Основная цель этого этапа - получить объективную оценку результатов педагогического влияния содержания комплексной игры на развитие личности детей, принимавших в ней участие. Педагогическому анализу подвергаются: построение сюжета игры с выделением наиболее перспективных методов, приёмов и форм работы с детьми; проблемы, возникшие в ходе игры, причины их появления и пути их решения в будущем. Основными методами такого анализа становятся: методы коллективного анализа, метод рефлексивного анализа, методы педагогического диагностирования, методы количественного и качественного анализа результатов игры: созданные детьми стенные газеты, прикладные изделия кружков и количество участников, занятых в каждом из них. Аналитический материал накапливается в течение всей игры и становится мостиком к заключительному этапу алгоритма комплексной игры.
Создание нового сюжета игры
Совет организаторов игры, приняв к сведению все замечания и предложения, составляет новый сюжет, который поможет вывести коллектив на новый, более высокий уровень развития.
Для успешного и более полного раскрытия личности ребёнка в игре и достижения им игровых целей, организаторы должны учесть некоторые условия:
1. Соответствие содержания комплексной игры идеалам, вкусам, интересам и потребностям подростков в саморазвитии, их половозрастным особенностям, местным традициям.
2. Развитие игровой динамики, т. е. усложнение игрового сюжета в логике этапов и периодов игры.
3. Поддержание игровой атмосферы через стимулирующий эффект соревновательности, условия игрового общения, деятельность органов детского самоуправления, овладение игровыми ролями различной направленности.
4. Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, дающей ребёнку возможность на время выходить из игрового пространства (в нашем случае это самообслуживающий труд, время свободного общения).
5. Создание условий для свободной импровизации; разумные правила, не ограничивающие самодеятельный характер организации жизнедеятельности детей.
6. Включение игровых начал, основанных на принципах игровой и педагогической деятельности во взаимодействии детей и взрослых по осуществлению замыслов игры, успешному достижению игровых целей способствует правильное выполнение игровых ролей.
7. Кадровое обеспечение педагогического процесса (стабильные, обученные кадры, разделяющие идею данного проекта).
Возможности комплексной игры позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции (игровые роли) и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они входят. Система игровых ролей выполняет следующие функции:
-Обеспечивает разнообразие поведенческих позиций в игровой деятельности. Игровые типы - положения дети переносят в жизнь.
-Способствует воспитанию сознательной дисциплины, так как в комплексной игре необходимо проявить упорство в доведении своей роли до конца, согласно правилам. Чем сложнее игра по своей структуре, тем больше дисциплины требует она от участников. Результаты, достигаемые при использовании игровых ролей, закрепляются в неигровом поведении. В этом направлении важно создавать положительное отношение к содержанию выполняемых ролевых действий и их реальных результатов.
-Использование в повседневной жизни тех элементов ролевых функций, которые в игре оказались для детей более увлекательными, служит опорой сохранения взаимоотношений, достигнутых в игре, и способствует закреплению положительного поведения подростков и после её окончания.
-Разнообразие игровых ролей оптимизирует процесс самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки.
-На каждом этапе игры функциональная роль педагога важна как для реализации педагогической цели, так и для становления отношений в детской среде. Ведущая роль и позиция взрослых участников игры- руководители, организаторы (игротехники).
Помимо непременного использования игровых ролей, в каждой комплексной игре мы относим к условностям игровой деятельности своеобразие языка общения, атрибуты и аксессуары данной комплексной игры (костюмы, предметы деятельности, особые игровые приёмы и ритуалы). Именно условности игровой деятельности создают игровую среду, от которой зависит эффективность погружения ребёнка в игру и, соответственно, более продуктивное достижение её целей.
Вариативность педагогической деятельности можно проследить в предмете изучения каждой сессии, поскольку в программе каждого учебного цикла предполагается практическое моделирование некоторых из наиболее востребованных досуговых форм. Далее мы хотим предложить вашему вниманию краткое описание основных досуговых форм, изучаемых в нашей школе.
