Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные функции государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций



Защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время и в условиях войны должна осуществляться в рамках комплекса взаимосвязанных мероприятий и путем построения системы организационных, технических, экономических, информационных и, конечно же, правовых взаимоотношений всех участников данного процесса.

В современных условиях именно правовыми отношениями должны быть закреплены и облечены в материальные нормы все выработанные десятилетиями принципы человеческого общежития, роль государства и каждого его гражданина в жизни общества.

С целью эффективного решения задач по защите населения и территорий во всех странах заблаговременно создаются государственные структуры (системы) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В нашей стране это единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и система гражданской обороны, осуществляющие комплекс мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях (соответственно) мирного и военного времени.

Связь деятельности в области защиты от ЧС природного и техногенного характера с деятельностью по ГО обусловлена рядом факторов и обстоятельств. К ним, прежде всего, можно отнести:

· единство физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий и оружия;

· сходство их воздействия на людей, объекты и окружающую среду;

· подобие целевых функций организационных систем, противодействующих природным и техногенным угрозам и военным действиям для гражданского населения;

· возможность решать эти задачи в мирное и военное время во многом одними и теми же органами управления, силами и средствами.

Недаром в российской государственной практике задачи ГО и РСЧС возложены на один и тот же федеральный орган исполнительной власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Государственные системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возникли в разных странах как ответ на острую потребность общества решать эту задачу.

Эта потребность побудила уяснить и сформулировать целевые функции государственных систем, выполнение которых позволяет решать задачу противодействия чрезвычайным ситуациям в соответствии с интересами личности, общества и государства.

Первая целевая функция – предотвращение (предупреждение) возникновения ЧС (снижение риска возникновения ЧС). В результате ее выполнения требуется создать такие предпосылки и условия, чтобы максимально уменьшить риск возникновения ЧС. Вся деятельность органов управления и сил РСЧС носит профилактический (упреждающий) характер.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию чрезвычайным ситуациям, так как социально-экономические результаты предупредительных мер более важны для граждан и общества, чем их ликвидация.

Предупредительные меры эффективны при наличии достоверных прогнозов возникновения ЧС, определения целесообразности и объемов превентивных мер.

Реализация деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Наиболее важным в предупреждении чрезвычайных ситуаций является мониторинг и прогнозирование.

Мониторинг – постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Прогнозирование – предвидение угроз, их хода и масштабов на базе данных мониторинга. Оно может быть долгосрочным (годы), среднесрочным (месяцы) и краткосрочным (дни, часы).

Организация и координация работ по прогнозированию вероятного возникновения чрезвычайных ситуаций возложены на МЧС России. Для решения этой задачи создан и функционирует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России – Центр «Антистихия». Кроме того, задачи по прогнозированию ЧС решаются силами наблюдения и контроля РСЧС.

Работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций сложны и многогранны. Каждое направление этих работ может быть представлено комплексами определенных мер.

Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения и территорий является зонирование территории страны по видам и степени возможной опасности для населения.

Применительно к выделенным зонам разрабатываются типовые варианты защиты населения и персонала объектов экономики для районов со сходными условиями и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям органов управления и сил по защите населения и территорий.

Приоритетное значение для эффективной защиты населения имеют превентивные меры, снижающие людские потери и материальный ущерб в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

К важнейшим из них относятся:

· ведение градостроительной политики и политики в области расселения с учетом интересов защиты населения;

· рациональное размещение потенциально опасных объектов, городских и сельских поселений;

· строительство объектов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию инженерно-технических мероприятий ГО;

· осуществление надзора и контроля в области защиты населения от ЧС;

· экспертиза проектов и лицензирование деятельности потенциально опасных объектов и производств.

Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что средства, вложенные в проекты по предотвращению ЧС, значительно меньше по сравнению с возможным ущербом от аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Вторая целевая функция – снижение количества возможных потерь и объемов ущерба от чрезвычайных ситуаций (уменьшение масштабов ЧС). Она отражает осознание невозможности предотвращения всех ЧС и необходимости осуществлять специальные предупредительные и оперативные меры, направленные на минимизацию вероятного урона. Деятельность по ее выполнению также носит профилактический характер.

Первая и вторая целевые функции взаимосвязаны, но с системной точки зрения различны, поскольку имеют разные цели и в основном реализуются разными наборами мероприятий в интересах обеих целевых функций одновременно и работа может осуществляться совместно.

