Существующие источники внутренних и внешних угроз, влияющие на жизнедеятельность населения и территорий, обусловливают необходимость рассмотрения их возможных негативных проявлений для своевременного принятия необходимых мер защиты.
Процесс рассмотрения этих проявлений и связанных с ними последствий принято называть по-разному. Так, под прогнозированием принято понимать специальное исследование возможного развития того или иного явления или процесса, под оценкой обстановки - выявление, изучение и анализ факторов и условий, влияющих на подготовку, процесс и результаты выполнения задач (деятельности, работы, достижение цели). К сожалению, в большинстве случаев происходит смешивание таких понятий, как «прогнозирование обстановки», «оценка обстановки», «выявление обстановки», «выявление и оценка обстановки по прогнозу, по фактическим данным, по данным разведки» и т.п., что зачастую вызывает затруднения в работе практических специалистов органов управления по делам ГОЧС различного уровня.
Существующие нормативные документы следующим образом определяют термин «прогнозирование»:
· прогнозирование- специальное исследование возможного развития того или иного явления или процесса;
· прогнозирование последствий применения оружия массового поражения, ориентировочное выявление последствий возможных или осуществленных ударов противника с применением ОМП до получения фактических данных из района, подвергшегося ударам и контроля состояния войск (сил);
· прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций, заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирования источников природных ЧС и их воздействия на население и территорию;
· прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций, заблаговременное определение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.
В основу прогнозирования чрезвычайных ситуаций военного и мирного характера положен вероятностный подход, учитывающий случайный характер воздействия поражающих факторов и случайность процессов, характеризующих физическую устойчивость объектов окружающей среды к опасным воздействиям.
По сути, прогнозирование ‒ это процесс опережающего отражения вероятности возникновения и развития опасного явления на основе анализа причин возникновения от какого-либо источника. В большинстве случаев прогнозирование является основой противодействия чрезвычайным ситуациям, организации и выполнения мероприятий по защите населения и территорий.
Оценка обстановки ‒ это процедуры выявления, изучения и анализа факторов и условий, влияющих на подготовку, ход выполнения и результаты определенных задач, видов деятельности, работы, и, в конечном счете, достижение цели.
Понятия «прогнозирование» и «оценка» обстановки неразрывны и не взаимоисключают друг друга ввиду того, что они направлены на получение одних результатов. Взаимосвязь этих понятий показана на рис. 3.1.
Отличием понятий «прогнозирование» и «оценка» обстановки является то, что в реальной обстановке время на оценку обстановки для принятия решения будет ограничено. Поэтому целесообразно уже заблаговременно (в мирное время; при декларировании безопасности; при планировании мероприятий защиты) произвести прогнозирование (по минимальным исходным данным, с использованием постоянных и редко изменяющихся характеристик и по наиболее тяжелым вариантам) возможной обстановки. В дальнейшем должно производиться уточнение обстановки по данным вышестоящих органов управления и с учетом данных разведки (обследования, мониторинга и т.п.).
Рис. 3.1. Взаимосвязь понятий «прогнозирование» и «оценка обстановки»
В России создана и функционирует система сбора, обработки и выдачи данных об обстановке как составная часть системы управления ГО и РСЧС. Сбор, обработка и обмен информацией проводится на всех этапах функционирования системы управления.
В режиме повседневной деятельности органы управления ГО и РСЧС каждого уровня получают информацию о ЧС (окружающей среде) от формирований системы наблюдения и лабораторного контроля (системы разведки), обрабатывают ее и в виде донесений представляют в вышестоящие органы управления.
Кроме того, при возникновении ЧС передается информация «вниз», а также во взаимодействующие звенья в виде распоряжений и сигналов оповещения.
С целью заблаговременной реализации мер защиты необходимо иметь информацию о ЧС, их масштабах и продолжительности действия поражающих факторов. Для этого и организуется мониторинг и заблаговременный прогноз возможных ЧС.
По современным представлениям, под мониторингом в общем случае понимается определенная система наблюдений, оценки и прогноза состояния и развития каких-либо природных, природно-антропогенных или иных структур, явлений или процессов.
Мониторинг, по существу, заключается в слежении за состоянием и развитием этих структур, явлений и процессов с целью получения исходной информации для прогнозирования ЧС и предупреждения о создающихся угрозах, опасностях и критических ситуациях.
С позиции процесса управления, цель мониторинга – информационная поддержка подготовки и принятия управленческих решений по мерам защиты.
Прогнозирование ЧС – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения (по данным мониторинга).
Как правило, мониторинг и прогнозирование рассматривают как единый процесс, задачами которого являются:
- выявление и идентификация потенциально опасных зон (ПОЗ) с возможными источниками чрезвычайных ситуаций;
- сбор исходной информации по источникам чрезвычайных ситуаций, населению и инфраструктуре потенциально опасных зон;
- зонирование территорий по степени опасности чрезвычайных ситуаций, плотности населения и инфраструктуре;
- определение оптимальных мониторинговых комплексов в зонах повышенного риска для населения;
- определение оптимальных организационных и технических схем для эффективного мониторинга ЧС и информационного взаимодействия;
- разработка методик прогноза ЧС и их возможного развития;
- расчет потребного количества сил и средств для ликвидации ЧС;
- разработка мер защиты, способов реагирования на чрезвычайные ситуации.
Решение этих задач возлагается на территориальные и функциональные подсистемы РСЧС.
Для обеспечения процесса прогнозирования необходима разработка нормативно-правовой базы. Сюда следует отнести: нормативно-техническое, методическое и правовое обеспечение; декларирование безопасности потенциально опасных объектов (ПОО); лицензирование ПОО; создание банков данных систематизированных отклонений ПОО и др.
Органы управления ГО и РСЧС прогнозируют обстановку на основе исходных данных, характеризующих поражающие факторы современного оружия и основные параметры источников ЧС природного и техногенного характера, а также данных о местных условиях и возможностях, влияющих на выполнение задач по защите населения и территорий.
К этим данным относятся: физико-географические и метеорологические условия; наличие людских и материальных ресурсов; состояние транспорта, систем связи, характер застройки городов и др. населенных пунктов; состояние гражданской обороны (обеспеченность защитными сооружениями, СИЗ; подготовка загородной зоны и др.); потенциально опасные предприятия и др.
Сосредоточивая внимание на защите категорированных городов и объектов экономики, органы управления ГО и РСЧС определяют: возможные очаги поражения; зоны возможных разрушений, затоплений, пожаров, заражения; вероятные потери населения, сил и средств ГО и РСЧС; степень выхода из строя различных коммуникаций; ожидаемый характер и объем АСДНР по объектам и в целом по стране (регионам, субъектам РФ и городам). По мере развития ЧС прогнозы уточняются.