По традиции каждое учебное утро сессий начинается с линейки - своеобразной творческой коллективной планёрки, на которой все учащиеся получают представление о содержании деятельности предстоящего дня. Ведёт линейку, как правило, один из отрядов (отряд – первичный детский коллектив в школе «Лидер»). Задача ведущих - составить сценарную разработку, предполагающую театрализованный показ некоторых фактических сведений по теме дня, и выполнение отрядами заданий, раскрывающих её. Как правило, представление выполненного задания предполагает использование разнообразных игровых приёмов и видов творческой деятельности, и поэтому данная досуговая форма , помимо развития творческих способностей, помогает формированию опыта интенсивной коллективной мыследеятельности. Результатом качественно подготовленной и методически грамотно проведённой линейки может стать достижение всеми участниками положительного эмоционального настроя на предстоящую совместную деятельность по коллективному решению основных задач дня, которые формулируются в конце линейки. Иногда, если это необходимо, организаторы комплексной игры (в форме которой проводятся учебные сессии) могут подвести промежуточные итоги достижения цели игры. Сложность подготовки и проведения данной досуговой формы заключается в том, что жёсткие временные рамки линейки (30 минут ) требуют чёткого организационного ритма и динамики в раскрытии темы, а ежедневное использование этой формы вынуждает организаторов работать в режиме активного творческого поиска.
Одной из первых, предлагаемых для освоения учащимися школы, является форма, предназначенная для интенсивного знакомства и освоения в новой среде. Речь идёт о так называемой адаптации. В переводе с латинского это слово означает «приспособление», и поэтому становится понятным предмет деятельности данной формы. Вновь сформированная группа подростков в течении 40 - 50 минут участвует в динамично организованном коллективном процессе узнавания и сплочения группы. В алгоритм проведения адаптации включены различные несложные в подготовке и проведении творческие конкурсные задания, выполнение которых помогает педагогу, взаимодействующему с данной детской группой быстро и эффективно узнать некоторые личностные особенности и наклонности отдельных детей. Подростки же, участвующие в адаптации, получают великолепную возможность самодемонстрации и выбора партнёров для дальнейшего творческого взаимодействия. Результатом данной формы интенсивного коллективного знакомства может стать и деление первичного детского коллектива на микрогруппы по симпатиям, что должно способствовать созданию комфортного микроклимата в группе.
Организационный период сессии предполагает включение учеников школы в разнообразные творческие виды деятельности, не требующие специальных умений и навыков и длительных временных затрат, но способствующих продуктивному формированию первичных детских коллективов. Основным видом подобных мероприятий являются малые формы работы (МФР).
МФР - это особый вид творческого соревнования, проводимый без длительной подготовки и создающий условия для коллективной и индивидуальной самореализации участников. МФР можно использовать для создания своеобразной коллективной копилки творческих умений и навыков. Педагог, использующий в своём активе эту форму организации досуговой деятельности, может быстро и успешно определить лидеров и аутсайдеров вверенного его заботам детского коллектива. При проведении первой из трёх составляющих годичную программу обучения сессий вновь принятые в школу учащиеся традиционно принимают участие в таких МФР, как «Аукцион талантов», «Педагогиада», «Поэтический турнир», «Космический парад».