Меры, направленные на снижение возможных потерь и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, весьма многочисленны. Основными из них являются:

- строительство и использование защитных сооружений различного назначения;

- повышение физической стойкости объектов, подвергающихся различного рода воздействиям при чрезвычайных ситуациях;

- создание и использование систем оповещения населения и органов управления;

- накопление на всех уровнях и своевременное целевое использование резервов финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций;

- охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарные мероприятия;

- заблаговременная эвакуация населения из опасных районов, обучение населения и поддержание в готовности органов управления и сил.

В деле выполнения вышерассмотренных функций важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управления им с помощью налогового механизма и льготного кредитования, перераспределять риск путем страхования и перестрахования и т.д.

В пределах техногенной сферы к мероприятиям такого рода может быть отнесено декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация разрабатывается и представляется владельцем в целях контроля за соблюдением мер безопасности, оценки эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.

Третья целевая функция – ликвидация чрезвычайных ситуаций и их долговременных последствий. Необходимость ее выполнения предопределена тем, что, несмотря на меры по снижению возможных потерь и ущерба, возникающие ЧС всегда будут сопровождаться негативными последствиями, которые надо будет устранять.

Основу ликвидации чрезвычайных ситуаций составляют аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Долговременные последствия чрезвычайных ситуаций устраняются вне рамок АСДНР, в ходе мероприятий по восстановлению и социально-экономическому развитию пострадавших территорий.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС достигается:

- заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- оперативным реагированием на возникновение чрезвычайных ситуаций, развертыванием системы управления;

- принятием обоснованного решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций и претворением его в жизнь;

- непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацией взаимодействия участников ликвидации ЧС;

- ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;

- организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

Подготовка к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с их полномочиями.

Основными мероприятиями, обеспечивающими условия для успешной ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, являются:

- подготовка должностных лиц, органов управления, сил и средств, населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- создание группировок сил в соответствии с предстоящими задачами;

- необходимое оснащение органов управления и сил, поддержание их в готовности;

- создание резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации взаимодействия;

- постоянный контроль за обстановкой на территориях и своевременное выявление угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Успех ликвидации ЧС в значительной степени зависит от организации действий органов управления и сил, эффективности проведения АСДНР.

В основе этой деятельности лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующих территорий, прогнозирования вариантов возможной обстановки, анализа возможных решений о проведении работ.

Управление ликвидацией чрезвычайных ситуаций организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей, основной задачи – ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с минимальным ущербом.

Оперативное планирование АСДНР проводится комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), осуществляющими руководство ликвидацией ЧС, а также органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (органами управления по делам ГОЧС) соответствующего уровня.

Особо важную роль в осуществлении эффективного управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций играет наличие непрерывно действующей надежной связи.

При крупномасштабных ЧС после проведения АСДНР в ряде случаев остаются неустраненными их долговременные последствия, которые весьма трудоемки и часто требуют привлечения больших объемов различных ресурсов. Работы по устранению этих последствий ведутся в соответствии с планами или программами восстановления. Несмотря на то, что ликвидация долговременных последствий – дело территориальных и объектовых администраций, на практике к этой работе нередко подключаются те или иные звенья и ресурсы РСЧС.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций по требуемым усилиям, затратам, объемам работ в целом занимает главное место в деятельности органов управления и сил РСЧС и ГО. Это обусловлено тем, что, несмотря на приоритет работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уровень угроз их возникновения остается очень высоким, а по многим показателям наблюдается их рост.

В деятельности органов управления РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций большое значение имеет социальная направленность, которая наглядно проявляется в процессе жизнеобеспечения и социальной защиты пострадавшего населения.

По своей сути, жизнеобеспечение как элемент социальной защиты обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней. Поэтому решение проблем жизнеобеспечения населения, особенно в начальный период ликвидации чрезвычайных ситуаций, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней.

В качестве дополнительного источника ресурсов для жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях может выступать внутренняя и международная гуманитарная помощь, которая представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие.

Она базируется на трех основных принципах – гуманность, беспристрастность и нейтралитет. Эти принципы воплощаются в жизнь на основе уважения прав человека и духа партнерства между субъектами и объектами гуманитарной помощи.

Важным фактором, влияющим на результативность функционирования государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является уровень подготовки населения в области защиты от ЧС. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях является одной из важнейших задач системы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.