Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Брежневская эпоха в изображении Ю. Дружникова (роман «Ангелы на кончике иглы»)



Роман Юрия Дружникова «Ангелы на кончике иглы» является энциклопедией русской жизни эпохи застоя. Он был написан тогда, когда стали появляться симптомы падения системы, поработившей общество, а единицу — отдельно взятого массового человека — сделали карикатурой на «нового человека». Книга представляет широкую панораму России в различных ее измерениях — общественном, политическом, культурном, историческом — в многочисленных экскурсах автор обращается к прошлому. Дружников показывает честных и продажных, благородных и циников, скромных и кичливых, трусов и смелых, лояльных и неискренних, верных и предателей, трудолюбивых и ленивых, активных и пассивных, эгоистов и альтруистов. Среди героев книги есть карьеристы, доносчики, льстецы, мошенники. Брежневизм — тип правления, который при стимулируемом культе руководителя носит не вождистский, а административно-бюрократический характер. С другой стороны, в брежневские времена в невиданном до сих пор масштабе развивается диссидентское движение, появляется сопротивление попыткам подавить остатки свободомыслия. Сюжет романа «Ангелы на кончике иглы» описывает время, событийно ограниченное двумя инфарктами главного редактора газеты «Трудовая правда» Игоря Ивановича Макарцева. Выбор среды понятен: журналисты были работниками идеологического фронта. Газеты, журналы, радио исолняли миссию тотальной лжи. В воспитании советского человека именно они должны были формировать новую духовность. Пресса была одним из важных орудий осуществления власти, подвергаясь двойному контролю: органов партии и государства, сотрудничавших, впрочем, между собой. Главного редактора назначал Центральный Комитет, и ни один номер газеты не мог выйти в свет без утверждения отдела печати ЦК. Среди журналистов, послушных системе, находится и Яков Раппопорт. Однако он занимает совсем иную позицию, чем идеологически дрессированный Ягубов. Раппопорт, исполняющий обязанности редактора отдела коммунистического воспитания в «Трудовой Правде», — пример раздвоения индивида, который, однако, в отличие от образцового советского человека, отдает себе отчет в этом раздвоении. роман это широкая панорама советской жизни эпохи застоя, что стало возможным благодаря новаторскому повествовательному приему: персональным анкетам. В книге 2 типа литературных персонажей — вымышленные и реальные. В романе Брежнев не назван по фамилии: автор говорит о нем «человек с густыми бровями». Брежневу посвятил Дружников фрагмент «Такова партийная жизнь», где показал его как человека уже старого и изнуренного болезнью, но все еще думающего о том, как управлять государством, «как крутить рулем». Однако и Брежнев, первый человек в стране, показан отнюдь не всесильным. Он сам, как все в тоталитарном государстве, жил в клетке. Брежнев, который ввел принцип коллегиального руководства, не обладал той харизматической силой, какая была у Сталина Дружников поставил перед собой сложную цель: показать Сталина таким, каким он был в повседневной жизни, то есть снять с него ореол, которым окружили его идеологи и пропагандисты. В романе важную идейную и фабульную роль играет серая папка — вышедший в самиздате полный перевод книги маркиза де Кюстина «Россия в 1839». Юрий Дружников назвал свой роман «Ангелы на кончике иглы». На кончике писательской иглы число ангелов невелико. Названия «ангел» заслуживает Вячеслав Ивлев. Через ангелов Бог возвещает людям свою волю. В романе Дружникова выразителем этой воли избран Ивлев. Участниками миссии Ивлева и свидетелями ее драматического конца оказывается довольно узкий круг персонажей романа. Светлозерская, знавшая текст произведения де Кюстина, не поддается его влиянию. Надежда Сироткина, героиня главного любовного сюжета романа. Дружников прослеживает ее превращение из Золушки, гадкого утенка в женщину. Этот процесс взросления, созревания был длинным и мучительным, и Надя долго не может убедиться в этом. Параллельно с эмоциональным развитием Нади проходит ее интеллектуальная, мировоззренческая эволюция. «Ангелы на кончике иглы» — апокалиптическая картина падения человека, подвергнутого идеологической дрессировке. Роман, однако, не лишен оптимизма — немногочисленные ангелы вступили в конфронтацию с диктатурой лжи. Роман Дружникова показывает, что наряду с гомо советикусом, хотя и не на первом плане, зачастую в тени и на периферии, существовал настоящий Человек. Постепенно зарождалось диссидентское движение, все более широкие круги интеллигенции охватывало явление инакомыслия. Его подпитывала литература самиздата, тамиздата и эмиграции. В это направление русской литературы вписывается роман «Ангелы на кончике иглы».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.