Родом из города Аоста из Италии. До самой смерти был епископом Англии. Крайний реалист. Проблема веры и разума (что выше): ведущей является конечно вера, а разум является служанкой, но разум нужен, веры недостаточно. Мало, что человек поверит, его еще нужно убедить в том, что такие положения являются истинными, от этого его вера только укрепится, поэтому разумом нельзя пренебрегать. Надо сказать, что в этом смысле он был материалистом, также, как и Скотт Эриугена. Вообще схоластика носила такой рационалистический характер, они обращались к разуму. Проблема общего и отдельного – как у Эриугена (крайний реалист).
А. К.: вера выше разума и разум нужен для того, чтобы обосновать положения веры. Все нужно доказывать, вплоть до того, что нужно доказывать бытие Божее. Он первым выдвинул так называемое онтологическое доказательство бытия: Мы мыслим о Боге как о существе, которое сверхсовершенно, обладает всеми совершенствами, а совершенное существо должно существовать, ибо совершенство включает в себя существование, значит Бог существует.
У него были противники. В то время в средневековье начал зарождаться номинализм, причем в крайней форме. И вот таким первым крайним номиналистом был Иоанн Росцелин(ок.1050-ок.1122). Был признан еретиком, его преследовали, все книги уничтожили. С его точки зрения общего нет, только конкретные вещи. Крайний номенализм. Но как же с Богом? Он говорил, что Бог есть, его не быть не может. Но ему нет места.
Номинализм – точка зрения, согласно которой общего в мире нет, мир есть скопление конкретных отдельных вещей, и кроме них никаких других вещей нет. Номиналисты разделились на два направления: крайнее направление(согласно которому общего нигде нет, ни в мире, ни в уме, а есть конкретные отдельные вещи и есть слова, которые являются колебаниями воздуха и являются просто знаками – радикальный номинализм) и умеренный номинализм, или концептуализм – общее есть только в уме, в виде понятий, есть слово и есть понятия. Понятие есть обозначение общего, общего в мире нет, а оно создается людьми на основании того, что между вещами есть сходство, которое улавливается и создаются понятия.
Пьер Абеляр(1079–1142)
Самый крупный философ того времени. Автор нефилософской работы, которая навсегда вошла мировую литературу «История моих бедствий». Пожалуй второе произведение в литературе, в которой человек пытается передать свои собственные интимные переживания (первым был Августин Блаженный). К тому времени начало оформляться новое явление в развитии духовной жизни Европы и философии – появление философских школ.
Абеляр обучался в Парижской школе, с самого начала отличался необычайной самостоятельностью, он никогда ничего не принимал на веру и донимал преподавателей всякими каверзными вопросами. Когда получил образование и начал преподавательскую деятельность, у него была уже слава смутьяна, слава дерзкого, самоуверенного человека, для которого ничего святого нет. В результате создал свою собственную школу. Набрал немало людей, которые учились у него. Но он был великолепным оратором, хотя и нажил себе много врагов. Он был приглашен в качестве учителя (давал уроки) к некой Элоизе, дочери почтенных граждан, они влюбились друг в друга вступили в брак тайно, ибо родственники Элоизы не хотели этого. Об этом узнал дядя Элоизы, который считал, что Абеляр соблазнил Элоизу. По его наущению группа людей превратила Абеляра в евнуха. После этого Элоиза ушла в монастырь, он стал на всю жизнь одиноким. Абеляр описал эту драму в своей книге.
Абеляр был одним из самых выдающихся мыслителей этого периода, называвшегося ранней схоластикой (X-XI век).
С его точки зрения философия – это наука об истине, ее цель – найти истину и философия – это есть метод, при помощи которого ищут истину и отличают истину от заблуждения. Этот метод дает диалектика, при этом человек руководствуется разумом.
Вера нужна, но ее недостаточно (он занимался богословскими проблемами). Провозглашал, что в отношении веры и разума разум выше веры. Если Ансельм Кентреберийский говорил, что нужно верить, чтобы понимать, то Абеляр – понимать, чтобы веровать, и в этом отношении разум выше веры. Все должно быть подчинено разуму, все должно быть аргументировано и доказано. В работе «Да и нет» он собрал высказывания, содержащиеся в священном писании и церковных догмах, и показал, что в них имеются противоречия. А если в писании говорят и то и другое, то где же истина, значит либо в писании либо в трудах отцов церкви есть ошибки. Нужно начинать не с верования, а с сомнения. Все ставить под сомнение и потом проверять разумом. Он возродил идею, причем в более яркой форме, Ионна Скотта Эриугены.
Он был одним из первых концептуалистов (умеренный номиналист), т.е считал, что общего в мире нет, но существуют понятия и они носят общий характер, а это создание общих понятий происходит на основе сходства реальных предметов. Они не отражают объективный мир, но у них есть основа в объективном мире.
Все философы о которых шла речь в основном занимались проблемами онтологии и гносеологии, к социальным проблемам они почти не обращались. Но и в те времена были мыслители, занимавшиеся социально-философской тематикой.
Иохим Флорский (1130–1202).
Самым видным из них был современник Абеляра Иохим Флорский, Калабрийский. Жил в южной Италии, был настоятелем монастыря. Был богословом,писал свои труды на латыни. В прошлом году мы говорили об Августине Аврелии, который попытался дать общую схему развития мировой истории, развития человечества. В его схеме история развивается линейно, пожалуй он первый создал унитарную концепцию человеческой истории. Он понимал историю, как единый процесс, где история отдельных людей, стран это частички мировой истории, развивающейся по прямой линии. У него былы разделения на временные отрезки, но стадий не было. Следущий шаг сделал философ-схоласт Иоанн Скотт Эриугена. И Аврелий, и Эриугена были сторонниками концепции провиденциализма, согласно которой вся история есть реализация намеченнного богом плана. Но Эриугена считал, что развитие истории – это три периода, связанные с тремя ликами божества(Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой дух).
Иохим Флорский дал развитие этой идее. Согласно его трудам, в истории человечества существет три поступательных этапа:
· Первый этап – эпоха Бога-Отца. Люди почти не думали о духовных потребностях, а стремились удовлетворить свои плотские потребности. Бог координировал деятельность людей путём страха, люди жили под игом Бога-Отца, неспособные сами отвлечься от своих плотских потребностей.
· Второй этап – эпоха Бога-сына. В людях стали просыпаться требования не только плоти, но и духа. Людьми управляло чувство сыновьего послушания, люди повиновались Богу не сколько из-за страха, сколько из-за уважения к нему. В этой эпохе мы живем.
· Потом наступит третий этап – эпоха Бога-Духа. Плотские потребности отходят на второй план. Люди свободны и руководствуются потребностями духа, и потому сами способны обеспечить порядок, отпадает необходимость в государстве, церкви.
Сам Иохим Флорский происходил из бедной крестьянской семьи и эта схема вселяла в людей надежду. Сам он не был мятежником, но его идеи стали потом знамёнами крестьянских восстаний воимя установления нового времени. Поэтому труды его были осуждены Церковным Собором, с критикой выступил позднее Фома Аквинский, так что в общем-то это была еретическая концепция. Он выразил идею унитарного развития, имеющего стадии(унитарно-стадиального), то есть наличествует идея прогресса.
На смену ранней схоластике приходит поздняя(13 – первая половина 14вв). Изменения в европейской философской мысли, выраженные в поздней схоластике, во многом обусловленны огромным влиянием Ближнего Востока, арабской философии.
Бернард Клервосский (1091-1153гг) – мистик, его учение не заслуживает названия философии.