Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конечен ли мир во времени и пространстве



2) мир состоит из частей или мир целостен и един

3) есть ли свобода в мире

4) существует ли верховное существо, создающее или управляющее миром

На все вопросы можно дать противоположные ответы. Эти противоречия он называет антиномиями человеческого разума. Существуют ли эти противоречия реально в мире? Нет. Эти противоречия возникают, только когда разум пытается выйти за пределы мира для нас. Это показывает, что есть пределы человеческого разума.

 

Философия занимается выяснением границ познания.

«Критика практического разума» В центре его внимания мораль.

В обществе всегда есть моральные нормы, которые действуют как принудительные силы.

 

Т.к. у разных народов разная мораль, к ней надо подходить формально. В качестве общей нормы Кант предлагает «категорический императив».

Действуй так, чтобы норма твоего поведения была бы и нормой всеобщего законодательства (т.е. действуй так, как ты хотел бы что бы другие действовали по отношению к тебе).

 

Понятие долга. Человек всегда должен следовать долгу. Любое отклонение аморально.

 

Поведение:

1) моральное (действует «морально», хотя ему и не хочется, ради долга)

2) легальное (действует «морально», т.к. ему это выгодно)

 

Исполнение долга не обязательно ведёт к счастью. Это не справедливо, поэтому Кант вводит три понятия: свобода воли, бессмертие души и понятие Бога. Существует загробный мир.

 

 

Иоганн Готлиб Фихте

 

Родился в семье сельского ремесленника. В его деревне поселился протестантский пастор, который быстро приобрёл славу за свои проповеди. Однажды богатый дворянин барон фон Мильтис приехал послушать эти проповеди, но опоздал на проповедь и маленький Фихте рассказал ему её наизусть. Это поразило барона, и он взял заботу о его образовании. Фихте устроили сначала в школу, а по окончании в закрытое дворянское заведение. Затем он поступил в университет на теологический факультет в Йене. Потом стал домашним учителем, этим и жил.


В 1790 году познакомился с работами Канта, а потом и с самим Кантом. В 1792 написал свою первую философскую работу – «Опыт критики откровения». Работу очень хвалили (так как думали, что это Кант её написал), Кант сказал, что автор Фихте. И поэтому пришлось хвалить и Фихте. После этого Фихте женился, и его пригласили заведовать кафедрой философии в Йенском университете.

Выступал в защиту якобинской диктатуры. Требовал от государей Европы свободы мысли, которую они до сих пор подавляли. Доказывал, что революция это вполне законная вещь. Говорил, что государства создаются согласно требованиям разума.

 

Фихте выгнали с кафедры за то, что он дал согласие на публикацию атеистической статьи (хотя сам с ней не был согласен). После этого он перебрался в Берлин. Там вышла одна из замечательных его работ – «Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности (...)ей философии»

 

Выступал резко против французской оккупации, против Наполеона, считая его преступником, который задушил великую революцию. В 1808 году выпустил книгу «Речи к немецкой нации», где он призывал немцев объединиться, восстать и изгнать французских оккупантов. В 1810 году после создания Берлинского университета Фихте становится сначала деканом философского факультета, а затем и ректором университета, но через год уходит с этой должности. В 1814 году заразился тифом от жены и умер! Его жизнь была во многом сходна с его философией.

Философия


Натурфилософии у него не было. В центре его внимания был Человек, его познание, его потребности. Такая философия должна была помочь раскрыть эти потребности и помочь их удовлетворить.

 

История человечества – единый процесс. Есть историческая эстафета. История имеет цель. У каждой страны есть свое место в истории. Разум (объективный) определяет ход истории и идет к такому общественному строю, чтобы люди были свободны.

 

Философия Фихте – философия действия. Он был бескомпромиссным борцом и патриотом.

 

Фихте начал с кантианства, особенно нравилась ему идея активности мышления.

У Фихте впервые возникает идея, что философия нужна, чтобы понять и изменить Мир. По Канту человек создаёт мир для нас, но из материала, который пришёл из мира в себе, и в этом смысле человек ничего сделать не может. Поэтому Фихте отменяет вещи в себе, нет никакого мира в себе, есть только мир для нас, который целиком строится Духом.

