты 60-80 гг. – «Факультет ненужных вещей» Домбровский, Колымские рассказы, «ночевала тучка золотая» приставкина, Рыбакова «дети Арбата». В это время происходит четкая поляризация литературных изданий в соответствии с их политическими позициями. Либеральных позиций придерживались журналы «огонек», «знамя», «Новый мир», «октябрь» и др. Национальных – «наш современник», «молодая гвардия», «москва» и т.д. Все эти журналы вели своеобразную журнальную борьбу. В литературных дискуссиях 90-х на первый план начинают выходить не политические проблемы, а сугубо литературные. 80-е – несколько журналов (Урал, Родник) выпустили специальные номера целиком и полностью посвященные андеграунду. В какой-то степени они были первопроходцами. В это время в литературу входят такие имена как Ерофеев, Соколов, Рубинштейн, Пригов, Зинник, Некрасов. 1989 – альманах посмодернистической литературы «Зеркала». Специфическим явлением литературной жизни 90-х стал феномен литературных премий. Например премия такая была – «Антибукер». Литература окончательно переходит к плюралистическому типу развития: на равных правах выступают художественные системы – реализм, модернизм и постмодернизм. В каждой из них развиваются свои стилевые течения неизменно разноображивая литературный процесс. «Незамеченная литература» - ее не заметили ввиду огромного пласта литературы, которая ее затмила. Например книга павла Санаева «похороните меня за плинтусом», опубликована только в 2008 году. Сразу став бестселлером.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.