Востребованной формой организации досуга детей в различных образовательных учреждениях является творческий конкурсили конкурсная программа. Основные цели включения данной формы в педагогический инструментарий организатора досуговой деятельности: развитие творческих способностей участников конкурса и формирование творческих коллективов; самоопределение в выборе увлечений и занятий; формирование адекватной самооценки и развитие художественного вкуса. Конкурсная программа предполагает зрелищное состязание двух или нескольких участников (индивидуальных или коллективных) в творческих видах деятельности: музыкальном, литературном, изобразительном и т.д. Выполнение конкурсных заданий предполагает высокую степень креативности и импровизации участников. Основа конкурсной программы - наличие шести-семи разнообразных по содержанию заданий. Виды заданий: театрализация, исполнение художественных произведений различных жанров, танцевальная импровизация и т.д. Содержание заданий должно соответствовать тематике конкурсной программы и уровню творческого развития участников программы. Составляющие конкурса должны быть связаны общей сюжетной канвой, которая предполагает их постепенное усложнение. Организаторы конкурсной программы должны помнить, что успешность проведения этой формы во многом зависит от соблюдения основных требований: оригинального названия, соответствия содержания интересам, потребностям учащихся и материальной базе данного образовательного учреждения. Конкурсная программа достаточно массовая форма, поэтому предполагается наличие зрителей, которые также должны быть вовлечены в творческую деятельность посредством специальных конкурсных заданий, музыкальных и игровых пауз. Ведущим этой формы необходимо помнить о том, что зрелищность конкурса создаётся благодаря наличию тщательно подобранного реквизита, оригинального оформления и технического обеспечения. В организации и проведении творческого конкурса нет мелочей, поэтому необходимо постоянно помнить о том, что внимание и интерес участников и зрителей должны поддерживаться не только ведущими, но и оригинальностью сопутствующих атрибутов и ритуалов: костюмы, необычное подведение итогов, награждение победителей. Частота проведения и популярность творческих конкурсов предопределили их многообразие. В образовательных учреждениях проходят полюбившиеся конкурсы под названиями «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «Конкурс юных домохозяек», «Букет», «Радуга», «Весенние ритмы» и др. Таким образом, все существующие творческие конкурсы можно подразделить на три большие группы: тематические, конкурсы непрофессионального мастерства и, наиболее популярный, благодаря телевидению, конкурс КВН. Ниже мы предлагаем вашему вниманию сценарную разработку одного из многочисленных КВН, прошедших в ОЗШ «Лидер» и небольшую вступительную статью, посвящённую этой популярной досуговой форме.
Наиболее трудоёмкая в подготовке и проведении досуговая форма- концерт- одновременно с тем является и самой популярной в практике воспитательной деятельности. Участие в концерте создаёт отличные условия для самореализации и творческого самовыражения участников. Определяя репертуар для участия в концерте исполнители формируют свой художественный вкус, способствуют эстетическому развитию зрителей. Нередко любительская сцена становится первой демонстрационной площадкой для развивающегося юного дарования, предоставляя возможность для профессионального самоопределения. Ведущие концерта получают возможность развития грамотной, литературной речи, а создание сюжетной линии концерта позволяет им расширить свой кругозор. В нашей школе моделируются следующие виды концертов: смотр художественной самодеятельности, в котором определяются лучшие исполнители различных художественных жанров; фестиваль, задача которого пропаганда творческих достижений и тематические концерты, цель проведения которых максимальное творческое раскрытие темы; сольные концерты исполнителей авторской песни. При подготовке и проведении концерта необходимо помнить, что монотонность и затянутость могут свести на нет положительное впечатление о концерте у любого, даже самого неприхотливого зрителя. Самым эффектным моментом этого зрелищного действа должна стать яркая коллективная концовка, в которой могут принять участие все выступающие.
Одной из педагогических задач, решаемых организаторами ОЗШ «Лидер», является усиление познавательной активности учащихся. Для решения этой задачи в образовательную программу включено изучение методики подготовки и проведения такой досуговой формы как интеллектуальная игра. Существует мнение, что интеллектуальная игра - это один из методов активного обучения, но поскольку в нашей школе мы изучаем азы прикладной педагогики, мы считаем обоснованным определение интеллектуальной игры как одной из форм организации разумного досуга. Эту досуговую форму мы определяем как соревнование между детьми в эрудиции, позволяющей в интересной, игровой форме проверить знания подростков в различных отраслях науки. Помимо этого данная форма может использоваться для тренировки механической памяти учащихся, развития логического мышления, формирования грамотной, аргументированной речи, развития навыков продуктивной коллективной мыследеятельности. Ещё одной задачей интеллектуальной игры может являться знакомство участников с новой для них информацией о мировой культурной, художественной, политической жизни, специально не изучаемой в рамках различных учебных дисциплин. Моделируя различные виды интеллектуальных игр (коллективных, индивидуальных ) организаторы детского досуга не только учатся умению работы с аудиторией, но и развивают некоторые качества личности, такие как честность, принципиальность, внимание, коммуникабельность. Тщательное продумывание хода игры позволяет предоставить возможность для самоутверждения наиболее интеллектуально развитым игрокам. Самым трудным этапом в подготовке данных игр является составление пакета вопросов, соответствующих сюжету и возрастному уровню игроков, поэтому на занятиях по изучению алгоритма интеллектуальной игры учащимся предлагается ознакомиться с рядом требований, предъявляемых к правильным, корректным вопросам. В течение сессии, как правило, ученики школы готовят и принимают участие в трёх-пяти видах подобного интеллектуального состязания, содержание которых всегда связано с темой комплексной игры.
