Цели игры: 1. Адаптация старшеклассников к изменившимся социально - экономическим условиям.
2. Создание условий для развития организаторских умений и навыков участников игры.
Сюжет игры.
Во время проведения организационного сбора все участники игры попадают в некий Параллельный мир. Этот мир, в отличие от настоящего, интересен тем, что деловые и личные отношения жителей этого мира основаны на таких понятиях как честность, дружелюбие, взаимовыручка, инициативность. Попавшие в этот мир должны быть участниками честного бизнеса, иначе они могут попасть в искривлённое пространство и исчезнуть. Все игроки делятся на пять линий - отрядов и начинают заниматься предпринимательством. Каждый предприниматель получает по пять игровых денежных знаков - в данном Параллельном мире в ходу денежная единица мамник. К моменту выхода из Параллельного мира, предполагаемого в конце игры, каждый игрок должен иметь по шесть мамников, но во время игры участники должны оплачивать своё участие в некоторых досуговых мероприятиях (дискотеках, конкурсах, игровых программах). Заработать деньги можно в Камере хранения, которая существует в Параллельном мире. В Камере хранения имеется несколько Чемоданов - предприятий с разными видами деятельности. Набор в Чемоданы осуществляется на конкурсной основе после подробного собеседования претендента - предпринимателя с Держателем - руководителем Чемодана.
Структура Камеры хранения.
1. Чемодан Финансов.
n Финансирует все Чемоданы (структурные подразделения Камеры хранения ) и линии.
n Собирает налоги со структурных подразделений и линий. ( Налоги устанавливаются служащими Чемодана Финансов в размере не более 1\3 от доходов ).
2. Чемодан Знаний.
n Организует найм лекторов из числа рядовых предпринимателей, устанавливает минимальный и максимальный размер оплаты лекционного часа (1 академический час - 30 астрономических минут ).
n Составляет расписание работы лекторов (с 14. 00 до 18. 30 ежедневно).
n Организует приём интеллектуального багажа в Камеру хранения.
3. Чемодан Промышленности и Предпринимательства.
10.0. Регистрирует фирмы, созданные в линиях.
n Взимает налоги с деятельности фирм, следит за соблюдением графика работы фирм (с 14. 00 до 19. 00 ).
n Налагает штрафы за нелегальную предпринимательскую деятельность и присуждает премии лучшим фирмам.
n Устанавливает минимальную и максимальную стоимость производимых фирмами товаров и услуг.
4. Чемодан Отдыха и Удовольствий.
n На конкурсной основе утверждает тематику и содержание двух Вечерних (различные досуговые формы) и трёх Утренних (утренние линейки) Удовольствий, которые будут готовить и проводить линии.
n Оплачивает проведение Утренних и Вечерних Удовольствий по согласованию с Чемоданом Финансов.
n Регистрируют и лицензируют Консультантов по Удовольствиям и заключают с линиями договоры о консультациях, которые оплачивают сами линии. Часть платы отчисляется Консультанту, а часть остаётся в Чемодане и используется на оплату Утренних и Вечерних Удовольствий.
n Взаимодействует с Чемоданом Рекламы и получает определённый процент с доходов от деятельности рекламных агенств.
5. Чемодан Рекламы.
n Регистрирует линейные рекламные агенства.
n Собирает каждого агенства ежедневный фиксированный налог, являющийся основным источником дохода Чемодана Рекламы.
n Регламентирует деятельность рекламных агенств: устанавливает определённое время показа рекламы в процессе проведения Утренних и Вечерних Удовольствий, устанавливает размеры печатной рекламной продукции, определяет место для размещения рекламы.
n Утверждает максимальную плату за услуги рекламных агенств.
6. Чемодан «Марафон +» (Спортивные и Танцевальные Удовольствия).
n Организует на конкурсной основе найм десяти предпринимателей для проведения Спортивных (три раза по 1 часу) и Танцевальных (ежевечерних) Удовольствий.
n Взимает плату за посещение Танцевальных Удовольствий со всех предпринимателей кроме Держателей Чемоданов.
n Оплачивает труд нанятых предпринимателей за счёт своих доходов (по согласованию с Чемоданом Финансов).
7. Чемодан Хранителей Прошлого (представители прессы).
n На конкурсной основе набирает пять репортёров и оформителей, оплачивая их труд из своих доходов.
n Организует выпуск информационных листков, отражающих деятельность Камеры хранения.
n Имеет право заниматься коммерческой деятельностью. (Перечень платных услуг согласовывается с Чемоданом Финансов.)
8. Чемодан Уюта и Быта.
n Следит за соблюдением санитарно - гигиенических норм в общественных местах и местах проживания предпринимателей.
n Нанимает Станционных Смотрителей для взимания штрафов и присуждения премий.
n Финансируется Чемоданом Финансов.
Каждый Чемодан устанавливает свой фирменный стиль (знаки отличия, общие детали одежды, собственное приветствие и т. д.). За деятельностью Камеры хранения наблюдают Очевидцы - организаторы игры. Они отвечают за правильное функционирование всех действующих лиц игры и следят за развитием сюжета игры. Очевидцы определяют лучшего предпринимателя и награждают его одним из установленных отличительных знаков.
