Оповещение населения об опасностях в военное время является одной из основных задач гражданской обороны. Задача оповещения населения является важнейшей и при возникновении ЧС в мирное время.
Под оповещением понимается доведение до органов управления, войск (сил) ГО и РСЧС и населения сигналов, распоряжений и информации об опасности воздушного нападения, РХБ заражения, о стихийных бедствиях и других ЧС в короткие сроки.
Оповещение может также проводиться в целях доведения до населения решений высших органов государственной власти об объявлении войны, начале мобилизации, угрозе применения ОМП и др.
По своей сути, оповещение - это передача информации «сверху вниз» по линиям управления и взаимодействия.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ГО и РСЧС и населения.
Системы оповещения создаются:
- на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
- на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
- на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
- на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
Персональную ответственность за выполнение этих задач несут руководители - начальники органов управления по делам ГОЧС.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).
Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
- главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
- специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории субъекта Российской Федерации;
- населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории муниципального образования;
- населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Зоны действия локальных систем оповещения:
- в районах размещения радиационноопасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объекта, включая поселок объекта;
- в районах размещения ХОО - в радиусе до 2,5 км;
- в районах гидроузлов - 6 км от объекта в зонах затопления.
В зонах действия локальных систем оповещения ответственными за оповещение являются министерства (ведомства), в ведении которых находятся эти объекты.
Остальное население, попадающее в зоны заражения (затопления), но находящееся вне зоны локальных систем оповещения, оповещается органами управления по делам ГОЧС города (района), на территории которого размещается потенциально опасный объект.
Основная задача объектовой СО - доведение сигналов и информации оповещения циркулярно до: руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб РСЧС.
Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО и РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сетей связи общего пользования Российской Федерации.
Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:
· федеральной системы оповещения - МЧС России;
· межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;
· региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
· муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;
· локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.
В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.
К средствам оповещения относятся основные и запасные центры вещания государственных, телевизионных и радиовещательных компаний (ТРК); мобильные (возимые и переносимые) средства, а также системы связи и спецаппаратура для ввода информации оповещения в программы вещания.
В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:
· доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;
· размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления;
· комплексное использование нескольких (разнородных) систем связи на одном направлении оповещения;
· использование мобильных средств оповещения.
В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
· разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;
· обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
· организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
· планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
· разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.
В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи операторы связи и организации телерадиовещания:
· обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;
· обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
· определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений на магнитные и иные носители информации для оповещения населения.
Основными направлениями совершенствования систем оповещения являются:
· развитие средств оповещения (уменьшение времени и увеличение надежности);
· создание датчиковых автоматизированных систем, сопряженных с системами связи и вещания для локальных систем оповещения;
· развитие систем связи с целью охвата всего населения;
· подготовка населения к действиям по сигналам оповещения и тренировка органов управления по делам ГОЧС.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, сбор, обработка и обмен информацией о ЧС, организация оповещения органов управления всех уровней, населения и сил ГО и РСЧС во многом определяют эффективность выполнения всех задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, главным образом, планирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Поэтому совершенствованию данных направлений деятельности системы защиты населения и территорий как в военное, так и в мирное время должно уделяться самое пристальное внимание.