Одним из ведущих видов деятельности для детей любой возрастной группы является игра. Существуют несколько типов классификаций игр. Мы, предпочитая комплексное использование воспитательного воздействия игры на ребёнка, компонуем различные игры в игровые программы,где они объединены сюжетом. Как правило, в игровую программу включается пять-шесть игр, разных по типу и технологии проведения. Участвуя в программе, каждый ребёнок может развивать многие психо-физические качества личности, а в случае победы в игре, в условиях создавшейся ситуации успеха, многие дети с низким общественным авторитетом повышают свою самооценку. Выполняя игровые роли, которые предполагает та или иная игра, дети более открыто взаимодействуют со сверстниками, и это позволяет педагогу лучше узнать особенности многих воспитанников и скорректировать их поведение. Участие в моделировании и проведении программ способствует развитию навыков общественной деятельности через самостоятельную организацию этой досуговой формы со сверстниками и малышами. Объединяя отдельные игры единым сюжетом, подростки получают великолепную возможность для раскрытия своего творческого потенциала. Притягательность данной формы ещё и в том, что при наличии минимального игрового реквизита можно создать яркое, эмоциональное, запоминающееся действо.
Известно, что старшие подростки весьма заинтересованы в информации о своей личности, в нашей школе популярной формой организации общения стал игровой тренинг. Игровым тренингом принято называть систему игровых упражнений по обучению общению. Участие в тренинге помогает лучше понимать других людей, оценивать, преодолевать и раскрывать самого себя. Педагогу в этих играх важно стимулировать старшеклассников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Игровой тренинг должен длиться, как правило, 40 - 50 минут, число участников может быть 7-14 человек. Следует заранее обговорить обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даст результатов: высокая доброжелательность и доверие друг к другу; оценка не личности, а её деятельности и способов общения; доведение участниками до педагога впечатлений о степени удовлетворённости игрой тотчас по окончании игры. Успешность «психологических игр» полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия между педагогом и участниками тренинга. Составляющие тренинг игры способствуют выработке свободного раскованного общения, внимательности друг к другу. Они могут быть направлены на тренировку вербального общения - умения говорить и слушать другого. Игры демонстрируют роль благожелательной и неблагожелательной атмосферы в создании настроения участников. В игровом тренинге можно использовать упражнения из сценической практики на согласованность, «созвучие» мыслей, от которых зависит синхронность движений. Обязательными компонентами тренинга общения являются сюжетно-ролевые игры на сюжеты, содержащие конфликт общения и групповые дискуссии. Все перечисленные типы игр можно варьировать, меняя установку: обсуждать их ход с точки зрения согласованности всей аудитории; с точки зрения самочувствия каждого; с точки зрения точности исполнения инструкции. Учитывая сложность проведения игрового тренинга как совокупности игровых упражнений психотерапевтического характера имеющих целью обучение эмпатии и рефлексии и коррекцию самооценки подростка, технология подготовки и проведения данной досуговой формы предлагается к изучению только педагогам, обучающимся в ОЗШ «Лидер».
Одной из основных задач ОЗШ «Лидер» является допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся. Опираясь на личностно - ориентированный подход в обучении, педагоги ОЗШ используют в преподавании активные формы и методы обучения: семинарские и практические занятия, дискуссии, моделирование профессиональных практических ситуаций.