Выбор предпринимателями Чемоданов для будущей работы в них происходит во время деловой игры «Биржа вакансий». Каждый претендент на место должен составить личный бизнес - план. Например, Держатели Чемодана Знаний заключают контракт с теми лекторами, чья тематика занятий наиболее соответствует целям обучения организаторов детского досуга («Школа бального танца» или «Разучивание массовых игр»). Каждому лектору в процессе занятий выплачивается заработная плата от одного до пяти мамников. Каждый день Держатели Чемодана принимают от линий заявки на проведение лекций. По окончании периода самоопределения игроков Очевидцы - организаторы игры просят каждую линию ответить на следующие вопросы:
1. Что в ходе игры до сих пор вызывает у вас вопросы?
2. В какие Чемоданы входят предприниматели вашей линии и есть ли неопределившиеся игроки?
3. Ваши предложения по организации жизнедеятельности предпринимателей.
Для более успешного ведения бизнеса вводится единый расчётный час (для выдачи заработной платы, обмена денег и т. д.) В целях стимулирования фирм, производящих товары, учреждается премия на вновь освоенный товар. Поощряется изучение покупательского спроса - фирмы, производящие более конкурентоспособный товар, получают более крупную премию. За нарушение чистоты и порядка в общественных местах вводятся штрафы. Объявляется о льготном налогообложении фирм - товаропроизводителей. Проводится ярмарка сырьевых ресурсов.
Дальнейшее развитие сюжета игры. Предпринимателей ожидает первая крупная неприятность - Параллельный мир столкнулся с Перпендикулярным. В результате образовалась дыра, в которую затащило несколько предпринимателей. Срочно созывается всё население Параллельного мира, перед которым выступают два случайно уцелевших выбравшихся из дыры предпринимателя. Они сообщают о том, что узнали в Перпендикулярном мире. Оказывается, этот мир называется 4444 и может свободно перемещаться в пространстве. Все жители его очень агрессивны и мечтают о всемирном господстве. Для этого они намеренно врезаются в иные миры и захватывают их жителей, удаляя у пленников отделы головного мозга, отвечающие за умение самостоятельно принимать решения. Человек, которому провели такую операцию, становится только исполнителем чужой воли. Прекратить исчезновение людей можно с помощью числа 5, которого очень боятся жители Перпендикулярного мира. Общим собранием предпринимателей было решено выбрать пять юношей, общее количество пуговиц на одежде которых должно соответствовать пятидесяти пяти. Эти молодые люди должны были найти пять девушек, у каждой из которых в дне рождения присутствует цифра пять. Все вместе они должны решить сложные арифметические выражения, и если результат окажется верным, Параллельный мир будет спасён. Вот эти выражения: 5555=3; 5555=5; 5555=6; 5555=26; 5555=30; 5555=50; 5555=55; 5555=120. Задание давалось в стихотворной форме:
Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим - к финишу придёшь!
Трудное задание выполняется, все пропавшие возвращаются целыми и невредимыми. Очевидцы награждают спасителей орденами и медалями Параллельного мира. Вот список этих наград:
n Нашивка «Божья Коровка». Присуждается Очевидцами за замечательную жизнь в Параллельном мире.
n Медаль «Синий Самолёт». Присуждается линией за особые интеллектуальные заслуги перед родным коллективом.
n Орден «Жёлтого Ёжика». Присуждается Держателями Чемоданов за успехи в честном бизнесе.
(В качестве этих наградных знаков могут быть использованы небольшие декоративные пуговицы).
Промежуточные итоги этой комплексной игры могут быть подведены в форме игры - путешествия по станциям «Загадка ниши». Каждая линия периодически занимает ту или иную пустующую нишу (станцию) и отгадывает загадку ниши. Загадки - это вопросы о ходе прошедшего этапа игры, например:
-Какие ещё события могли бы произойти в Параллельном мире?
-Назовите самых, на ваш взгляд, замечательных людей Параллельного мира.
- Предложите свой вариант выхода из Параллельного мира и т. д.
По итогам этой игры - путешествия могут быть внесены соответствующие изменения в сюжет комплексной игры.
Рефлексия игры проводится в форме итоговых линейных сборов и общего итогового собрания. На линейных сборах предприниматели обсуждают итоги игры, отмечают положительные и отрицательные моменты. Общее подведение итогов происходит в форме сборов в обратный путь. Линии рассказывают о готовности к возвращению. Проверяется наличие интеллектуального и практического багажа, высказываются предложения на будущее о тематике теоретических и практических занятий; проверяется порядок в Чемоданах (Держатели Чемоданов подводят итоги работы, отмечают лучших предпринимателей, говорят о недостатках). Так как обратный путь будет долгим и непростым, линии готовят сухой паёк, в частности соль и сахар (соль - отрицательные моменты прошедшей игры, сахар - положительные). Возвращение в настоящий мир должно осуществиться через одну из ячеек автоматической Камеры хранения, для чего нужно набрать правильный пятизначный (по числу линий) цифровой код. Этот код определяется таким образом: каждый предприниматель оценивает выполнение своей игровой роли по таким критериям:
Оценка 1. Я делал всё, что мне говорили, но своей инициативы не проявлял.
Оценка 2. Иногда проявлял инициативу, но предпочитал быть исполнителем.
Оценка 3. Я был активным воплотителем чужих идей.
Оценка 4. Я часто подавал различные идеи, но не всегда воплощал их сам.
Оценка 5. Я организовывал выполнение своих идей.
Каждый игрок выставляет себе оценку и затем вычисляется среднеарифметическая оценка линии. Полученные пять цифр вписываются в табло ячейки, затем происходит ритуал возвращения участников комплексной игры в свой мир: все берутся за руки и хором скандируют следующие слова: «Тик-так, ой-ой-ой, возвращаемся домой!». Параллельный мир остаётся в прошлом, комплексная игра закончена.