Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И прогнозирования их последствий



В 1998 году был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», впервые в истории нашей страны законодательно закрепивший систему мер противодействия этой угрозе. Дальнейшее развитие система борьбы с терроризмом получила с принятием Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Законом определены основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации:

1. Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

2. Законность.

3. Приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

4. Неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности.

5. Системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

6. Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму.

7. Приоритет мер предупреждения терроризма.

8. Единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций.

9. Сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму.

10. Конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.

11. Недопустимость политических уступок террористам.

12. Минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

13. Соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Закон дает определение следующих основных понятий.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

- подстрекательство к террористическому акту;

- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

- предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Ряд исследователей делят современный терроризм на три основные группы: традиционный, технологический и интеллектуальный (рис. 6.1.).

Основным оружием «традиционного терроризма» является огнестрельное оружие, взрывчатые вещества. Основными объектами воздействия данного вида терроризма являются отдельные люди, группы населения. Основными превентивными мерами для таких ситуаций, которые могут быть выполнены силами РСЧС, являются создание, подготовка и содержание в надлежащей степени готовности сил, предназначенных для оказания помощи пострадавшим в результате террористического акта.

Большую опасность представляет угроза «технологического терроризма», так как в случае проведения террористических акций данного вида число жертв и материальный ущерб может быть несравнимо выше, нежели при традиционных его видах.

Под технологическим терроризмом обобщенно понимаются две группы преступлений террористического характера. Во-первых, это акты, совершаемые с использованием современных технологических средств (например, отравляющие вещества). Во-вторых, акты, направленные против обладающих повышенной опасностью объектов, разрушение или уничтожение которых влечет за собой тяжкие последствия, сопряженные с гибелью сотен и тысяч людей (попытки подрыва атомных электростанций террористами во Франции и США в 80-х годах 20 века).

 

Рис. 6.1. Виды терроризма

 

Таким образом, технологический терроризм включает в себя преступления террористического характера, при подготовке и осуществлении которых в той или иной степени использованы достижения в области науки и техники. При этом последние могут выступать как в качестве орудия преступления, так и в качестве объекта посягательства.

Технологический терроризм не сводится исключительно к использованию новейших технических средств, поскольку в современных условиях и традиционные орудия и методы качественно меняют свое содержание, выходят на новый уровень. Например, в условиях сложной современной городской инфраструктуры, где на небольшом пространстве сконцентрировано большое количество объектов жизнеобеспечения, подрыв взрывного устройства даже небольшой мощности может повлечь масштабные последствия.

Следующей стадией и видом терроризма может стать «интеллектуальный терроризм», при котором первичные поражающие факторы специально закладываются в конструкторско-технологические решения по созданию новых объектов техносферы. Эти факторы будут создавать вторичные поражения и повреждения, ведущие к каскадным поражающим факторам третьего уровня, способным наносить фактически основные повреждения, наносимые и населению, и инфраструктуре.

Учитывая высокую опасность технологического терроризма, в учебном пособии основное внимание уделяется вопросам предупреждения и ликвидации последствий данного вида террористических актов.

Совершение террористических актов зачастую и не требует никаких высокотехнологичных средств – умышленное нарушение в террористических целях производственных процессов на химически, биологически, радиационно или гидродинамически опасном объекте способно вызвать чрезвычайную ситуацию регионального масштаба; заведомо ложное сообщение об акте терроризма на объекте транспорта (довольно распространенное в последние годы явление) влечет серьезные сбои графиков перевозок. Количество людей, у которых при этом нарушаются условия жизнедеятельности, может исчисляться многими сотнями и даже тысячами, а материальный ущерб выражаться в миллионах рублей.

Важнейшей особенностью технологического терроризма является катастрофический характер вызываемых им последствий, террористическая акция может вызвать целую цепочку иных бедствий. При этом нередко вызванное явление по своей разрушительной силе превосходит инициировавшее его, как случилось в ходе событий 11 сентября 2001 года в США. В результате взрыва только самолетов погибли бы только пассажиры (хотя это тоже большая цифра). Но использованные в качестве управляемых авиабомб (или крылатых ракет), направленных на самые большие здания центра огромного мегаполиса, они смогли в десятки раз усилить эффект акции – число жертв исчисляется тысячами, а материальный ущерб – сотнями миллиардов долларов. Акты такого рода принимают характер национального бедствия (катастрофы).

В связи с этим, акты технологического терроризма некоторыми военными специалистами рассматриваются как средство создания преднамеренных ЧС, выступающих в качестве способа ведения боевых действий. При этом сила воздействия поражающих факторов на группировки войск (сил), а также население инициируемых ЧС могут достичь эффекта применения оружия массового уничтожения.