Одним из наиболее эффективных методов активного обучения являются деловые игры. Алгоритм их подготовки и проведения включён в перечень изучаемых форм педагогической деятельности. Деловая игра является активным методом обучения. Все участники игры выступают в тех или иных ролях и принимают управленческие решения, сообразуясь с интересами своей роли. Поскольку эти интересы для разных ролей не совпадают, то игрокам приходится разрешать конфликтную ситуацию. Также деловую игру принято считать коллективным методом обучения, так как решение проблемы вырабатывается коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы и при критике решений других групп. Установлено, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 процентов информации, в то время как в деловой игре около 90. Процесс обучения становится творческим, увлекательным. Активность учащихся в деловых играх проявляется ярко, носит продолжительный, а не эпизодический характер. Очень важно при проведении деловой игры продумать организацию совместной деятельности и межличностного общения ее участников так, чтобы она, с одной стороны, в максимальной степени соответствовала реальной совместной деятельности и реальному профессиональному общению, а с другой - обеспечивала решение задач обучения, таких, например, как привитие навыков выработки и принятия решений, совместной деятельности и делового общения. Участие в деловых играх помогает формировать качества лидера; умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать; умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её; умение принимать решения в неопределённых ситуациях; умение распоряжаться своим временем, критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Технология подготовки и проведения деловой игры включена в программу обучения ОЗШ в качестве экспериментальной темы, это значит, что в роли игроков в деловых играх принимают участие все учащиеся, а более подробно изучают алгоритм подготовки и проведения этой формы только некоторые, наиболее способные к педагогической деятельности.
Помимо вышеперечисленных, осваиваемых в «Лидере» досуговых форм, существуют такие популярные и востребованные, как праздник, вечер отдыха, игра - путешествие, спортчас, дискотека и другие, достаточно полно описанные в современной научно - методической литературе и постоянно используемые в деятельности различных образовательных учреждений. Для педагогов, заинтересованных в пополнении своего практического инструментария, в конце данного сборника мы предлагаем список наиболее популярных трудов, содержащих описание различных досуговых форм.
Блок занятий по формированию действенно-практического пласта умений и навыков включает в себя деятельность сети творческих мастерских разнообразной тематики. Они представляют собой временные объединения из числа участников сессии, желающих получить дополнительные знания и умения в конкретной области для реализации своих способностей. Это ещё одна воспитательная возможность «Лидера», благодаря которой создается положительная мотивация в приобретении новых творческих умений и навыков. Образовательные программы этих объединений - это краткие конкретизированные курсы обучения, учитывающие многообразие интересов и запросов детей.
Учащихся можно условно поделить на следующие группы: ранее не занимавшиеся данным видом творчества; имеющие интерес к данному виду творчества, но не имеющие возможности его реализовать по месту жительства; постоянно занимающиеся данным видом творчества; готовые передать свой опыт и обладающие для этого достаточными навыками. Исходя из этого, содержание занятий включает три уровня усвоения и воспроизведения материала: репродуктивный, на котором находятся дети, начинающие заниматься данным видом деятельности; эвристический, на нём находятся дети с определённым уровнем знаний; творческий, предполагающий решение нестандартных задач, где можно проявить уникальность личности. Поскольку сеть мастерских разветвлена, в каждом из них занимается оптимальное количество детей (2-10), что позволяет осуществить в процессе занятия переход обучаемых с одного уровня на другой, более высокий. Так как мастерские по интересам работают в рамках сюжета комплексной игры, результатом занятий в них, помимо овладения новыми умениями и навыками, должно стать и достижение её задач. Для того, чтобы учащиеся школы сделали верный выбор мастерской, реклама различных видов деятельности всегда проводится в творческой, нетрадиционной форме. Самый простой способ демонстрации педагогами основных результатов и приёмов деятельности - это форма игры-путешествия по станциям, в которой, в соответствии с сюжетом комплексной игры, используются различные методы усиления мотивации для включения в ту или иную деятельность. Образовательные программы ориентированы на этап последействия, который предполагает продолжение деятельности обучаемого в новом качестве - ретранслятора полученных знаний в своём образовательном учреждении.
Приведем примерные программы творческих мастерских, которые обычно включаются организаторами «Лидера» в учебно-практический блок.
1. «Лоскутная мозаика».
n История создания лоскутной техники. Подбор ткани.
n Природа цвета. Закономерность цветовых сочетаний.
n Построение схем в технике «Русский квадрат».
n Изготовление сувенира-прихватки в технике «Колодец».
n Изготовление сувенира-прихватки в технике «Ёлочка».
n Изготовление сувенира-прихватки в технике «Пашня».
