Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во многом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны. При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий военного воздействия на потенциально опасные и иные объекты, оценка опасностей и угроз природного и техногенного характера, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу многих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации.
В соответствии со статьей 3 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне».
Это же положение закреплено и в «Положении об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденном приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687: «Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне».
В свою очередь, состав сил гражданской обороны, как это уже отмечалось выше, определен Федеральным законом «О гражданской обороне».
«Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» определяет, что по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, противопожарная, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей и др.), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
Спасательные службы – это самостоятельные, созданные на нештатной основе организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, обладающие сходным профилем деятельности, подготовленные и способные, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.
Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, по планам гражданской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В состав спасательной службы входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами ГО) задач.
Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.
Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.
Методическое руководство по созданию и обеспечению готовности сил и средств гражданской обороны, а также контроль в этой области осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальными органами.
Органы местного самоуправления планируют и осуществляют создание, оснащение и подготовку в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий.
Организации планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
· создание, оснащение и подготовку нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
· создание, оснащение и подготовку организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону производственную деятельность в военное время, спасательных служб.
Руководство спасательными службами осуществляют:
1. Общее - руководители гражданской обороны соответствующих министерств, ведомств, субъектов РФ, городов, районов и объектов экономики.
2. Непосредственное - начальники этих служб.
3. Методическое – органы управления по делам ГОЧС, которые осуществляют координацию и контроль деятельности служб.
Начальники территориальных спасательных служб, их заместители и начальники штабов указанных служб назначаются решениями соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Начальники спасательных служб организаций должны назначаться руководителями организаций.
Для управления службами при начальниках служб создаются органы управления служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп. За организацию работы органа управления службы отвечает его начальник.
Ответственность за подготовку сил и средств служб несут начальники служб, а также руководители предприятий, учреждений и организаций, на базе которых созданы эти силы.
Спасательные службы предназначены для:
- проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая подготовку необходимых сил и средств;
- обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации ЧС в мирное время.
Общими задачами всех спасательных служб являются:
· проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС в мирное время;
· выполнение специальных мероприятий гражданской обороны, а также специальных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в соответствии с профилем службы;
· участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
· создание и подготовка органов управления и формирований службы к выполнению специальных и других мероприятий по гражданской обороне;
· обеспечение действия сил гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
· организация управления подчиненными органами и силами, их всестороннее обеспечение необходимыми материально-техническими средствами;
· организация и поддержание взаимодействия с органами управления и силами гражданской обороны;
· учет формирований, входящих в состав служб, организаций и учреждений, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;
· защита личного состава, техники и имущества служб от поражающих факторов современных средств поражения, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Виды спасательных служб:
- спасательная служба общего назначения;
- медицинская спасательная служба;
- спасательная служба охраны общественного порядка;
- спасательная служба санитарной обработки и обеззараживания;
- спасательная служба торговли и питания;
- спасательная служба защиты животных и растений;
- спасательная служба материально-технического снабжения;
- спасательная техническая служба;
- спасательная служба энергоснабжения и светомаскировки;
- спасательная служба убежищ и укрытий;
- спасательная служба снабжения горюче-смазочными материалами;
- спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей;
- спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- служба радиационной и химической защиты;
- спасательная служба ритуальных услуг.
Приведем некоторые примеры создания спасательных служб.
Медицинская спасательная служба создается на базе органов и учреждений здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора и предназначена для оказания всех видов медицинской помощи и медицинского обеспечения населения.
Начальником медицинской службы назначается начальник (заведующий) управления, отдела здравоохранения.
Спасательная служба охраны общественного порядка (ООП) создается на базе органов внутренних дел и предназначена для:
- организации и поддержания общественного порядка в городах, населенных пунктах и на объектах экономики, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и на транспортных магистралях;
- обеспечения безопасности и регулирования дорожного движения;
- охраны государственной и частной собственности;
- борьбы с преступностью;
- ведения учета потерь населения.
Начальником службы ООП назначается заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел.
Противопожарная спасательная служба создается на базе органов и подразделений пожарной охраны и предназначена для:
- организации и осуществления контроля за проведением профилактических, противопожарных мероприятий;
- тушения массовых пожаров;
- противопожарного обеспечения АСДНР в очагах поражения.
Инженерная спасательная служба создается на базе строительных, строительно-монтажных и других родственных по профилю министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предназначена для:
- планирования и организации строительства защитных сооружений и инженерного обеспечения ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
- инженерного обеспечения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.
Начальником инженерной службы назначается заместитель главы администрации, ведающий вопросами капитального строительства, или руководитель наиболее крупной строительной организации.
Автотранспортная (автодорожная) спасательная служба создается на базе территориально-транспортных органов управления, подведомственных им организаций, а также автотранспортных предприятий и компаний, участвующих в организации и осуществлении автомобильных пассажирских и грузовых перевозок, и предназначена для обеспечения перевозок, предусмотренных планами ГО.
Спасательная служба санитарной обработки и обеззараживания создается на базе организаций и предприятий бытового обслуживания и предназначена для:
- проведения санитарной обработки людей;
- обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты в условиях радиоактивного, химического, бактериологического заражения и при возникновении эпидемии на территориях.
Начальником службы назначается начальник областного управления (республиканского министерства) бытового обслуживания.
Спасательная служба торговли и питания создается на базе учреждений, предприятий и компаний торговли и предназначена для:
- защиты запасов материальных ценностей;
- обеспечения продовольствием и промышленными товарами первой необходимости личного состава невоенизированных формирований ГО в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- пострадавшего населения в отрядах медицинской помощи и медицинских подразделениях частей гражданской обороны.
Начальником службы назначается начальник областного (республиканского) управления торговли.
Спасательная служба материально-технического снабжения создается на базе снабженческих и снабженческо-сбытовых органов управления, учреждений, предприятий, организаций и предназначена для обеспечения НАСФ всеми видами материально-технического снабжения (строительными материалами, рабочим инвентарем и специальной одеждой, дегазирующими и другими материалами, необходимыми для выполнения задач ГО).
Спасательная техническая служба создается на базе организаций и предприятий, осуществляющих производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства и других отраслей экономики, ремонт разнообразной техники, обеспечение ее запасными частями и предназначена для:
- поддержания техники, привлекаемой для целей ГО, в исправном состоянии и постоянной готовности к решению задач гражданской обороны;
- ремонта и восстановления поврежденной техники;
- обеспечения ремонтных предприятий запасными частями для ремонта техники.
Спасательная служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе органов управления и предприятий энергетики и электрификации и предназначена для:
- планирования и организации выполнения мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы системы энергоснабжения, организации восстановительных и других неотложных работ на сетях, в очагах поражения и в районах стихийных бедствий;
- планирования, организации и контроля выполнения светомаскировочных мероприятий.
Спасательная служба убежищ и укрытий создается на базе жилищно-эксплуатационных органов или родственных им подразделений территориальных органов управления, подчиненных им предприятий, а также соответствующих подразделений объектов экономики и предназначена для:
-организации содержания защитных сооружений в готовности к приему укрываемых и правильной их эксплуатации, ремонта и восстановления.
Спасательная служба снабжения горюче-смазочными материалами (ГСМ) создается на базе организаций снабжения нефтепродуктами и предназначена для обеспечения горючим и смазочными материалами автотранспорта и инженерной техники, привлекаемых для проведения мероприятий ГО.
Обеспечение ГСМ осуществляется с помощью стационарных и подвижных автозаправочных станций.
Для успешного проведения АСДНР спасательные службы обязаны:
- заблаговременно изучить особенности и характеристику возможных участков (объектов) работ;
- знать районы расположения формирований, возможные их задачи, состояние дорог и намечаемых маршрутов к участкам работ;
- оценить возможные последствия ударов противника с учетом гидрометеорологических и других условий;
- обеспечить подчиненные службы и формирования картами, схемами или копировками из плана предполагаемых участков (объектов) работ с нанесенными на них и привязанными к ориентирам защитными сооружениями и другими объектами, имеющими значение для проведения спасательных работ.
Все данные об обстановке, влияющие на выполнение задач, и предложения начальники служб докладывают руководителю ГО, вышестоящему органу управления службы, информируют подчиненных и соседей.