Основной предмет изучения в ОЗШ - организация досуговой деятельности, поэтому умения и навыки организатора детского досуга, дающиеся на теоретических занятиях, обычно закрепляются при практическом моделировании. Поскольку на протяжении всего творчески-созидательного раздела программы каждый игрок становится то автором и организатором, то участником создаваемых форм и может учиться не только на своих, но и на чужих ошибках, это облегчает процесс получения знаний. Выбранные для моделирования основные формы организации досуга популярны, легки для проведения и создают условия для социального, психологического, интеллектуального и физического благополучия каждого. Основное содержание этих мероприятий должно быть связано с сюжетом комплексной игры. На этом этапе начинает функционировать сеть творческих мастерских развивающего и прикладного характера, что также создаёт условия для проявления индивидуальности каждого ребёнка и удовлетворяет его потребностям в саморазвитии. Помимо всего прочего, на этом этапе происходит корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношения к деятельности.
Подведение итогов прошедшего этапа
Может осуществляться на двух уровнях: игроков и организаторов игры. На уровне игровых групп определяются наиболее активные участники игры, которым вручаются наградные отличительные знаки, соответствующие сюжету и дающие игровые привилегии. Совет организаторов игры подводит итоги воплощения сюжета. Это можно сделать, изучая письменные, графические и творческие работы детей, в которых можно увидеть отношение каждого ребенка к проживаемому им периоду игры, Педагогами фиксируется степень освоения каждым воспитанником предлагаемой игровой программы. Для этого используются разнообразные приемы и методы: от наблюдения до зачетных проектов. Включенное наблюдение – наиболее доступный и часто встречающийся в практике педагогов. Это познание своих воспитанников на основе непосредственного восприятия, проводимое в естественных условиях. Необходимо помнить, что оно должно быть хорошо подготовлено и иметь чёткие цели и программу. В ходе наблюдения педагог отвечает на следующие вопросы:
n Кого дети выдвигают официальным организатором дела?
n Как организатор относится к своему поручению?
n Кто из не выбранных в официальные руководители участвует в подготовке дела?
n Кто из детей проявляет инициативу, предлагает новые идеи?
n Кто и как осуществляет координацию, согласование действий?
В процессе наблюдения за ходом проведения досуговой формы вопросы могут быть такими:
10.0. Как ведут дело организаторы? (Быстро ли они ориентируются в сложных обстоятельствах, точны ли и последовательны в осуществлении плана, на кого опираются в первую очередь?)
n Как проявляют себя игровые группы?
n Как складываются отношения между детьми в процессе проведения дела?
n Представляется ли возможность проявить себя многим или только отдельным участникам?
n Каков общий настрой в коллективе: доброжелательный, безразличный, отрицательный?
Подведение итогов игры
Основная цель этого этапа - подведение итогов игры с индивидуально - личностной позиции каждого участника игры. Это можно сделать в форме итогового сбора - на уровнях первичных игровых групп и всего коллектива. Основными составляющими этой формы подведения итогов могут быть:
n Коллективный анализ достижения целей игры и решения поставленных задач.
n Коллективная оценка положительных и отрицательных сторон игры.
n Поощрение индивидуальных и групповых достижений, наиболее активных игроков, педагогов, помогавших в проведении игры.
n Оценка и самооценка участниками игры личностно-значимых результатов деятельности и самореализации каждого.
n Использование игровых и песенных пауз для создания эмоционально-приподнятой атмосферы успешного завершения комплексной игры.
Данная форма не должна быть затянутой, продолжительность её - не более 1 часа 20 минут.