2. «Узорочье».
n Создание эскизов росписи ткани.
n Подбор лоскутков ткани по цвету, составление композиции лоскутного панно. Работа с лекалами.
n Сборка деталей панно.
n Оформление готового изделия.
3. «Изонить».
n Основные приёмы работы в технике «Изонить». Заполнение угла, окружности.
n Основные понятия цветоведения, выбор цветовой гармонии.
n Самостоятельная разработка и выполнение узора.
n «Кружева» на картоне. Выполнение основы.
n Настил и оформление готовой работы.
4. «Коллаж».
n Знакомство с техникой коллажа.
n Создание композиций в технике коллажа из готовых форм.
n Создание композиций из текстильной крошки.
n Создание композиций из кожи и меха.
n Создание коллажа из материала по выбору.
n Выполнение коллективной работы.
5. Основы гитарного аккомпанемента.
n Знакомство с устройством гитары, основами нотной грамоты.
n Постановка рук при игре на гитаре. Изучение первых позиций.
n Приёмы игры на гитаре.
n Разбор аккордов и техники игры на примере аккомпанемента популярных песен.
n Изучение минорных и мажорных трезвучий.
n Постановка аккордов с основой на разных струнах.
n Практическое закрепление изученного - участие в концерте.
6. «Данс-класс».
n Ознакомление с различными направлениями танцевального искусства. Изучение основ современного спортивного танца.
n Разучивание основных движений танца рок-н-ролл.
n Постановка танца рок-н-ролл.
n Разучивание вальсового шага. Постановка танца «Венский вальс».
n Разучивание основных движений танца джайв.
n Составление собственной танцевальной композиции на основе изученного материала.
7. «Сувенирный калейдоскоп» (с использованием нетрадиционных материалов).
10.0. Изготовление сувениров из пластиковых бутылок: витая ваза, упаковка-корзинка для подарков.
n Изготовление цветов из пластиковых баночек.
n Изготовление украшений из ткани и жести.
n Изготовление различных ваз из пенопласта, упаковочного картона, яичной скорлупы, пластикового сырья.
n Разработка авторского сувенира.
8. «Американская аэробика».
n Разучивание программы «Модерн» студии «Калифорния».
n Программа «Модерн». Отработка упражнений для всех групп мышц.
n Разучивание программы с аэробной серией Кати Смит. Упражнения на полу.
9. Резьба по дереву.
n Виды резьбы по дереву. Инструкция по технике безопасности. Материалы, оборудование и подготовка резцов к работе.
n Отделка и её применение.
n Выполнение учебной работы в технике трёхгранно-выемчатая резьба.
n Правила и приёмы работы в технике контурной резьбы.
n Правила и приёмы работы в технике рельефной резьбы.
n Правила и приёмы работы в технике объёмной резьбы.
n Художественная инкрустация соломкой. Применение бересты при оформлении. ( Самостоятельная работа).
10. Графологический практикум.
n История графологии. Группа психографологических движений.
n Основные черты характера и отражение их в почерках.
n Внешность и её отражение в почерке.
n Основные графологические признаки. Подпись и росчерк.
n Характерные формы букв и их психографологические признаки. Гласные и согласные буквы.
11. Искусство оригами.
n Изучение условных знаков и основных приёмов складывания, принятых в оригами.
n Изучение базовых форм: квадрат и птица. Изготовление изделий, базирующихся на этих формах.
n Изготовление изделий из нескольких модулей: колокольчик с кантом, кристаллическую сосульку.
n Изготовление рождественских оригами.
n Изучение базовой формы «Водяная бомбочка», изготовление изде- лия «Орнамент».
n Самостоятельное моделирование.
12. Бисероплетение.
n История создания бисера. Значение цвета в бисероплетении.
n Технология изготовления изделий из бисера.
n Основы составления узоров.
n Простейшие изделия из бисера.
n Виды плетений: «3 + 2», «Восьмёрка», «Зигзаг».
n Изготовление браслетов на основе изученных видов плетения.