Крупные объекты инфраструктуры больших городов, в которых находится значительное количество жителей, особенно уязвимы при совершении подобных террористических актов. Заражение воздуха на станциях метрополитена, в крупных офисах, супермаркетах, спортивных сооружениях, концертных залах, нарушение систем связи и управления в аэропортах, магистральных нефте-, газопроводах, сетях энергоснабжения, заражение продуктов и воды могут привести к колоссальному числу жертв.

Говоря об опасности химического и ядерного терроризма, нельзя не подчеркнуть, что в России в зонах возможного опасного химического заражения в случае крупномасштабных аварий на химически опасных объектах проживает свыше 57 млн. человек, а в пределах 30-километровой зоны вокруг АЭС ‒ более 800 тыс. человек. Но ведь кроме АЭС есть еще ряд других предприятий Минатома России и объектов Минобороны России, имеющих ядерные реакторы и расположенные непосредственно или вблизи крупных городов.

Расчетные показатели возможных последствий диверсий на потенциально опасных объектах представлены в Таблице 6.1. Представленные в таблице данные могут быть использованы при предварительном прогнозировании возможной обстановки на данных или аналогичных объектах в случае проведения на них террористических актов.

Все больше внимания уделяется возможности выполнения терактов с применением токсичных веществ, которые могут применяться скрытно и приводить к моментально возникающим людским потерям, что одновременно оказывает крайне тяжелое психическое воздействие и сопровождается возникновением паники, приводящей к дезорганизации работы спасательных служб.

В последние годы для совершения террористических актов стали использовать вещества, относящиеся к химическому оружию. Свойствами этих веществ являются: чрезвычайно высокая токсичность; способность к созданию смертельных концентраций в воздухе; быстрое проникновение через кожные покровы.

При применении в терактах опасных химических веществ (ОХВ) создаются условия, существенно отличающиеся от ситуаций при терактах на химически опасных объектах или взрывах на них (заранее неизвестно место возникновения ЧС, затруднено выявление источника и индикация применяемого вещества и т.д.).

При совершении терактов возможны следующие варианты применения опасных химических веществ:

- распыление ОХВ в воздухе и в помещениях с целью ингаляционного поражения людей;

- заражение ОХВ водоемов, источников воды, продуктов питания;

- заражение ОХВ участков местности, объектов и помещений с целью нарушения нормальной жизнедеятельности.

Основными способами сокращения времени реагирования на ЧС, вызванную терактом, могут быть:

- установка автоматических датчиков и системы автоматического оповещения на объекте (или вблизи него) для обнаружения присутствия в воздухе ОХВ;

- установка автоматических датчиков не только по периметру объекта, но и по глубине для определения параметров выброса и зоны заражения опасными химическими веществами, либо сокращение времени прибытия соответствующим образом экипированных служб постоянной готовности для сокращения времени на проведение разведки;

- использование автоматизированных систем поддержки принятия решений для сокращения времени на выработку решения на локализацию и ликвидацию последствий террористического акта с применением ОХВ.

Террористический акт с использованием радиоактивных веществ может иметь социально-психологические последствия, создающие неблагоприятную санитарную и экологическую обстановку, а также радиационную опасность для население в больших дозах.

Крупные теракты (повреждения активной зоны реактора, взрыв хранилища радиоактивных отходов, применение ядерного оружия) приведут к обширным зонам поражения, вовлечению большого числа лиц и развитию лучевых поражений у многих пострадавших. Очень опасно применение радиоактивных веществ для теракта посредством рассеяния их в местах массового нахождения людей (метро, аэропорты, вокзалы и др.).

Характерной особенностью террористических акций на биологически опасных объектах является то, что чрезвычайная ситуация, возникшая как локальная или местная, может затем трансформироваться в региональную или трансграничную.

Особенно сложное положение может сложиться в том случае, если в результате террористической акции биологическими агентами будут заражены объекты транспортных коммуникаций (аэропорты, вокзалы, станции метрополитена и др.).

Таблица 6.1.

Расчетные показатели возможных последствий

при диверсиях на потенциально опасных объектах

 

