Предмет исследования. История экономического знания. Основные направления экономической теории. Структура экономической науки. Микро- и макроэкономика как части экономической теории. Позитивная и нормативная микроэкономика.
Потребности, блага и ресурсы. Экономические блага и их классификация. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Факторные доходы. Номинальные и реальные величины.
Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Сравнительное преимущество. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Компромисс общества между эффективностью и равенством.
Функции экономической науки. Экономические категории и законы. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Проблема выбора оптимального решения. Экономические интересы, цели и средства. Рациональное поведение. Экономический кругооборот.
Методы микроэкономики: общие и специальные. Принцип “при прочих равных условиях”. Индукция и дедукция. Метод абстракции. Экономические модели и эксперименты. Экономическая стратегия и политика.
Сущность экономических институтов. Экономическое и юридическое содержание собственности. Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности. Согласование обязанностей. Разгосударствление и приватизация.
Экономическая система. Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Хаос и координация в экономической системе. «Невидимая рука» рыночного хозяйства. Рыночная инфрастуктура и конъюнктура.
Переходная экономика: источники, закономерности, место в экономической науке.
Планы семинарских занятий
1. Предмет экономической теории. Микроэкономика. История развития экономической мысли.
2. Потребности, блага и ресурсы: понятие и классификация.
3. Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов.
4. Методология экономической науки.
5. Институты и их роль в экономике.
6. Экономическое и юридическое содержание собственности. Приватизация.
№1. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 12 000 руб. в год или работы референтом с зарплатой 10 000 руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 000 руб. Какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если Иван имеет возможность в свободное время подработать в магазине за 4000 руб. в год?
№2. Студентка во время летних каникул может заработать 5 тыс. руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:
- плата за обучение на курсах – 2 000 руб.,
- плата за учебные пособия – 300 руб.,
- расходы на питание - 1800 руб.,
- расходы на транспорт – 600 руб.
Определите альтернативные издержки.
№3. Пусть дипломированный бухгалтер является квалифицированным маляром и ему нужно покрасить свой дом. Будет ли он нанимать профессионального маляра, если способен за час работы по своей специальности заработать 50 руб., а маляру он должен платить за каждый час работы 15 руб. Допустим, что у бухгалтера покраска дома займет 30 часов, а маляр затратит на эту работу 40 часов. (Предположим, что у бухгалтера нет удовольствия от малярной работы).
№4. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в соседний город. До места назначения можно добраться двумя способами – самолетом либо поездом. Стоимость билета на самолет – 3000 руб., на поезд – 900 руб. Время нахождения в пути в самолете – 2 часа, на поезде – 15 часов.
Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 150 руб. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время).
№5. Оцените с позиций нормативного и позитивного подходов микроэкономики принятие в 2003 г. Закона об обязательном страховании на рынке страховых услуг.
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания
Тестирование
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Затем полученный процент умножается на количество баллов за 1 тестирование
Тема 2. Рыночный механизм и его характеристика: спрос, предложение, равновесная цена, эластичность
Программная аннотация
Рынок и его элементы. Конкуренция: понятие и виды.
Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса и величины спроса. Эластичность: свойства и показатели. Эластичность спроса: ценовая, по доходу, перекрестная. Индивидуальный и рыночный спрос.
Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы изменения предложения и величины предложения. Эластичность предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
Рыночное равновесие, равновесная цена, равновесное количество. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Излишки потребителя и производителя. Влияние налогов, дотаций и фиксированных цен на рыночное равновесие.
Планы семинарских занятий
1. Рынок: понятие, достоинства и недостатки. Конкуренция и ее виды.
2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.
3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения.
4. Эластичность: свойства, показатели, значение.
5. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.
6. Излишки производителя и потребителя.
7. Воздействие государства на равновесие: налоги, дотации, фиксированные цены.
Задания
№1.Какие утверждения говорят об изменении спроса, а в каком случае правильнее было бы говорить об изменении величины (объема) спроса? Объясните почему:
1. С ростом цен на мясо увеличился спрос на дешевую рыбу;
2. С ростом цен на конфеты сократился спрос на этот продукт;
3. После появления в Москве новых рекламных газет сократился спрос на “Рекламное приложение” к “Вечерней Москве”;
4. В первой половине 1992 г. из-за фиксированных цен на хлеб увеличился спрос на него.
№2. В табл. Приведены коэффициенты ценовой и перекрестной эластичности спроса на продукты питания, книги и цветы.
Коэффициенты эластичности
Товары
Коэффициент ценовой эластичности Ер
Коэффициенты перекрестной эластичности Ее в зависимости от спроса на
продукты питания
книги
цветы
Продукты питания
0,25
—
0,06
0,01
Книги
1,2
-0,13
—
0,27
Цветы
0,85
0,07
0,41
-
На основании данных, приведенных в табл., ответьте на следующие вопросы:
а) для каких товаров спрос является эластичным, а для каких неэластичным?
Б) какое влияние оказывает изменение цен продуктов питания на потребление книг и цветов? Какой можно сделать вывод о характере связи между продуктами питания и другими представленными в табл. Товарами?
№3. На рынках различных товаров и услуг (зерно, автобусы, билеты на стадион) в течение некоторого периода времени изменились условия продажи товара и услуги (см. табл.). В задачах 3.1 – 3.3 определите дуговую эластичность спроса по цене на эти товары и услуги.
Дуговая эластичность
3.1
3.2
3.3
1,2
0,9
№4. Изучается рынок товара. В задачах 4.1-4.2 определите неизвестные величины по заданным в таблице значениям известных величин.
Р
Q
4.1
24 – 2Р
- 0,5
4.2
- 0,2
2,5
№5. Функция спроса Сергея на яблоки при доходе 50 имеет вид , а при доходе 70: .
А) к какой категории товаров Сергей относит яблоки, если цена яблок равна 2?
Б) к какой категории товаров Сергей относит яблоки, если цена яблок равна 4?
№6. Спрос и предложение на товары: . Найти параметры равновесия на рынке. Каковы будут последствия введения государством фиксированной цены, равной 8 ден. Ед за единицу товара?
№7. Известны функция спроса, функция предложения и потоварный налог
Qd= 9-P, Qs= - 6 + 2P, t=1,5. Определите:
1. равновесную цену и количество товара до и после введения налога;
2. излишек потребителей (CS) и излишек производителей (PS) до и после введения налога;
3. общую сумму налога, поступающего в государственный бюджет (T);
4. распределение налога между потребителем (Td) и производителем (Ts);
5. излишнюю налоговую нагрузку.
Результаты внесите в таблицу и проанализируйте.
P
Q
CS
PS
T
Td
Ts
Излишняя налоговая нагрузка
До налога
После введения налога
Изменения до и после введения налога(D)
№8. Известны функция спроса, функция предложения и потоварная дотация: Qd= 12 – 2P, Qs= - 4 + 2P, sb=1. Определите:
1. равновесную цену и количество товара до и после введения дотации;
2. излишек потребителей (CS) и излишек производителей (PS) до и после введения дотации;
3. общую сумму дотации, поступающей из государственного бюджета (SB);
4. распределение дотации между потребителем (SBd) и производителем (SBs);
5. излишнюю нагрузку от дотации на бюджет.
Результаты внесите в таблицу и проанализируйте.
P
Q
CS
PS
SB
SBd
SBs
Излишняя нагрузка от дотации
До дотации
После введения дотации
Изменения до и после введения дотации(D)
Формы текущего контроля:
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос
- знания базовых понятий и основных теорий;
- умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения;
- применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере;
- умение формировать и аргументировать личную позицию;
- наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала;
- общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания.
Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания