Детское общественное объединение «Лидер» имеет десятилетнюю историю. Возникнув на «переломе эпох» как очно-заочная школа актива старшеклассников области, «Лидер» в определенной степени заполнил нишу, образовавшуюся в результате исчезновения многих детских объединений и организаций, свертывания детских и молодежных социальных инициатив.
Программа очно-заочной школы (ОЗШ) предполагала выявление, стимулирование и подготовку лидеров, то есть тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные, социально значимые дела. Она изначально была сориентирована на решение важной педагогической и социальной задачи: оказание персональной помощи участнику программы ОЗШ – члену детского общественного объединения «Лидер», побудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Целью деятельности была подготовка лидеров, эффективно и продуктивно осуществляющих формальное и неформальное руководство (организацию) досуга в группе сверстников, в детском объединении или организации.
Поскольку досуговая деятельность является (может рассматриваться) в качестве основы воспитательного воздействия на личность и зачастую инициирует процессы самовыражения, самоопределения, саморазвития и самореализации взрослеющего ребенка, наиболее целесообразным и эффективным способом (средством) ее организации нами определяется комплексная игра. Кроме того, любая игра, в том числе и комплексная, всегда имеет чётко поставленную игровую задачу, за которой скрывается задача образовательная. В силу этого она с успехом используется для стимулирования учебного процесса, а на игровой модели осуществляется квазипрофессиональная деятельность: программа, являясь игровой по форме, предстаёт образовательной по содержанию.
В научной литературе игра, являющаяся системообразующей жизнедеятельность такого детского объединения как «Лидер», зачастую определяется сюжетно-ролевой (С.А.Шмаков), поскольку, с одной стороны, она имеет предмет игрового изображения (сюжет), последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры, а, с другой - есть форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация (ролевая игра), не подчиненная жестким правилам, неизменным условиям. Однако, вслед за О.С. Газманом, мы определяем ее - комплексной игрой, содержащей в себе одновременно подвижные, ролевые, познавательные, состязательные элементы, объединённые единым сюжетом и темой.
Комплексная игра как коллективная творческая досуговая деятельность – совокупность разнородных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педагогический эффект; создающая необходимую и достаточную среду для подражательной, свободной игры и переживания, а тем самым и реальные предпосылки для пробуждающегося индивидуального сознания ребенка, развития его как гармоничной личности. При этом главным условием, оптимизирующим ее подготовку и проведение, является то, что все виды планируемой и организуемой совместной с ребенком деятельности должны быть опредмечены последним в равной степени.
Опираясь в педагогической практике на комплексную игру и игровые технологии содружество детей и взрослых «Лидера» ориентировалось на: включение участников программы в социальную жизнь, социальную практику общества на посильном для них уровне, адаптацию детей к социальной среде, удовлетворение их потребностей, интересов и запросов (включая те, которые слабо удовлетворяются школой), защиту прав, достоинства и интересов в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды. Наши наблюдения показывают, что в результате:
n гуманизируется процесс социализации детей (воспитанники включаются в социальную практику, ориентируясь на ценности добра и справедливости);
n создаются необходимые условия для воспитания творческой индивидуальности ребенка, и на этой основе, достигается достаточный уровень его самоактуализации;
n оптимизируется рекреационная активность детей (в том числе в восполнении их творческого потенциала);
n формируются первичные и фронтальные детские коллективы как основа становления (и успешного функционирования в дальнейшем) воспитательной системы их среды жизнедеятельности.
При разработке сюжетов первых комплексных игр мы обратились к опыту известного отечественного педагога И. Н. Жукова, который ещё в 20-е годы нашего столетия, создал педагогически целесообразные (прогрессивные) по сути, и интересные для детей (и взрослых) по содержанию формы работы с детьми - длительные воспитывающие игры. Они учитывали природу ребёнка, отвечали его потребностям, захватывали, организовывали жизнь. Одной из первых была игра в «Экспедиционный корпус», проводимая И.Н. Жуковым в городе Чите. Она объединила учащихся разных школ города и явилась одним из первых опытов воплощения в педагогическую действительность метода длительной воспитывающей игры.
Проанализировав имеющийся в практике опыт по организации подобных игр, он разделил комплексные игры на два основных типа, которые актуальны и востребованы сегодня:
1. Игры, в основу которых положено подражание взрослым, современникам, гражданам в их общественной деятельности (школьные республики, детские клубы). Их цель - практическое ознакомление школьников с тем государственным строем, в котором они живут. Участие в деятельности школьного кабинета министров, органах законодательной и исполнительной власти, осуществление функционала выборной управленческой должности, развивает в воспитанниках чувство ответственности за себя, других а, главное, за то дело, которому они служат; организаторские способности, коммуникативные умения и навыки, необходимые им во взрослой жизни.
2. Сюжеты второго типа основаны на подражательных свойствах юной души, готовой следовать поступкам (поведению) не взрослых и граждан вообще, а любимым героям юношеских книг, а точнее сказать, определенному типу этих героев (Робин Гуд, Рыцари Круглого Стола, смелые и доблестные герои Фенимора Купера).
Опираясь на творческое наследие И. Н. Жукова, мы, с определенной долей условности, предлагаем типологию сюжетов комплексных игр коллективной творческой досуговой деятельности, каждый из которых соответствует потребностям детей и взрослых, существует и развивается в реальной педагогической практике детского движения.
Первый тип сюжета основан на рационально - познавательных ценностях, таких как: познание (учение – подражание, повторение, применение; образование – ознакомление, узнавание, знание), разум (сознание - представление, идея, убеждение; мышление – суждение, умозаключение, понятие), объективность - истина - наука, (пример - комплексная игра «Школа Цветной симметрии»). В сюжетах рационально-познавательной ориентации приоритетным является становление человека в процессе овладения знаниями о мире и способами их приобретения.
Игровые программы второго сюжетного типа базируется на нравственно-гуманитарных ценностях: культура, искусство, красота, духовность, альтруизм, милосердие, добро, отзывчивость, совесть, благородство, интеллигентность. В них основным является процесс освоения и сохранения духовных, культурных человеческих ценностей, целенаправленного включения взрослеющего человека в их гуманное воспроизводство и, дальнейшее развитие им, мира человеческой культуры, (пример - сюжет игры «Картинная галерея им. А.С. Пушкина»).
Третий тип основывается на социально-значимых ценностях: жизнедеятельность (поведение – поступок, привычка, обычай; деятельность – действие, умение, навык), дело (труд – ремесло, профессия, творчество; работа – замысел, подготовка, исполнение), демократия (свобода – ответственность, права человека – законность), гражданственность, общество, отечество, человечество. Задача, решаемая этим типом комплексной игры - социализация, становление человека как субъекта социальной жизни (примеры - сюжеты игр «Лидерград», «Параллельный мир»).
И четвёртый тип сюжета ориентируется на индивидуально-значимые ценности, такие как: счастье, любовь, вера, надежда, честь, достоинство, уникальность и индивидуальность каждого человека. Здесь главным выступает, прежде всего, помощь, поддержка в самоопределении, самореализации, самовоспитании человека (это игры «Институт Прикладного творчества», «Съезд организаторов современности»).
С нашей точки зрения, многообразие типов сюжетов комплексных игр оптимизирует поиск и определение детскими общественными объединениями (в том числе функционирующими на базе и при поддержке государственных образовательных учреждений) базовых ценностей – ориентиров своей жизнедеятельности, и на их основе создавать оригинальные, личностно-ориентированные воспитательные системы.