Александр Солженицын (1918— 3.08.08) вошел в лит-ру со своей общественной позицией, со своими творческими принципами. Как писатель Солженицын начинался в ГУЛАГе. Свои стихи и прозу он не записывал, а заучивал наизусть. Но и после выхода из лагеря — в казахстанской ссылке и потом, в Рязани, где он работал учителем физики в школе, — Солженицын тщательно конспирировал свои рукописи, т.к. всё, что он писал, было проникнуто неприятием советской политической системы, идеологии и практики государственной власти. Роман «В круге первом» (1955—1968) создавался 13 лет (видоизменялся, редактировался). Действие романа происходит в конце 1949 г. (24 декабря, суббота — 27 декабря, вторник) и длится в течение неполных трех суток. У героев есть реальные прототипы — друзья Солженицына, со-сидельники по Марфинской шарашке. Глеб Нержин — автобиографический герой, в нем много от самого Солженицына. За Львом Рубиным стоит Л.З. Копелев (умер в июне 1997 г.), проживавший в эмиграции, во Франции, автор мемуаров «Утоли моя печали» (М., 1991), названных по имени домовой церкви Марфинского приюта, где находилась общая спальня друзей. В Сологдине угадывается инженер Д.М. Панин (умер во Франции в 1987 г.), также написавший свои мемуары под знаковым названием «Записки Сологодина» (русский вариант «Лубянка — Экибастуз: лагерные записки». М., 1990). В романе Солженицына при всей сжатости его времени можно выделить несколько хронотопов (термин М.М. Бахтина; от древнегреч. chronos — время и topos — пространство). Один из них, центральный в романе, формируется спецтюрьмой, Марфинской «шарашкой». В его пространстве разворачиваются главные события романа. сюжетные линии: 1) арест Иннокентия Володина; 2) отношения Клары с Руськой + ретроспектива семьи Макарыгина; 3) московские улицы, по которым бродит полковник Яконов; вагоны и станции метро; аспирантское общежитие; 4) истинная Россия, которую представляет Володин за рубежом, но которую он не может представить сам себе + история России, утерянная и забытая: а) летняя поездка с Кларой Макарыгиной на электричке в деревню Рождество; б) посещение разрушенной церкви; в) встреча Иннокентия с дядей Авениром, разговоры с ним. Главный конфликт романа состоит в противостоянии героя Системе, рассматриваемом автором как взаимодействие характера со средой, формирующее этот характер. В повести перед читателями проходят десятки лиц, соседей по бараку, надзирателей, конвойных. И худ.концентрированность этого текста такова, что большинство из них, даже отмеченные двумя-тремя летучими штрихами, надолго остаются в памяти. Заключенные, солдаты, люди интеллигентского круга, они думают о многом по-разному и говорят о разном - не только о повседневном лагерном быте, но и о том, с чем связано их прошлое. Для Солженицына не существует деления на "простой люд" и "интеллигентов", в шарашке он видит более общее и важное различие: людей трудовых и людей, сознательно или бессознательно паразитирующих на чужом труде.Восхищает в произведении уровень правды - без уклончивости и компромиссов, правды обжигающей и неожиданной, с глубокой, свойственной русской традиции болью за человека. Бросается в глаза выбор героя, чьим уважительным именем и отчеством названа повесть. А.Солженицын создал поистине народный х-тер.Гуманистический пафос этой повести, как и др. произведений, роднит писателя с творцами лит-ры XIX века. Величайшая заслуга А. Солженицына заключена в его жгучем стремлении к отысканию правды и во взыскательной доброте к людям. Завершая нобелевскую лекцию, А. И. Солженицын произнес пророческие слова, отразившие его позицию писателя-гуманиста, борца за справедливость: "Простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!.. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь!.. Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства...Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни - но выйти на бой!В русском языке излюбленны пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт и иногда поразительно: "Одно слово правды весь мир перетянет".Вот на таком мнимо фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям мира".