 

Центральное понятие философии Фихте это понятие «Я» – Разум. Причём Разум вообще. Разум абстрактный, абсолютный. «Я» Фихте это не моё «Я», это абсолютное «Я», которое создаёт Мир, каким он должен быть. В результате происходит раздвоение: есть «Я» и есть не «Я», то есть «Я» создаёт не «Я». В это не «Я» входит и конкретное «Я» и другие предметы, но каково соотношение не ясно. То ли вещи создаёт конкретное (эмпирическое) «Я», то ли абсолютное «Я».

Философия Фихте довольна противоречива. Но самое главное он пытается показать развитие этого абсолютного «Я» – это развитие предельно общих понятий. Как у Канта есть категории рассудка, у Фихте есть категории абсолютного «Я». Отличие состоит в том, что у Фихте категории образуют систему. Категории у него вытекают одна из другой.

Первично сознание. Общественное сознание – нечто объективно, не равно сумму сознаний отдельных людей. Фихте – не объективный, не субъективный, это третье – социоконстуктивизм.

 

 

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

 

Родился в обеспеченной семье в Леонберге. В 1790 году поступил в Тюбингский университет (в 15 лет). Учился с Гегелем. Его интересы делились между теологией и философией. На первых порах он восхищался Фихте и ВФР. В 1795 году он написал первые философские «фихтеанские» работы. После окончания университета работал так же домашним учителем. Стал отходить от Фихте. В 1799 году стал заведующим кафедрой философии. В это время он написал две работы натурфилософского характера (Фихте её не рассматривал) «Идея философии природы», и «О Мировой Душе. Гипотеза высшей физики». Эти работы привлекли внимание, их высоко оценивали. Затем он стал заниматься и проблемами теории познания. В 1800 году вышла его книга «Система трансцендентального идеализма». Началась его травля и он вынужден был уехать в Баварию потом в Мюнхен. Там наметился перелом в философском развитии Шеллинга. Он повернул к религии и мистике. Стал заниматься религией и открыл для себя личного Бога. В 1809 году он написал книгу «Философия откровения». После этого до самой смерти он не публиковал своих работ.
Во время его творческого кризиса росла слава Гегеля, и Шеллинг проникся страшной завистью, называл его плагиатором. В 1841 году, после смерти Гегеля, Шеллинг занимает его место зав кафа в Берлинском университете. Умер Шеллинг в 1854 году.

Философия Шеллинга

 

Начинает с фихтеанства, но потом разработал свою систему объективного идеализма. Главным у него становится природа – мировой непрерывно развивающийся и движущийся дух. Начиная с простейших форм (ощущение, раздражение, восприятие), Дух в конечном счет развивается в Разума, мышления (идея поступательного развития природы).

Критикует механицизм. Развивает диалектику – науку о всеобщей связи.

 

Он выделяет две формы мышления: рассудок и разум. Рассудок целиком скован законами формальной логики и боится противоречий. Разум – напротив. Он говорит об особой форме познания – интеллектуальное созерцание. Дальше он говорит о появлении воли, свободы. Но свободу он воспринимает как осознание необходимости.

 

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

 

Родился в герцогстве Штудгарте. В 1788 году поступает в Тюбингенский университет и оканчивает его в 1793 году. Большое влияние на Гегеля оказала Французская революция, он вспоминал её как восход солнца. Работал домашним учителем, главредом, директором гимназии. Написал работу «Различие между системой философии Фихте и Шеллинга».
1807 г. - «Феноменология Духа » (излагает свою систему)

«Наука Логики» в 3 томах (с этого труда началась его слава).

В 1818 году выпускает трёхтомник «Энциклопедия философских наук»

Его приглашают в Берлинский университет. Там он был заф кафом, читал курс лекций.
В 1825 году вышла его книга «Философия Права». Умер он в 1831 году от холеры. После его смерти вышли масса его работ, например его знаменитая «Философия Истории».

 

Система созданная Гегелем.


Гегель писал очень запутанно. Был объективным идеалистом (пожалуй, последним): есть субъективное сознание («моё сознание», человеческий дух) и объективное сознание («абсолютный дух») последнее созидает объективный мир и рождает субъективное сознание и это объективное сознание первично по отношению к субъективному. Это открытие впервые совершил Платон («система эйдосов»).

