Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Материалистический аристотелизм




Были и аристотельяне-враги Фомы. В этом направлении была попытка понять Аристотеля материалистически. Латинские аверроисты. Крупнейший представитель –

 

Сигер Брабантский (ок1235 – ок1282).

Преподавал в Парижском университете, попал под суд инквизиции, был убит своим секретарем.

В его учении Бог есть, и он первопричина мира, но мир был всегда. В дела мира Бог не вмешивается. Существуют причинно-следственные связи и нет никаких чудес (детерминизм). Есть общечеловеческий разум, связан с телом, но бессмертен => человечество бессмертно. Он воплощается в душах людей, но души людей смертны.

Положение о двойственности истин – истина откровений может не совпадать с истиной разума. Это попытка освободить богословие из-под контроля церкви. Напрашивался вывод, что служение Богу не требуется, за что автор и поплатился. Взгляды передовые.

Роджер Бэкон (1214-1294)

 

В XIIIв. появилась проблема соотношения веры, разума и опыта. Один из тех, кто попытался поставить и решить эту проблему – знаменитый Роджер Бэкон (ок1214-ок1294). Англичанин. Учился в Оксфорде, Парижском университете, начал преподавать в Оксфорде (в Париже сильно прижимали). Был членом ордена францисканцев, но его лекции не понравились главе ордена Бонавентуре. Он в 1257г. запретил Бэкона и отправил его в монастырь. В дальнейшем заключил в монастырскую тюрьму за непокорство (в 1278г.). В ней он пробыл до 1292г.


Имел четкую социальную позицию: обличал духовенство и госвласти за грабеж, разврат и мздаимство. Был христианином, хотя считал христианство одной из равноправных сект. Философия должна помогать наукам искать истину. Философия должна опираться на науку.

Важнейшее – размышления об истоках знания. Говорил, что существует три источника знания:

· Авторитеты и их труды (ненадежен)

· Разум (ведь есть софистика, которая доказывает, что белое - черное)

· Опыт (подлинный источник)

Знание – сила. Если мы знаем природу – мы можем её подчинить. Пророчествовал техпрогресс: летательные машины, повозки от неживой силы. Он верил в магию, занимался наукой, алхимией, астрологией, натур философией.


XIIIв. – наивысший подъем схоластики, далее спад.

 

 

Поздняя схоластика

Иоанн Дунс Скотт (1266–1308)

 

Окончил Оксфорд. Жил в Париже, преподавал в Кельне. Францисканец, схоласт, богослов.

 

Теология: Бог сотворил мир и управляет им – это не наука. Ни один религиозный догмат нельзя обосновать разумом. Это просто учение о том, как попасть в рай. Он, богослов, схоласт, пришел к выводу, что философии не надо опровергать религию, их надо разделить (концепция двойственности истины).

Держался позиции теологического индетерминизма: в области божественного разума не действуют никакие причинные связи. Бог – это воля и воля Бога абсолютно свободна.

 

Материя – это всеобщая субстанция, из которой все возникает (кроме Бога). Он не придерживался взгляда Аристотеля, что материя – это только возможность и становится действительностью, когда проникает форма.

С его точки зрения материя вполне самостоятельна. Она первична и была ещё до формы, а форма вносит конкретность (материя просто становится конкретными вещами). Нет формы вне материи.

Это уже большой сдвиг от Аристотеля в направлении скорее материалистическом.

В проблеме общего частного, он был реалистом. И в этом отношении его взгляд похож на взгляд Авиценны, на взгляд Фомы Аквинского и многих других о том, что в начале идеи существуют в божественном разуме, дальше идеи существуют в вещах и, наконец, идеи существуют в нашей голове. Но надо сказать, что в отличие от многих реалистов он считал, что самое совершенное проявление материи – это, конечно, единичные, конкретные вещи.

Первично чувственное познание, но только интеллект правращает его в подлинное знание.

Интеллект активен.

Его точка зрения, согласно которой в мире не действуют причинно следственные связи, мир индетерминирован легла в основу критического релятивизма. То есть он считал, что мораль может быть для всех разной, нужно быть гибким. (эта идея развилась в работах Уильяма Оккама).

Уильям Оккам (1285 – 1349)

Учился в Оксфорде. Францисканец. В то время разразился конфликт между орденом и папой Римским. Оккам вел борьбу с папством по двум линиям: с одной стороны как францисканец против богатств папы, а с другой стороны как сторонник Людвига Баварского против притязаний пап на светскую власть. Поэтому был вынужден бежать, скрылся в Германии. И как гласит легенда, явился к Людвигу и сказал: «защищай меня мечем, а я тебя буду защищать пером», то есть идейно обосновывать борьбу против папского владычества.

 

Папа – не представитель Бога, это временная власть, она должна быть ограничена. Необходимо четкое разделение духовной и светской власти.

 

Категоричный взгляд на проблему теологии и философии (в отличие от Скотта): теология и философия – это две области духа, которые не должны соприкасаться. Собственно говоря, зачем на нужно доказывать что Бог прав, когда он и так абсолютно бесспорно всегда прав. Пропгпндируют теорию двойственности истины.

 

В проблеме общего отдельного номиналист. Универсалии существуют только в душе человека. Считал, что существует не только слово, но и понятие, а это понятие (например, кошка) фиксирует сходства общие черты конкретного отдельного предмета (между всеми кошками). Такая точка зрения называется концептуализм или умеренный номинализм. В этом он последователь Пьера Абеляра.

 

Он выделял три формы знания:

1. Интуитивное знание –опыт. Это главное знание. (Оккам - эмпирик)

2. Абстрактное знание – размышления.

3. Знание откровения (из опыта общения с божеством).


Самая знаменитая его мысль - «бритва Оккама»: «Не нужно без конца преумножать сущности», другими словами, «Простейшее объяснение — наилучшее».

Резкое размежевание между философией и теологии говорит о том, что пришла нужда избавиться от теологии и развивать философию как вполне светскую науку. Это признак глубочайшего внутреннего кризиса самой схоластической философии, которая исходила из того, что теология и философия всегда тесно связаны (союзники).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.