Одним из первых ввел идею демографического детерминизма. Основной фактор – численность, плотностью населения. Сначала было собирательство, и этого хватало. Но население растёт, нужно изыскать новые источники жизнеобеспечения, и приходит скотоводчествои земледелие, а потом и промышленность. Но это слишком абстрактная модель, нет непрерывного закона развития человечества.
Артуан Барнаф (1761–1793).
Написал работу «Введение во французскую революцию». Пытался осознать картину революции и её последствия на ход истории. Был казнён якобинским трибуналом за связь с королевским двором. Склонялся скорее не к демографическому детерминизму, а к географическому и экономическому детерминизму.
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694–1778)
Имел 146 псевдонимов. Занимался антигосударственной деятельностью. Поселился в Швейцарии рядом с границей с Францией, из-за гонений на родине. Был против деспотии, абсолютизма, христианства, в частности, католицизма. Критиковал все религии, но стать атеистом не мог, т.к. был состоятельным человеком, и именно поэтому признавал деление на классы (общество без борьбы невозможно). Считал, что религия нужна только для народа как моральный кодекс.
В 1762 г. вмешался в процесс протестанта-гугенота Каласса, которого обвинили в самоубийстве собственного сына (его жену и дочерей заключили в монастырь).
Когда Вольтер 1772 году вернулся в Париж, его встречали так, как не встречали ни одного короля. Он был и поэтом, драматургом, прозаиком, историком, философом. Все свои знания он обращал на борьбу с деспотизмом. Считал, что вопрос объективной реальности не может быть решен. Был деистом.
Французские материалисты XVIII
Основные идеи и представители
Представители:
1. Жульен Ламетри. (1709–1751) Основной труд: «Человек-машина» - взгляды на природу, человеческую жизнь.
2. Дени Дидро. (1713–1784) Издание «Энциклопедия наук, искусств и ремесёл». Пытался подвести итоги всему, что было сделано человечеством. Энциклопедия содержала 35 томов и была направлена против религии.
3. Клод Андреан Гельвеций. (1715–1771) «Об уме», «О человеке».
4. Поль Дитрих Анреан Гольбах. (1728–1789).«Система природы». (материалистическое понимание природы, её называли Библией материализма)
5. Жан Мелье (1664 – 1729). Католический священник. Необычайно честный и бескорыстный. После смерти нашли его «Завещение», где он опровергал религию и призывал к революции. Два экземпляра «Завещания» сожгли, а третий попал к Вольтеру, который его издал.
Что у них общего?
Сомнений в отсутствии Бога не было. Природа существует независимо от воли и сознания людей. Природа – мир – материальная объективная реальность. Мир бесконечен во времени и в пространстве. Время и пространство – особые субстанции. Мир находится в вечном движении. Движение является свойством материи, и она не нуждается в первом толчке, в отличие от того, как считал Ньютон. Движение механистическое.
Склоняются к атомистической точке зрения (атомы в то время были философской фантазией).
Существуют объективные причинно-следственные связи (сторонники абсолютного детерминизма). Свобода человека – лишь иллюзия. Случайность – результат нашего незнания.
Были против идеи души Декарта. Просто человек механизм сложнее, чем животные, все действия – рефлекторные («Человек-машина»). Что качается души, так это просто субъективная сторона.
Теории познания. Сознание человека отражает мир и оно вторично. Сенсуалисты, эмпирики: Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Зачем тогда разум? – Органы чувств не могут познать сущность предсмета.
Истина – соответствие между миром и познанием. Критерий истинности – практика.
Наличие религии оны пытались объяснить:
1. невежество людей
2. страх перед грозными силами природы.
3. наличие группы людей, заинтересованных в наличие религии. «Религия, это там где жулик встретил дурака» – Вальтер.
Общество и история
Французские материалисты создали непоследовательный материализм. Они были идеалистами в понимании общественной жизни. Но возникает вопрос почему. Можно сказать, что они до конца идею материализма не воплотили. Они не смогли понять исторический процесс с материалистической точки зрения.
История есть результат человеческой деятельности. Почему люди поступали так или иначе? Деятельность она направлена и осознана. Значит, – объяснение деятельности надо искать в головах людей. Общественное мнение - такие представления, которые присущи не просто отдельной личности, а тех, которые разделятся значительной частью общества. А откуда берется общественное мнение? Французские материалисты были сенсуалистами, решительными противниками врожденных идей. Все взгляды формируются под влиянием общественной среды. Общественная среда – это институты, государство, суды. Но общественная среда создается людьми. Круг замкнулся.
В чем фишка?Все до Маркса говорили, что источник познания – внешний мир, а не общественная среда. Когда материалисты приступали к анализу общественной среды, они спотыкались.
Пока круг не разорвется движения быть не должно, но оно есть! Было несколько попыток:
1. Вводилось понятие «страстей» (чувств, эмоций). Люди действуют под властью страстей. Откуда они берутся? Из человека? – но природа человека вечна, а страсти меняются. Из среды? А чем создается среда? – страстями – круг опять замкнулся.
2. Вводилось понятие «интерес» (человек действует по причине своей заинтересованности). Но откуда взялся этот интерес – тот же замкнутый круг.
3. Люди делятся на 2 категории:
· Обыватели, способны воспринимать только то, что говорят другие.
· Гениальные люди, у них возникают новые идеи, взгляды. Они меняют общественное мнение.
Значит, историей движет воля великих людей (волюнтаризм). Но это уже идеализм. И откуда у великого человека его идеи? Источник – среда. Они не могли найти социальную материю, не зависящую от сознания человека. Они не могли отыскать объективный источник общественных идей.