 

«Феноменология Духа» (1807г.). В ней Гегель исследует сознание человеческое, прослеживает, как оно накапливается. Процесс познания по Гегелю это процесс совпадения объективного и субъективного духа

Истина – это процесс и результат одновременно. (первый заметил Гегель.). Поставил проблему абсолютной и относительной истины. Т.е. истина есть процесс, когда относительная сознание стремиться к абсолютному сознанию. Гегель считал, что для доказательства правильности теории надо знать не саму теорию, а как к этой теории стремились.

Мышление, с одной стороны - это наша субъективная деятельность, а Гегель открыл, что мышление есть ещё и объективный процесс, ведущий к объективным, независящим от мышления человека, законам. Т.е. есть два вида мышления.

Разум – это мышление как объективный процесс, рассудок – это мышление как субъективный процесс (диалектика и формальная логика соответственно).

 

С точки же зрения Гегеля мир есть процесс, причём саморазвивающийся процесс (независимый), этот процесс делится на несколько процессов, которые в свою очередь делятся на другие процессы (все они саморазвивающиеся – в философии это понятие «спонтанные процессы»!). Наука к этому пришла лишь в 20 веке.

 

Гегель развил диалектику понятий. Есть диалектика мышлений (диалектика развития понятий) и диалектика вещей. Основной вопрос философии, что первичное, а что есть вторичное понятие, диалектика мышления или диалектика понятий. В книге «Энциклопедия философских наук» (3х томник) разработана эта система.

 

Первый том - это «Логика» имеет 3 части: «Учение о бытие», «Учение о сущности» и «Учение о понятии». Как идёт развитие мысли у Гегеля: вначале появляется чистое бытие, которое настолько неопределенно, что оно равно ничему (небытию), далее что происходит – бытие переходит в нечто и нечто переходит в бытие, возникает качество, вслед появляется количество, потом появляется мера, при нарушении которой происходит превращение и возникает сущность.

 

Второй том - «Философия природы». Начинает с механики, потом переходит к физике, потом к органике, потом к человеку, а когда появляется человек, то и появляется субъективный дух, который, реализуя, абсолютные идеи в человеческом обществе плодит абсолютный дух. Все стадии развития природы находятся в абсолютном духе.
Третий том - Философия духа представлена в трёх частях: «Субъективный дух», «Объективный дух» и «Абсолютный дух».
В «Субъективном духе» он рассматривает проблемы психологии (восприятия, ощущения, мышления, рассудок как явления психические не как в теории познания).
«Объективном дух» он разделяет на разделы:
a) право
b) моральность
c) нравственность:

aa) семья
bb) гражданское общество
cc) государство

aaa) внутреннее право
bbb) внешнее государственное право
ссс) всемирная история


«Абсолютный дух» он делит на формы:
1) искусство
2) религия откровения
3) философия

 

 

Философия истории Гегеля.

 

Была воссоздана по конспектам с лекций Гегеля.

 

ВФР показала, что существуют некие объективные силы, которые управляют ходом исторических событий. Жозеф Де Местр – реакционер, ярый противник революции, подчеркивал объективную предопределенность хода ВФР. (описал это в своей книге «Размышления о Франции») Революция – божье предустановление.

 

Г.Гегель идеалистических позиций, разработал и обосновал учение о противоречии как движущей силе всякого развития, то есть предложил ученым инструмент, позволяющий объяснить процессы развития в истории человеческого общества.

 

Существуют некая объективная сила, определяющая ход истории, не зависящая от воли и сознания людей, определяющая общественное мнение, общественную среду, взгляды и волю людей. Эта объективная основа не остается неизменной, она меняется по линии прогресса, и когда это происходит, меняется и общество в целом, т.е. развитие общества поступательно. Эта сила – Абсолютный Дух. Абсолютный Дух воплощается в народном духе. Дух народа – совокупность представлений народа – философских, научных, религиозных, эстетических. Абсолютный дух воплощается на каждом этапе развития в дух какого-либо народа. Такой народ становится передовым, и определяет развитие общества в целом. Он не только прогрессирует во времени, он перемещается. Однако, есть неисторические народы, где дух никогда не воплотится. Происходит историческая эстафета, когда новый народ усваивает все достижения предыдущего и становится двигателем прогресса. При этом критерием прогресса Гегель считал степень осознания свободы. Каждый новый шаг – движение к свободе человека.