Типы ЧС Характеристика объектов Основные виды поражения Расчетные показатели возможных последствий
Диверсия на топливонасыщенном объекте Площадь объекта – 2,5 км2. Количество нефтепродуктов – 200 тыс. т. Численность персонала – 2000 чел.   Ударные волны. Тепловое излучение. Заражение приземного слоя атмосферы. Осколочные поля Площадь очага поражения – до 1,5 км2. Количество пострадавших – до 15 тыс. чел. Количество погибших – до 2 тыс.чел.
Диверсия на химически опасном объекте с выбросом АХОВ Площадь объекта – 4,5 км2. Количество АХОВ – 30 тыс.т. Численность персонала – 5000 чел. Заражение приземного слоя атмосферы Площадь очага – до 30 км2. Количество пострадавших – до 60 тыс.чел. Количество погибших – до 5 тыс.чел.
Диверсия на радиационно опасном объекте Площадь объекта – 10 км2. Масса яд. топлива – 200 т. Численность персонала – 5000 чел. Заражение природной среды радионуклидами Площадь заражения – до 1200 км2. Количество пострадавших – до 10 тыс. чел.
Подрыв плотины гидростанции Объем воды – 10 млн. м3. Расход воды – 60 тыс. м3. Уровень воды – 15 м. Затопление городов и населенных пунктов, обрушение строений Площадь зоны затопления – до 1000 км2. Количество пострадавших – до 120 тыс. чел.

 

Неконтролируемыми пассажирскими потоками инфекция в считанные часы и сутки может быть разнесена не только по территории России, но и далеко за ее рубежами. В итоге инфекционный процесс может приобрести характер глобальной пандемии с непредсказуемыми последствиями.

Для ликвидации таких последствий террористических акций потребуется привлечение значительных людских, материальных ресурсов, специалистов медицинского профиля.

Для предупреждения возникновения и снижения масштабов ущерба террористических актов проводятся следующие мероприятия:

- ограничение доступа посторонних людей на площадку автозаправочной станции во время слива топлива;

- создание подготовленных групп быстрого реагирования для немедленного выезда на объект при поступлении соответствующего сигнала о возможной опасности;

- инженерные мероприятия – усиление наименее прочных элементов зданий вблизи автозаправочных станций, в том числе остекления;

- устройство легких ограждений, препятствующих дрейфу облаков газовоздушной смеси.

Стратегия борьбы с терроризмом включает в себя следующие направления:

- идеологическое, информационное и административное противодействие формированию у граждан террористических намерений;

- правовое и оперативное противодействие возникновению террористических групп и организаций;

- создание эффективной системы контроля за оборотом оружия, взрывчатых веществ, расщепляющихся материалов, химически и биологически опасных рецептур и других средств, используемых для совершения террористических актов;

- формирование агентурной сети по предупреждению и пресечению террористических действий;

- формирование системы мероприятий по защите и повышению устойчивости функционирования критически важных объектов инфраструктуры.

Последняя проблема входит в компетенцию МЧС России и является одной из основных в части противодействия технологическому терроризму. Она включает целый комплекс различных мероприятий.

Во-первых, это выявление, определение перечня объектов, которые могут быть «мишенью» для террористов. Среди них – объекты топливно-энергетического комплекса, предприятия химической и целлюлозно-бумажной промышленности, атомной энергетики, химические производства, гидросооружения и объекты железнодорожного и магистрального транспорта, системы водо- и теплоснабжения крупных городов, ряд других объектов.

К критическим инфраструктурам относятся также места массового скопления людей, потенциально опасные объекты, пункты управления и крупные объекты жизнеобеспечения. Критические объекты инфраструктуры и возможные способы воздействия на них приведены в Таблице 6.2.

Необходимо проведение особой паспортизации закрытого характера, проведение квалифицированного анализа «критических» мест и узлов и технологической цепочки каждого объекта, уязвимого для воздействия, на основе которого должен быть разработан дополнительный комплекс мероприятий по защите.

Во-вторых, это вопросы усиления мер режимного характера и охраны.

В-третьих, это меры по повышению уровня технологической безопасности использования таких технологий, которые не допускали бы развития процессов до критических ситуаций.

В свете возможных угроз более активной и жесткой должна быть деятельность государственных надзорных органов. В настоящее время в МЧС России создана система единого государственного надзора, охватывающая области гражданской обороны, пожарного надзора, предупреждения чрезвычайных ситуаций, инспекционного контроля по маломерным судам.

Особого внимания заслуживает проблема так называемого скрытого терроризма. Такой вид терроризма, как бактериологический, может маскироваться под проявление естественных эпидемий, опасных инфекционных заболеваний. В то же время промедление с обнаружением начала эпидемий, эпизоотий, выявлением причин их возникновения может значительно осложнить последствия.

Подготовка исходных данных для планирования мероприятий по предупреждению террористических актов и смягчению их последствий осуществляется на основании паспортов безопасности административно-территориальных образований, разрабатываемых соответствующими органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.


Таблица 6.2.

