С одной стороны – абсолютный детерминизм, а с другой стороны, великие люди, что хотят то и делают. Фатализм – детерминизм.
Когда началась ВФР, она формально подтверждала волюнтаризм. Движущая сила – в умах просветителей. Наполеон как бы доказывал волю и всемогущество великих людей. Но потом он оказался на острове. Становится очевидным, что старый строй был обречен, он не мог не рухнуть. Эти перемены не могли не произойти. Напрашивался вывод, что действуют какие-то объективные силы.
Развилась идея о том, что есть некая сила, которая определила ход развития истории. И она не преодолима и не могла не быть. Тем самом был подготовлен новый взгляд на историю. Он присущ творчеству немецких идеалистов в частности Гегеля.
Представители
1. Иоганн Готлиб Фихте 1762–1814
2. Фридрих Вильгельм Шеленг
3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770–1831
4. Фихте
Это и есть школа классического немецкого идеализма. Ещё есть Фейербах, который был материалистом. Все они писали очень сложным языком, и прочитать очень трудно. Они четко ясно не осознавали, что они сделали. А сделали они много. Важное отличие:они исследовали мозг, а не пели ему оды.
На фоне Англии Германия воспринималась как отсталое государство. Была абсолютная монархия. Развитие капитализма шло крайне медленно из-за раздробленности. С одной стороны буржуазия была за преобразования, с другой стороны против революции.
Имманул Кант. (Агностицизм)
Родился в Прусском королевстве, в городе Кенигсберге в семье небогатого ремесленника. В семье 8 детей. В 1747 Кант закончил Кенигсбергский университет, но не защитил магистерскую, отец разорился и умер, поэтому Кант стал домашним учителем..
В 1755 году защищает диссертацию, и получает звание приват-доцента. Стал помощником библиотекаря кенигсбергского университета. В 1770 становится профессором кафедры философии. Читает также курсы физики и математики, пользуется популярностью у студентов. Был естествоиспытателем.
Личная жизнь не сложилась, был крайне педантичным и одиноким. Боготворил Руссо.
Кант приветствовал ВФР с одной стороны, а с другой стороны опасался войн и кровопролития.
В 1793 г. вышла его работа «Религия в пределах только разума», где Кант выступает как деист. Королевским указом Канту запретили высказываться о религии, поэтому Кант пообещал не делать этого при жизни короля (Фридриха).
В его философии два периода, разделенных 1770 годом, когда он стал профессором.
· Докритический период.
· Критический период.
В критический период написал 3 самые крупные работы: «Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума»(1788),«Критика способностей суждения»(1790), где он подвел итог всем предыдущим работам.
Докритический период
Докритичекий период Кант занимал позиции близкие к материализму. Занимался натурфилософией. Создал космологическую гипотезу: Солнце возникло из пылевого облака по законам механики (вращение облака, появление сгустков). Млечный путь – только одна из Галактик.
Критический период
В 1770 Кант обращает все свои силы на теорию познания, проблемы теор. мышления.
Нужно выявить границы человеческой познавательной способности. Есть 3 формы научного знания:
1. Математика
2. Теоретическое естествознание.
3. Метафизика или философия.
Знание может быть только априорным. Для Канта очевидно, что первые 2 формы дают истинное научное знание. А метафизика – наука? (по Канту - нет)
«Критика чистого разума» - наибольшее внимание процессу человеческого познания.
Существуют вещи, которые существуют, не зависимо от сознания он называет вещами в себе (ноуменами). Эти вещи воздействуют на органы человека.
Восприятие это комплекс ощущений, отражающих предмет в целом. С точки зрения Канта восприятие человека не имеет ни малейшего сходства с вещами в себе. Мы просто знаем (верим), что они есть.
Возникает мир восприятия, не имеющий никакого сходства с миром реальным. То, что возникает в нашем сознании это Феномен. Есть 2 мира: ноуменов и феноменов (как потом назвал Гегель «вещь для нас»)
Мир вещей в себе абсолютно не познаваем. Феноменальный мир – объект знания, а ноуменальный мир – объект веры. Мир ощущений и восприятий является полным хаосом. Нужно навести в этом хаосе порядок. Делим все на категории рассудка. Первый шаг – располагаем вещи во времени и пространстве (время и пространство существуют только в феноменологическом мире).
Кант выделяет следующие категории рассудка:
1. Категории количества
Единство
Множество
Цельность
2. Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
3. Отношения
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействия
4. Категории модальности
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Предопределённость и случайность
Все категории берутся из разума. Эти ощущения синтезируются, происходит то, что он называет категориальный синтез. Чувственный синтез + категориальный синтез дают знания.
Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности человека.
Категории выработаны тысячелетиями существования человечества, и для каждого человека они являются априорными. Чувственного познания в чистом виде нет. Вводит понятие транцедентального единство апперцепций. Знание входит в единое познание, которое едино.
Ошибкой Канта, по версии материализма, считается то, что он считал, что сознание создаёт мир, а на самом деле речь идет о воссоздании объективного мира в сознании. Сложностью было доказательство объективности феноменального мира, что Канту так и не удалось.
С точки зрения Канта мышление делится на 2 формы (ступени)
· Рассудок.
· Разум.
При создании феноменального мира происходит категориальный синтез при помощи категорий рассудка. Разум же ставит перед собой задачу познать весь мир как цельное, а по Канту это невозможно (нельзя познать вещи в себе).
Это стремление разума довести синтез до конца выражается в появлении трёх идей разума:
· психологическая
· космологическая (понять части мира как части целого)
· теологическая (идея Бога как творца и причины всего сущего)