Периодизация истории.

 

Гегель вводит понятие исторических миров. Он выделяет 4 исторических мира.

1. Восточный – т.к. считается, что цивилизация зародилась на Востоке. Для него характерно полное отсутствие свободы – все рабы одного человека. Он делится на 3 подэтапа.

    1. Китай
    2. Индия
    3. Персия

2. Греческий мир – часть населения осознали свободу и стали свободными, а те, кто не осознал, остались рабами.

3. Римский мир – больше вызревает понятие свободы. Начинает зарождаться христианство и подготавливает этот мир к приходу следующего.

4. Германский мир. В него входили территории, которые входили в состав западно-римской империи, завоеванную германцами – Франция(завоеванную германскими племенами – франками), западная Германия, Испания, Италия, Англия. В германском мире христианство получило полное развитие, которое требует любви, братства и свободы людей, значит, только в германском мире свобода стала достоянием людей. Германский мир делится на 3 эпохи:

    1. Христианско-германский мир. 6, 7, 8 и половина 9 века. Империя Каролингов.
    2. Эпоха средних веков. 9–16вв. Для этой эпохи характерна феодальная раздробленность.
    3. Начало нового времени. Движение, направленное за реформацию христианской церкви. Гуггеноты, протестанты. Французкая революция.

 

Гегель считал германский мир – последним миром, а Пруссию – самым идеальным государством. Развитие закончилось, т.к. все обрели свободу. Развитие философии, искусства закончилось. Дух развивался во времени, но он сам себя познал, поэтому теперь развитие остановилось. В этом Гегель противоречив – с одной стороны вечное развитие, с другой все закончилось.

Развитие абсолютного духа

 

Но возникает вопрос – как развивается дух? С точки зрения Гегеля развитие происходит руками людей. Дух влияет на их сознание, он внушает необходимость перемен. Великий человек раньше и лучше других понимает потребности абсолютного духа. Человек может действовать в согласии с логикой абсолютного духа, руководствуясь иллюзорным сознанием исторической необходимости. (Сравните девиз французской революции «Свобода, равенство и братство» и ее истинную цель – установление капиталистического строя). Это называется хитростью абсолютного духа. Гегель показал, что все либо предопределено, либо не предопределено. Ход истории не предопределен в деталях, но в глобальных процессах – обязательно. Например, если б не Наполеон, так кто-то другой захватил бы власть и установил диктатуру.

 

Гегель открыл, что есть «черный ящик», который определяет ход истории, но забраться в него, раскрыть механизм он не смог.

Младогегельянство.

 

Гегель умер в 1831г. Спустя несколько лет школа распалась, наступил раскол в стане гегельянцев. Они раскололись на два течения – право-(старо-)гегельянцы и лево-(младо-)гегельяцны. Этот раскол был неизбежен.
Германия к началу 19в была страной, в которой капиталистические отношения развивались, но медленно. Надеялись на нового короля, но Фридрих Вильгельм 4 никаких преобразований не провел. Нарастало недовольство. Возникла оппозиция, она действовали в области литературы, философии (иначе нельзя при абсолютной монархии).

 

Т.к. учение Гегеля было противоречивым, там можно было найти и оправдание революции и наоборот. Старогегельянцы ухватились за его систему, они оправдывали существующий строй, а младогегельянцы видели в учении прежде всего диалектику, призывы к движению, обновлению, что нет ничего вечного. Младогегельянцы были и довольно умеренные, и которые требовали свержения монархии и утверждения республики. Они выступали как революционные демократы.

 

Давид Фридрих Штраусс(1808–1874).

 

Старогегельянец. Выступал за свободу слова. Был доцентом университета, занимался богословием. Написал книгу «Жизнь Иисуса». Штраусс проанализировал всю евангиельскую литературу, и сделал вывод, что все это – просто миф. Он говорил, что Христос был человеком, но вокруг него выросли мифы. Миф же Штраусс рассматривал как результат бессознательного творчества группы людей. За свою книгу был изгнан из университета.

Бруно Бауэр(1809–1882).

