Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этапы организации ликвидации чрезвычайных ситуаций



Защита населения при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера представляет собой комплекс способов и мероприятий, направленных на предупреждение или максимальное ослабление поражения людей и сохранение их работоспособности.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

- проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;

- приведение в готовность средств защиты;

- подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;

- проведение санитарных и противоэпидемических мер;

- подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Процесс ликвидации ЧС условно можно разделить на три этапа:

Первый этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения, подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АСДНР.

Второй этап - проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

Третий этап - ликвидация долгосрочных последствий чрезвычайной ситуации.

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим включает:

- оповещение об опасности;

- использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;

- эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;

- соблюдение режимов поведения;

- розыск, извлечение, вывод (вынос) пострадавших и оказание им медицинской помощи.

Для предотвращения развития или уменьшения опасных воздействий ЧС производится:

- локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);

- приостановка или отключение технологических процессов;

- тушение пожаров;

- санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

Основными мероприятиями по подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ являются:

- проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

- приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;

- выдвижение оперативных групп и определение границ зоны ЧС;

- принятие решения на проведение АСДНР.

Границы зоны ЧС определяет назначенный руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации исходя из складывающейся обстановки по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей работ по ликвидации ЧС, по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя работ по ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

С получением данных о возникновении чрезвычайной ситуации оперативный дежурный органа управления по делам ГОЧС докладывает о них руководителю и другим должностным лицам, определенным инструкцией, а также в вышестоящий орган управления и информирует военное командование. Распоряжением руководителя органа исполнительной власти (председателя КЧС) вводится в действие план действий по предупреждению и ликвидации ЧС и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных этим планом.

В соответствии с планом производится оповещение населения, при этом доводится информация о факте ЧС, необходимых правилах поведения и мерах защиты. Одновременно начинается выполнение предусмотренных планом мероприятий по защите населения и предотвращению или уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Приводятся в готовность органы управления и силы, предназначенные для решения задач защиты населения и проведения спасательных и первоочередных аварийно-восстановительных работ.

Приведение в готовность органов управления заключается в оповещении и сборе личного состава, занятии пунктов управления (рабочих мест) и обеспечении средствами связи и транспортом.

С приведением в готовность комиссия по ЧС организует выполнение всех мероприятий, предусмотренных планом. При необходимости план корректируется. Свою деятельность комиссия осуществляет через орган управления по делам ГОЧС (аппарат комиссии) и свою оперативную группу.

Силы приводятся в готовность поочередно. В первую очередь приводятся в готовность разведывательные формирования и те силы, которые необходимы для выполнения задач по защите населения, локализации очагов поражения и подготовке спасательных работ (формирования охраны общественного порядка, медицинские, противопожарные, транспортные подразделения ведомственных спасательных служб).

Приведение сил в готовность заключается в оповещении и сборе личного состава, сборе техники, обеспечении личного состава средствами защиты и имуществом, занятии им исходных районов. Контроль за приведением сил в готовность осуществляют органы управления по делам ГОЧС.

В первую очередь организуется охрана общественного порядка. Организуется оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулирование движения. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информированию населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке поведения.

Разведка устанавливает и представляет данные о месте и характере аварии (катастрофы, стихийного бедствия), масштабах поражения (разрушения, затопления) и другие сведения о сложившейся обстановке.

Орган управления по делам ГОЧС анализирует и обобщает данные разведки и готовит предложения председателю КЧС для принятия решения. При принятии решения учитывается прогноз развития обстановки. В решении указываются: краткие выводы из оценки обстановки с учетом ее развития; основные задачи по защите населения, ведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ; состав и задачи привлекаемых сил; порядок и сроки выполнения мероприятий; организация взаимодействия, материально-технического обеспечения и управления.

В соответствии с принятым решением уточняются существующие планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выполнение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ является основной задачей второго этапа. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия последствий чрезвычайной ситуации.

Второй этап характерен тем, что на этом этапе:

- окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР;

- осуществляется постановка задач создаваемым силам и средствам;

- организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий;

- проводится весь необходимый комплекс АСДНР;

- осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС.

При этом продолжают решаться задачи первого этапа АСДНР.

Задачи привлекаемым для проведения спасательных и других неотложных работ силам ставит председатель комиссии по ЧС (руководитель ликвидации ЧС). Воинским соединениям, частям и подразделениям задачи ставятся через представителя военного командования.

Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводиться из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

На третьем этапе решаются задачи по ликвидации последствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:

Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Жизнеобеспечение населения (ЖОН) направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении).

В этих целях проводятся следующие мероприятия:

- дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;

- выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;

- перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;

- организация учета и распределения материальной помощи;

- обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения, в том числе организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения;

- организация восстановления систем и объектов первоочередного ЖОН;

- организация медицинского обеспечения, проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах;

- обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;

- проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний;

- расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройства.

- реэвакуация населения (после создания необходимых условий).

Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуированного населения выполняются местными органами власти с привлечением организаций, учреждений и предприятий.

Организуется справочно-информационная служба о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.

Комиссия оценивает объем выполненных АСДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения. В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по восстановлению нормального функционирования экономики (объектов) и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения. С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителя организации.

Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения соответствующей КЧС после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Работы второй группы проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. Комиссии по ЧС оказывают им помощь и контролируют выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.