Критические объекты инфраструктуры и возможные способы воздействия

 

Критические инфраструктуры Способы воздействия
Места массового скопления людей: метрополитены, спортивные сооружения, концертные залы, супермаркеты, вокзалы Подрыв, поджог, химические атаки
Атомные станции Диверсия на ядерном реакторе, атака воздушным судном
Плотины гидроэлектростанций Подрыв тротиловым или ядерным зарядом
Склады ГСМ и АХОВ с единичными емкостями от 100 тыс. тонн и более Подрыв, разрушение конструкций
Пункты управления, узлы связи, радиоцентры, телецентры Облучение с помощью генераторов электромагнитных импульсов
Системы водоснабжения, заводы по производству мяса, молока, хлеба и других продуктов массового потребления Заражение биологическими агентами и отравляющими веществами

 

Основными исходными данными для разработки паспортов являются:

1. Общая характеристика административно-территориальной единицы, включающая в себя:

- общие сведения о территории (общая численность населения, количество населенных пунктов с объектами особой важности и первой категории и др.);

- характеристику природных условий;

- социально-демографическую характеристику;

- транспортную освоенность территории (количество автомобильных и железнодорожных мостов, количество портов, пристаней, шлюзов, протяженность магистральных трубопроводов и др.);

- характеристику отраслей социальной сферы (количество жилых и административных зданий, лечебно-профилактических учреждений, объектов связи и жизнеобеспечения населения, места возможного массового скопления людей - автостоянки, остановки общественного транспорта, культовые, ритуальные и культурно-спортивные учреждения).

2. Характеристика опасности возникновения на территории чрезвычайной ситуации, включающая в себя:

- количество потенциально опасных объектов на территории;

- количество населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасных объектов;

- общий объем используемых, производимых и хранимых аварийно химически опасных, радиоактивных веществ и биологических поражающих агентов;

- объем возможных аварийных выбросов химически, биологически и радиационно опасных веществ;

- количество потенциально опасных мест захоронения промышленных отходов и могильников.

Основными особенностями работы территориальных органов исполнительной власти по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористическими акциями, являются:

- составление (уточнение) перечня важных государственных объектов, являющихся возможными целями для действий террористических групп;

- выявление и защита наиболее важных и уникальных элементов объектов экономики и инфраструктуры от возможных террористических акций;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций в случае террористических акций на этих объектах;

- создание резерва финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов за счет соответствующих бюджетов;

- усиление контроля за выполнением мероприятий по защите наиболее важных элементов потенциально опасных объектов и объектов инфраструктуры и экономики, критически важных для обороны и экономической безопасности страны.

На основе анализа различных сценариев осуществления террористических актов определяется комплекс мер по защите объекта и смягчению возможных последствий.

При этом повышение физической стойкости зданий и сооружений к взрывам может осуществляться по двум направлениям:

1. Снижение статического и динамического воздействия на отдельные конструктивные элементы и здание в целом.

2. Повышение несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений и грунтов основания.

Оценка террористических угроз для различных объектов, относящихся к критическим инфраструктурам, может быть выполнена в рамках процедуры декларирования безопасности данного объекта. Определение наиболее уязвимых инфраструктур города может быть осуществлено при подготовке паспортов безопасности административно-территориальных единиц.

Результаты этой оценки могут быть использованы в качестве исходных данных для планирования порядка действий при реагировании на террористические акты.

Для смягчения последствий возможных террористических актов с применением оружия массового поражения необходимо заблаговременно выполнить ряд мероприятий:

- определить объекты науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической деятельности;

- провести комиссионное обследование состояния объектов повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения на предмет их готовности реагировать на возможные террористические акты;

- совместно с заинтересованными службами разработать необходимые организационные документы по противодействию терроризму на объектах повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения;

- обеспечить высокую готовность органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к оперативному и точному анализу данных контроля окружающей среды в целях своевременного определения видов средств массового поражения, которые могут быть использованы в качестве средства теракта;

- определить перечень специальных лабораторий по временному хранению, обследованию и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов;

- подготовить специальные разведывательные группы для обнаружения и идентификации химически, радиационно и биологически опасных веществ в случае применения их террористами в местах массового скопления людей;

- иметь необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;

- разработать и реализовать дополнительные меры по усилению пропускного режима и охраны радиационно, химически, биологически опасных объектов и складов готовой продукции;

- обучить население особенностям действий в случае применения террористами опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;

- осуществить физическую защиту критически важных элементов потенциально опасных объектов.

Целесообразно формирование в крупных городах специализированных химико-биологических команд быстрого реагирования, оснащенных необходимыми приборами и средствами защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, для реагирования на чрезвычайные ситуации с применением фосфорорганических отравляющих веществ.

Важным условием повышения оперативности реагирования на проявления террористической деятельности и смягчения последствий возможных террористических актов является своевременное оповещение населения и соответствующих органов управления об угрозе или совершении террористического акта. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется установленным порядком.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.