 

Как и Штраусс, был богословом, теологом. Однако к моменту написания книги «Критика евангельских историй, синоптиков и Иоанна», Бауэр уже был республиканцем, безбожником, и он этого не скрывал. В своей работе он пришел к выводу, что Христа не существовало, он чисто мифический персонаж. Бауэр положил начало мифологической школе исследования евангелия, где евангелие рассматривается как миф. «Молчание века» – ни один автор 1 в н.э. ничего не говорит о Христе. Кроме того есть некоторые несоответствия в датах: по Евангелию Христос родился при правлении Ирода в год, когда проводилась перепись населения, но Ирод умер в 4 г. до н.э., а перепись проводилась в 7 г. н.э. Кроме того убийство всех новорожденных также не могло не оставить следа в исторических хрониках. Происхождение мифа о Христе Бауэр обозначил как прямой осознанный вымысел отдельных людей.
В работе «Трубный глас страшного суда над Гегелем» – Бауэр разоблачает Гегеля, как страшного потрясателя общественных основ, почти антихриста. Враг религии, церкви, государства, поклонник французкой революции.

Людвиг Фейербах(1804–1872).

 

Фейербах родился в Баварии. Отец – крупный криминалист. Учился в Гейдельбергском университете, но услышал о славе Гегеля и перешел в Берлинский университет, который и окончил. Там Фейербах слушал его лекции. Стал работать доцентом в Эрландонском университете. Пантеист. 1830 г. – «Мысли о смерти и бессмертии», где приходит к выводу, что бессмертия нет. За эту книгу его отчислили из универа. После чего Фейербах женился на наследнице фарфоровой фабрики, поселился в деревне, где жил безвылазно и работал над последующими книгами.

 

Но постепенно он переходил к более радикальным позициям. Стал материалистом. В 1839г написал «Критику философии Гегеля». Подвергает жесточайшей критике объективный идеализм Гегеля, отрекается от него. Самая знаменитая работа – «Сущность христианства» (1841 г.). В этой книге он отстаивал материализм. В основе религии лежат чувства зависимости человека от каких-то сил. Она – оплот неравенства в обществе. И с ней необходимо бороться. Нужно создать новую религию без богов, в центре – человек.

 

Дух человека – продукт человеческого мозга. Человек – материальное существо, часть природы. Природа первична, сознание – вторично. Природа безгранична во времени и пространстве. Вне времени и пространства ничего не может быть. Природа движется. Сенсуалист. Не отвергал идею разума. Все познаваемо. Ум дает знания о том, что органы чувств дать не в состоянии – например ИК, УФ излучение.

 

Главный недостаток его философии: не может найти социальную материю. Также он считает, что человек – существо не меняющееся, а это антиисторично.

 

Человек стремится обеспечить свою жизнь, стремиться удовлетворить свои потребности – это счастье. Эгоизм, а не общественное мнение делает мораль. Но! Если все вокруг несчастны, человек не может быть счастлив. Фейербах основывает религию любви: любите друг друга! Критикуя Гегеля, Фейербах не понял, что он открыл мышление как объективный процесс, открыл диалектику. Он считал, что абсолютные вещи – это плохо.

В идеалистической Германии поднял флаг

 

 

Кризис материализма на рубеже XVIII–XIX вв

Начало XIX века было отмечено расцветом науки, но упадком материализма. На это повлияли две причины:

 

Буржуазные революции прошли успешно, у власти встала крупная буржуазия, но необходимо было этот успех закрепить. Для этого нужна религия, чтобы опять вернуть народ к послушанию. Лояльной к религии философией был идеализм, в связи с чем появляется критика материализма.

В Англии было неприлично быть материалистом, поэтому прикрывались агностицизмом.

 

Другая причина – слабость самого материализма. Он не мог решить ряд проблем в теории познания и мировоззрения.
Материалисты исходили из того, что существует объективный мир. Он воздействует на органы чувств, и отражается в сознании человека. Они были сенсуалистами. Нет ничего в разуме, чего нет в чувствах. Но в разуме появляются законы, человек раскрывает сущность явлений, которая недоступна органам чувств. Откуда? Значит мышление активно, но найти объективный источник активности мышления они не могли, поэтому отрицали её.

 

Но и вопросы о понимании общества также заводили в тупик. Знаменитый круг – среда определяет мнение, а мнение определяет среду. Французские материалисты были материалистами лишь в понимании природы.

