Одним из серьезных противоречий сегодняшней социальной и воспитательной практики является невостребованность обществом, государством и значительным числом детей уникального воспитательного потенциала общественных объединений, равно как и детского движения в целом. Оставляя в стороне причины этого, не созидательного, явления, рассмотрим обобщенные (сущностные) специфические характеристики воспитательного потенциала, присущие любому детскому общественному формированию.
1. В соответствии с современной теорией воспитательных систем детское общественное объединение можно рассматривать как особую воспитательную систему, поскольку основа его жизнедеятельности - целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых, осуществляемая в конкретной социокультурной среде. Своеобразие такой системы обусловлено в первую очередь тем, что она возникает и функционирует на принципах самоорганизации, самодеятельности и самоуправления. В отличие от других воспитательных систем она не задается и не создается сверху как, например, школьный класс, кружок, студия учреждения дополнительного образования, а является результатом самоорганизации и сотворчества детей и взрослых. Вместе с тем ей присущи и общие системные принципы разнообразия, динамизма, открытости. Целью воспитательной системы подобного рода, как правило, является обеспечение личностно и социально ориентированной деятельности, общения и отношений, основанных на уважении к личности и ее правам, развитии у нее стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Поэтому педагогические функции детского объединения в своей совокупности направлены на создание условий для: а) формирования опыта самореализации через социальное взаимодействие; б) удовлетворение потребностей, интересов, актуализации возможностей личности, в том числе и невостребованных в должной мере в других сообществах; в) ориентации детей и всего объединения в системе социальных и нравственных ценностей; г) поддержки самодостаточности жизнедеятельности объединения для удовлетворенности ею каждым его членом.
Воспитательные задачи детского общественного объединения в самом общем виде связаны, на наш взгляд, с формированием у ребенка и взрослого положительной «Я - концепции»; общечеловеческих ценностей и прежде всего таких как плюрализм, демократия, уважение к правам личности и закону, терпимость, взаимопонимание, милосердие; опыта межличностного взаимодействия; готовности к социальному (и к другим видам) творчеству; гражданской позиции; социальной активности и ответственности.
Совместная деятельность - системообразующий фактор воспитания личности в общественном объединении. Она свободна от жесткой внешней регламентации ее конкретного содержания, характера, способов, форм, пространства и времени осуществления и какой-либо установленной («свыше») оценочной системы. Она - результат совместного целеполагания, планирования, организации, анализа и оценки членами объединения, что и обусловливает результативность индивидуализации «Я» и интеграции «Мы» личности. Отсюда и ее существенное и никем не заменимое влияние на развитие личностных качеств ребенка.
2. Жизнедеятельность объединения, как социального явления (феномена), есть своеобразный полигон для освоения подростком социальной роли члена общественного формирования (организации), что сопряжено и с проявлением индивидуальных особенностей, и с характером взаимодействия с другими. Освоение этой новой для ребенка роли (отличной от роли сына, дочери, ученика) связано с освоением им системы позиций (или частных ролей) в деятельности объединения. Предоставление возможности ребенку пройти путь от исполнителя-участника до лидера - специфическая особенность влияния детского общественного объединения на развитие личности. Понятно, у каждого будет свой старт и свой финиш, своя траектория между ними, но чувство принадлежности к данному сообществу, отношение к нему как к своему, оценку и самооценку реального вклада в его дела он должен обязательно испытать.
3. Детские общественные объединения по своим возможностям являются гарантом совокупности прав, закрепленных Конвенцией ООН «О правах ребенка». Сам факт вхождения в объединение есть реализация права ребенка на ассоциации, его права как члена объединения делают возможным практическое осуществление им свободы слова, права на творчество, игру, получение интересующей информации, участие в правотворческой деятельности, отстаивание своих прав. Исключительность общественного формирования в этом заключается в обеспечении реальности приближения в нем (как цель - достижение) к гармонизации законных прав ребенка и его прав как члена объединения. Имеющийся сегодня широкий спектр вариативных программ детских организаций и объединений позволяет ребятам стать субъектом права в процессе разнообразной деятельности.
4. Основополагающим принципом организации жизнедеятельности объединения является сотрудничество (и его высшая форма - сотворчество), которое строится на фундаменте равенства прав и уважения, входящих в него детей и взрослых. Иная, к примеру, чем в школе, дружеской компании, система взаимоотношений (деловых и межличностных) не просто сверстников, а людей, объединенных общим интересом, часто и единомышленников, формирует у ребят новую мотивацию участия в деятельности, поведения. Самодеятельный характер детских общественных объединений определяет особый стиль взаимодействия между ребятами и взрослыми членами детского формирования, его друзьями, консультантами, организаторами, которое зиждется на понимании целей и функций детского объединения, уважении к его статусу (прежде всего со стороны взрослых). Участие вместе со взрослыми в организации и осуществлении деятельности и общения способствует удовлетворению потребности подростка в признании и равноправном положении со старшими, формированию у него отношения к себе как к субъекту воспитания и социального творчества.
Открытое сотрудничество детей, взрослых, детей и взрослых ведет к созданию атмосферы общей заинтересованности, поиска, раскрепощенности, установлению взаимодоверия, взаимопонимания и взаимной ответственности.
