Были и аристотельяне-враги Фомы. В этом направлении была попытка понять Аристотеля материалистически. Латинские аверроисты. Крупнейший представитель –
Сигер Брабантский (ок1235 – ок1282).
Преподавал в Парижском университете, попал под суд инквизиции, был убит своим секретарем.
В его учении Бог есть, и он первопричина мира, но мир был всегда. В дела мира Бог не вмешивается. Существуют причинно-следственные связи и нет никаких чудес (детерминизм). Есть общечеловеческий разум, связан с телом, но бессмертен => человечество бессмертно. Он воплощается в душах людей, но души людей смертны.
Положение о двойственности истин – истина откровений может не совпадать с истиной разума. Это попытка освободить богословие из-под контроля церкви. Напрашивался вывод, что служение Богу не требуется, за что автор и поплатился. Взгляды передовые.
Роджер Бэкон (1214-1294)
В XIIIв. появилась проблема соотношения веры, разума и опыта. Один из тех, кто попытался поставить и решить эту проблему – знаменитый Роджер Бэкон (ок1214-ок1294). Англичанин. Учился в Оксфорде, Парижском университете, начал преподавать в Оксфорде (в Париже сильно прижимали). Был членом ордена францисканцев, но его лекции не понравились главе ордена Бонавентуре. Он в 1257г. запретил Бэкона и отправил его в монастырь. В дальнейшем заключил в монастырскую тюрьму за непокорство (в 1278г.). В ней он пробыл до 1292г.
Имел четкую социальную позицию: обличал духовенство и госвласти за грабеж, разврат и мздаимство. Был христианином, хотя считал христианство одной из равноправных сект.Философия должна помогать наукам искать истину. Философия должна опираться на науку.
Важнейшее – размышления об истоках знания. Говорил, что существует три источника знания:
· Авторитеты и их труды (ненадежен)
· Разум (ведь есть софистика, которая доказывает, что белое - черное)
· Опыт (подлинный источник)
Знание – сила. Если мы знаем природу – мы можем её подчинить. Пророчествовал техпрогресс: летательные машины, повозки от неживой силы. Он верил в магию, занимался наукой, алхимией, астрологией, натур философией.
XIIIв. – наивысший подъем схоластики, далее спад.
Поздняя схоластика
Иоанн Дунс Скотт (1266–1308)
Окончил Оксфорд. Жил в Париже, преподавал в Кельне. Францисканец, схоласт, богослов.
Теология: Бог сотворил мир и управляет им – это не наука. Ни один религиозный догмат нельзя обосновать разумом. Это просто учение о том, как попасть в рай. Он, богослов, схоласт, пришел к выводу, что философии не надо опровергать религию, их надо разделить (концепция двойственности истины).
Держался позиции теологического индетерминизма: в области божественного разума не действуют никакие причинные связи. Бог – это воля и воля Бога абсолютно свободна.
Материя – это всеобщая субстанция, из которой все возникает (кроме Бога). Он не придерживался взгляда Аристотеля, что материя – это только возможность и становится действительностью, когда проникает форма.
С его точки зрения материя вполне самостоятельна. Она первична и была ещё до формы, а форма вносит конкретность (материя просто становится конкретными вещами). Нет формы вне материи.
Это уже большой сдвиг от Аристотеля в направлении скорее материалистическом.
В проблеме общего частного, он был реалистом. И в этом отношении его взгляд похож на взгляд Авиценны, на взгляд Фомы Аквинского и многих других о том, что в начале идеи существуют в божественном разуме, дальше идеи существуют в вещах и, наконец, идеи существуют в нашей голове. Но надо сказать, что в отличие от многих реалистов он считал, что самое совершенное проявление материи – это, конечно, единичные, конкретные вещи.
Первично чувственное познание, но только интеллект правращает его в подлинное знание.
Интеллект активен.
Его точка зрения, согласно которой в мире не действуют причинно следственные связи, мир индетерминирован легла в основу критического релятивизма. То есть он считал, что мораль может быть для всех разной, нужно быть гибким. (эта идея развилась в работах Уильяма Оккама).
Уильям Оккам (1285 – 1349)
Учился в Оксфорде. Францисканец. В то время разразился конфликт между орденом и папой Римским. Оккам вел борьбу с папством по двум линиям: с одной стороны как францисканец против богатств папы, а с другой стороны как сторонник Людвига Баварского против притязаний пап на светскую власть. Поэтому был вынужден бежать, скрылся в Германии. И как гласит легенда, явился к Людвигу и сказал: «защищай меня мечем, а я тебя буду защищать пером», то есть идейно обосновывать борьбу против папского владычества.
Папа – не представитель Бога, это временная власть, она должна быть ограничена. Необходимо четкое разделение духовной и светской власти.
Категоричный взгляд на проблему теологии и философии (в отличие от Скотта): теология и философия – это две области духа, которые не должны соприкасаться. Собственно говоря, зачем на нужно доказывать что Бог прав, когда он и так абсолютно бесспорно всегда прав. Пропгпндируют теорию двойственности истины.
В проблеме общего отдельного номиналист. Универсалии существуют только в душе человека. Считал, что существует не только слово, но и понятие, а это понятие (например, кошка) фиксирует сходства общие черты конкретного отдельного предмета (между всеми кошками). Такая точка зрения называется концептуализм или умеренный номинализм. В этом он последователь Пьера Абеляра.
Он выделял три формы знания:
1. Интуитивное знание –опыт. Это главное знание. (Оккам - эмпирик)
2. Абстрактное знание – размышления.
3. Знание откровения (из опыта общения с божеством).
Самая знаменитая его мысль - «бритва Оккама»: «Не нужно без конца преумножать сущности», другими словами, «Простейшее объяснение — наилучшее».
Резкое размежевание между философией и теологии говорит о том, что пришла нужда избавиться от теологии и развивать философию как вполне светскую науку. Это признак глубочайшего внутреннего кризиса самой схоластической философии, которая исходила из того, что теология и философия всегда тесно связаны (союзники).