 

 

Предпосылки возникновения марксистской философии

 

Марксистскую философию можно назвать марксистским материализмом. Марксистское учение состоит из трех частей

1) Марксистская философия

2) Марксистская политическая экономика

3) Марксистская политология, научный социализм (коммунизм)

 

Марксизм возник как ответ на те проблемы, которые поставила сама жизнь. В первой половине XIX века. в западной Европе окончательно утверждается капитализм. Во второй половине XIX веке во всей Европе происходят так называемые промышленные революции. Выдвинулись две противоборствующие силы: буржуазия и рабочий класс. Рабочий класс был в ужасном положении (16-часовой рабочий день, маленькая зарплата) Это выливалось в классовую борьбу. Например, движение лудитов в Англии. Они считали, что во всех их бедствиях виноваты машины. Поэтому они ломали станки и поджигали здания фабрик. Их за это вешали. Самое знаменитое восстание 1831 и 1834 года во Франции в городе Леон. Восстание леонских ткачей. Они захватывали город, устанавливали свою власть, но дальше не знали что делать. Также в Англии развернулось чартистское движение. Это движение началось в 30-м году, достигло развития в 40-х и заглохло в 50-е. Они исходили из того, что рабочих большинство в стране и они имеют право получить место в парламенте. Требовали, чтобы все взрослые мужчины старше 21 года могли участвовать в выборах.

1840 г. – первая рабочая политическая партия. Нужда в идеологии рабочего класса.

 

Карл Генрих Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895)

 

Маркс родился в Пруссии в семье адвоката, советника юстиции. Отец был раввином, но став советником юстиции перешел в христианство. Карл поступил в гимназию, потом в Боннский университет, через год перебрался в Берлинский университет. Там он тесно связан с группой гегельянцев (объективные идеалисты). Активно участвовал в оппозиционной борьбе. В результате ему пришлось защищать докторскую диссертацию по философии в другом университете. Называлась диссертация: “О развитие между философскими системами Демокрита и Эпикура”, защитил в 1841 году. Т.е. в то время он был идеалистом. 1843 г. «Критика философии Гегеля». Он мечтал о карьере академического направления. Но ему судьба не улыбалась, т.к. он прославился своими оппозиционными выступлениями. Он занимался публицистикой. Был редактором оппозиционной газеты.

 

Энгельс родился в семье крупного, богатого фабриканта. Он учился в гимназии, но отец не дал ему его доучиться, т.к. с детских лет готовил его занять свое место. Его призвали на военную службу и определили в Берлин. Он 2 года пробыл в Берлине и получил возможность посещать занятия в университете. Там он сблизился с гегельянцами и активно принял участие в их деятельности. Затем он поехал в Англию поучиться на коммерческом факультете, где он нагляделся на все прелести жизни рабочего класса. В 1843 году стал склоняться в сторону материализма. Стал переходить на сторону рабочего класса, коммунизма. Начал отвлекаться от философии Гегеля и на этот поворот повлияла книга Фейербаха.
В 1844 году Маркс и Энгельс встречаются и выясняют, что у них схожие взгляды на многие вопросы. С этих пор начинается прочная дружба и совместная деятельность. Совместные работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология», где они четко формулируют принципы материалистического понимания истории. В Германии произошла революция 48–49 годов, которая объяла всю страну. В это время Маркс становится редактором «Новой рейнской газеты», которая выступала за республику, конституцию, свержение всех монархий. Маркса хотели отдать под суд, и ему пришлось бежать. Что касается Энгельса, он принимал участие не только в газетной борьбе, но и в вооруженных восстаниях. После поражения одного из таких восстаний, вынужден был покинуть страну. Таким образом, они оказались сначала во Франции, а потом перебрались в Англию.

 

Возникновение философии марксизма

 

43–48гг – время формирования марксизма. Самая знаменитая совместная работа «Манифест политической партии» Была такая международная рабочая организация «Союз коммунистов», которая ставила целью помочь рабочему классу в борьбе за социалистическую революцию. Маркс и Энгельс к ним присоединились и написали программу партии. Это была работа уже зрелого марксизма. Маркс и Энгельс решили создать научный социализм. Для этого нужно было понять законы развития общества. Нужно было создать материалистическое понимание истории. Забегая вперед можно сказать, что основа общества – экономика. Поэтому для того, чтобы понять куда идет развитие общества и на этой основе строить программу и тактику рабочего класса, нужно детально изучить экономику, поэтому Маркс написал “Капитал”.