5. Особенностью воспитательного потенциала детского объединения является способ организации и реализации совместной деятельности.
Практическое решение конкретных задач объединения осуществляется преимущественно в малых группах (звено, патруль, совет, инициативная группа, бригада и т.п.), деятельность и общение в которых учат ребят не мыслям, а мыслить, ведет от практического дела к знаниям. Иначе говоря, привычная школьная логика «от знания к практическому действию» меняется здесь на противоположный вектор познания, объектом которого становится конкретная, чаще предметно-практическая, деятельность, конкретные жизненные ситуации, действия конкретных людей: и детей, и взрослых. Кроме того, наличие малых групп благоприятное условие для выбора ребенком сферы самореализации.
6. Характеризуя воспитательный потенциал детского общественного объединения, следует особо выделить такой источник его силы как собственная микрокультура - ценности, традиции, ритуалы, символы, принятые нормы поведения и правила, регулирующие отношения. К, примеру, законы скаутов (Чести скаута следует доверять. Скаут верен. Долг скаута - быть полезным и помогать другим. Скаут - друг всем и брат любому другому скауту. Скаут вежлив. Скаут - друг животных. Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля или скаут-мастера. Скаут улыбается и насвистывает при всех трудностях. Скаут бережлив. Скаут чист в мыслях, словах и делах), девиз сегодняшних пионеров («За Родину, добро и справедливость!»), пионерские законы (Единства слова и дела; Дружбы и товарищества; Чести и совести; Заботы и милосердия), созданные и добровольно принятые детьми как нормы жизни их объединения, несут в себе огромный нравственный потенциал, дают ребятам ориентиры в построении своей деятельности и отношений, их оценке и самооценке.
В развитии эмоциональной сферы ребенка велико влияние традиций и ритуалов объединения (приема в члены объединения, выноса и подъема флага, проведения встреч, костров, награждения и других), отличающихся, как правило, особой патетикой способствует формированию у ребят чувства причастности к своему объединению.
7. Самостоятельной и существенно важной педагогической характеристикой потенциала детских объединений является позиция в нем взрослых членов. Статус взрослого предполагает выполнение им таких отличных от детей функций, как защитная (прав и интересов, здоровья и безопасности детей), педагогическая (создание условий для развития личности и объединения), материально финансового обеспечения. Он выступает источником социального опыта детей, их умений и знаний (предметно-практических, коммуникативных, социальных), образцом человека и профессионала, общественника и труженика, гражданина и созидателя, помощника и друга.
От взрослых зависит атмосфера доверия, уважения к личности каждого ребенка, обеспечивающая ему позицию не «пассивного объекта воспитательных влияний», а активную субъектную позицию. Старший, по возрасту, может создать в объединении условия для того, чтобы дети стали подлинными творцами всей коллективной жизнедеятельности, проявляли инициативу и самостоятельность, раскрывали и развивали личностные потенциалы.
В случае, когда руководитель-взрослый является и лидером, происходит удвоение его воспитательного потенциала, так как «значимый» взрослый-лидер имеет весьма высокую степень влияния на формирование у детей тех или иных установок, социальных ценностей, норм поведения.
Опыт взрослого, его уважительное отношение к возможностям детей, к самим ребятам как к развивающимся индивидуальностям, его стремление объединить ребят, сплотить, организовать и в то же время видеть, чувствовать каждого ребенка - вот те ориентиры, которые могут обеспечить реализацию воспитательного потенциала детского объединения.
8. Будучи общественным по способу создания и направленности деятельности, объединение не может функционировать в автономном режиме. Поэтому его широкие социальные связи и по горизонтали, и по вертикали ведут к расширению границ социального пространства личности, способствующего как ее социализации, так и социализации самого объединения.
Таковы, на наш взгляд, объективные характеристики воспитательного потенциала общественного формирования детей. Они общие для всех типов объединений и обусловлены самой природой общественного объединения: принципами создания и функционирования, наличием прав и обязанностей, установленных норм жизни, свободным характером социально ориентированной деятельности.
Но индивидуальность объединений, их непохожесть друг на друга определяется и тем, как и насколько эффективно преломляются, проявляются в нем эти общие слагаемые воспитательного потенциала, и совокупностью внутренних, субъективных характеристик. Это - социальный состав членов объединения, их возраст, потребностно-мотивационная сфера, система ценностных ориентаций; социальное и природное окружение; принципы и методика организации жизнедеятельности; структура объединения; система взаимоотношений; нравственно-психологическая атмосфера.
И только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества, способного сделать детское общественное объединение той частью жизненного пространства ребенка (пространства прав, свобод и ответственности), где он может быть тем, кем и каким он есть, и стать тем, кем и каким хочет и может быть.
Эффективная реализация специфического потенциала, конкретных детских объединений, организаций, в целом детского движения, зависит от комплекса объективных и субъективных причин: уровня развития государства, гражданского общества, их стабильности или неустойчивости, форм политических и экономических режимов, господствующих идеологических и общекультурных ценностей, идеалов, национальных традиций, опыта субъектов детского движения, его реальной востребованности самими детьми, обществом и государством.