 

Французские историки эпохи Реставрации

 

Основное положение в учении Гегеля – история есть объективный процесс, происходящий независимо от деятельности отдельных людей. Но он не смог нащупать механизмы, приводящие к движению истории. Но к ответу на этот вопрос пришли мыслители из других стран. Эти людей называю французскими историками эпохи реставрации. К ним относятся 4 человека. Все они родились в конце XVIII века и прожили всю первую половину XIX века.
Огюстен Тьерри (1795-1851)
Франсуа Гизо (1787-1874), историк и государственный деятель.
Франсуа Минье(1796-1889)
Четвертого у нас не очень любили упоминать. Если вы хоть немного помните историю, то помните, что была такая Парижская коммуна. Она потом была задавлена силами версальского режима. Глава этого режима – Адольф Тьер (1797-1877). Его назвали палачом Парижской коммуны. Они открыли общественные классы и классовую борьбу (идея была ещё в античности). Что такое эпоха реставрации?

1815г. – Реставрация монархии во Франции, хотя страна осталась капиталистической буржуазию отстранили от власти. Монарх был конституционным, а не абсолютным. Буржуазия начала борьбу за власть, к ним примкнул народ – началась классовая борьба. Тут историки легко поняли, что вся история Франции с момента возникновения феодализма была историей борьбы классов – дворянства и крестьянства – за власть.

 

Т.е. объективная основа – классовый интерес. Классы – группы людей, занимающие разные места в отношении имущественной собственности. Почему возникли именно эти классы? Историки эпохи реставрации решить эту проблему так и не сумели.
Отношения собственности:

1) правовые (волевые, юридические)

2) фундаментальные, экономические (в отношении распределения и обмена)

Французские историки эпохи реставрации видели только первые. Их задачей было обоснование правоты буржуазии.

 

Открытие экономических отношений и возникновение политической экономии.

 

Экономика возникла как рыночная. Только при капитализме возникает регулярное производство. Цены на рынке колеблются: избыток товара – понижаются, наоборот – повышаются. Хорошая тактика в этом случае – модернизация техники, т.е. снижение себестоимости.

Рынок управляет хозяевами производств, а значит, и их подчиненными. Экономическое принуждение: чтобы выжить, надо зарабатывать. Раньше действовали принципы морали: если в коллективе есть еда – каждый имеет право на её часть.

Экономика – бесконтрольная независимая сила.

Меркантилизм – наука о том, как добиться обогащения.

Открыт закон стоимости (она определяет производство и обмен товаром)

 

Адам Смит (…-1790)

Давид Рекардо

Два крупнейших экономиста. Сущ-т 3 формы получения доли общественного продукта:

1) Прибыль

2) Земельная рента

3) Зарплата

Значит, существует 3 вида людей:

1) Получающие прибыль

2) Получающие земельную ренту

3) Получающие зарплату

Фактически, они открыли заново классы: капиталисты, арендаторы земли, рабочие. Откуда взялись экономические отношения? Смит: Они вытекают из природы человека. Но есть страны, в которых нет капиталистических отношений. Ответ – это результат насилия. Т.е. капиталистические отношения – естественные, а все остальные искусственные.

 

В XVIII-м веке появлялось много работ посвященных античности, и делался вывод, что античное общество базировалось на рабстве. Феодальное общество базируется на труде крепостных крестьян. Затем появилось капиталистическое общество, основанное на труде рабочих.


Франсуа Бернье (1625–1688)
Философ, врач, путешественник. Был придворным врачом правителя Индии. Говорил, что общественно-экономический строй восточных стран коренным образом отличается от европейских порядком. «История последних политических потрясений» в Индии.

 

Анри Сен-Симон (1760–1825)

 

Утопический социалист. На тот момент все выделяли 4 эпохи:

1) Древнего Востока

2) Античность

3) Средние века

4) Новое время

Симон не уделял внимание первобытности и Древнему Востоку. Рассматривал только три эпохи. Связал каждую с определенным типом общественной ориентации:

1) Рабство

2) Феодальное крепостничество

3) Индустриальная промышленность – наемный труд.

С каждой эпохой смягчение эксплуатации. Почему происходит смена эпох? – Развитие разума человечества (объективного разума). Разум – движущая сила истории.

 

Р. Джонс(1790–1853) и его вклад в развитие экономической науки.

Показал, вопреки Адаму Смиту, что существуют разные экономические системы, а капитализм – только одна из них. И все они тоже естественные. Занимался разработкой систем.

В отношении владения земли существуют землевладельцы и земледельцы. Когда меняется экономическая система – меняется общество в целом.

Джонс не мог ответит на вопрос: сколько таких систем и как они сменяли друг друга. Ответ на эти вопросы дал Карл Маркс.

 

Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом социальной материи и создание ими материалистического понимания истории

До Маркса было 3 формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Маркс назвал формацию на Древнем Востоке азиатским способом производства.

Льюис Морган «Древнее общество»

Появились две первые формации:

1) Первобытно – коммунистическая

2) Первобытно – общинная (азиатская)

Капитализм – последняя формация – нет, произойдет революция, возникнет коммунистическая формация, появится новый способ производства.

М. и Э. «Роль труда, превращение обезьяны в человека»: люди начали «подниматься», чтобы свободными верхними конечностями пользоваться орудиями труда.

 

5-4 млн лет назад – люди начали пользоваться орудиями

2-3 млн. лет назад – люди начали их делать

1,8 млн. лет назад – появились признаки речи, первое типовое орудие – ручное рубило

40 тыс. лет назад – гомо сапиенс

Т.о. производство первично, мышление возникло, чтобы развивать производство.

 

Экономические отношения по Марксу и Энгельсу

Маркс: животное приспособляется к окружающей среде, пользуясь только тем, что есть, а человек – производящее существо. Производство – основа жизни людей. Когда происходит смена способа производства – меняется общественно-политический устрой жизни. Почему эта смена происходит?

Ввели понятие производительной силы: человек, вооруженный инструментом труда, соответствует своему времени. Т.о. Тип социально – экономических отношений зависит от уровня производительных сил.

 

Так был открыт социальный материализм (первый, доверху достроенный):

 

Пан-материализм (всеобъемлющий).

 

Социально-экономические – это отношения объективные, определяющие волю и сознание людей, но от воли и сознания не зависящие. Так было открыта социальная материя.

 

Диалектический материализм и старый материализм

 

Старый: абсолютный детерминизм

Маркс: Свобода – господство человека над миром с помощью материальных ресурсов, основанная на наличии знаний о внутренних связях явлений. Где человек не обладает знаниями, он несвободен.

 

Старый: человек отражает мир

Маркс: есть объективный мир. Человек - существо активное, он преобразует мир через практическую деятельность. Ленин: «Человек должен не только отражать, но и творить мир».

 

Гете(«Фауст»): «И говорю я смело – вначале было дело».

 

Основой познания человека является практическая деятельность. Процесс развития бесконечен. А значит бесконечно развитие познания человека. А поэтому мышление – это объективный процесс.
Проблема суверенности человеческого сознания – можно ли познать весь мир? Да – это значит что когда-то весь мир познают, и все. Нет – это значит, что когда-нибудь мы придем к пределу, что существуют вещи непознаваемые. Правильный ответ – и да и нет. Т.е. мир полностью познаваем, но никогда не будет полностью познан.

 

Развитие западной философии после возникновения марксистского материализма.

 

Историки выделяют два этапа в развитии философии новейшего времени выделяют 2 основных этапа.
1. Нач 17в – сер 19в. Классическая западно-европейская философия. (бурное развитие)
2. после середины 19в – неклассическая или постклассическая эпоха (топтание на месте)

 

Философия деградирует, превращается в религиозную. Отказ от многих достижений, воскрешение отживших систем.

Однако новые проблемы все же возникали. Одной из таких проблем была проблема соотношения эмпирического и теоретического знания. Она была замечена, но не решена. В это время ни одна проблема не была решена.

 

Чтобы двигаться вперед, необходимо было усвоить марксизм. Но буржуазные философы не могли его принять, это философия революции. Поэтому марксизм нигде не изучали. Возникали учения типа неокантианство, неогегельянство итп.

Ричард Рорти (…-2007): «Три человека произвели философскую революцию»

Людвиг Витгенштейн

М. Хайдеггер

Джон Дью

Они упразднили теорию познания. Некоторые отреклись от понятия «истина».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.