Защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время и в условиях войны должна осуществляться в рамках комплекса взаимосвязанных мероприятий и путем построения системы организационных, технических, экономических, информационных и, конечно же, правовых взаимоотношений всех участников данного процесса.
В современных условиях именно правовыми отношениями должны быть закреплены и облечены в материальные нормы все выработанные десятилетиями принципы человеческого общежития, роль государства и каждого его гражданина в жизни общества.
С целью эффективного решения задач по защите населения и территорий во всех странах заблаговременно создаются государственные структуры (системы) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В нашей стране это единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и система гражданской обороны, осуществляющие комплекс мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях (соответственно) мирного и военного времени.
Связь деятельности в области защиты от ЧС природного и техногенного характера с деятельностью по ГО обусловлена рядом факторов и обстоятельств. К ним, прежде всего, можно отнести:
· единство физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий и оружия;
· сходство их воздействия на людей, объекты и окружающую среду;
· подобие целевых функций организационных систем, противодействующих природным и техногенным угрозам и военным действиям для гражданского населения;
· возможность решать эти задачи в мирное и военное время во многом одними и теми же органами управления, силами и средствами.
Недаром в российской государственной практике задачи ГО и РСЧС возложены на один и тот же федеральный орган исполнительной власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Государственные системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возникли в разных странах как ответ на острую потребность общества решать эту задачу.
Эта потребность побудила уяснить и сформулировать целевые функции государственных систем, выполнение которых позволяет решать задачу противодействия чрезвычайным ситуациям в соответствии с интересами личности, общества и государства.
Первая целевая функция – предотвращение (предупреждение) возникновения ЧС (снижение риска возникновения ЧС). В результате ее выполнения требуется создать такие предпосылки и условия, чтобы максимально уменьшить риск возникновения ЧС. Вся деятельность органов управления и сил РСЧС носит профилактический (упреждающий) характер.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию чрезвычайным ситуациям, так как социально-экономические результаты предупредительных мер более важны для граждан и общества, чем их ликвидация.
Предупредительные меры эффективны при наличии достоверных прогнозов возникновения ЧС, определения целесообразности и объемов превентивных мер.
Реализация деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Наиболее важным в предупреждении чрезвычайных ситуаций является мониторинг и прогнозирование.
Мониторинг – постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.
Прогнозирование – предвидение угроз, их хода и масштабов на базе данных мониторинга. Оно может быть долгосрочным (годы), среднесрочным (месяцы) и краткосрочным (дни, часы).
Организация и координация работ по прогнозированию вероятного возникновения чрезвычайных ситуаций возложены на МЧС России. Для решения этой задачи создан и функционирует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России – Центр «Антистихия». Кроме того, задачи по прогнозированию ЧС решаются силами наблюдения и контроля РСЧС.
Работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций сложны и многогранны. Каждое направление этих работ может быть представлено комплексами определенных мер.
Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения и территорий является зонирование территории страны по видам и степени возможной опасности для населения.
Применительно к выделенным зонам разрабатываются типовые варианты защиты населения и персонала объектов экономики для районов со сходными условиями и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям органов управления и сил по защите населения и территорий.
Приоритетное значение для эффективной защиты населения имеют превентивные меры, снижающие людские потери и материальный ущерб в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
К важнейшим из них относятся:
· ведение градостроительной политики и политики в области расселения с учетом интересов защиты населения;
· рациональное размещение потенциально опасных объектов, городских и сельских поселений;
· строительство объектов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию инженерно-технических мероприятий ГО;
· осуществление надзора и контроля в области защиты населения от ЧС;
· экспертиза проектов и лицензирование деятельности потенциально опасных объектов и производств.
Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что средства, вложенные в проекты по предотвращению ЧС, значительно меньше по сравнению с возможным ущербом от аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Вторая целевая функция – снижение количества возможных потерь и объемов ущерба от чрезвычайных ситуаций (уменьшение масштабов ЧС). Она отражает осознание невозможности предотвращения всех ЧС и необходимости осуществлять специальные предупредительные и оперативные меры, направленные на минимизацию вероятного урона. Деятельность по ее выполнению также носит профилактический характер.
Первая и вторая целевые функции взаимосвязаны, но с системной точки зрения различны, поскольку имеют разные цели и в основном реализуются разными наборами мероприятий в интересах обеих целевых функций одновременно и работа может осуществляться совместно.
Меры, направленные на снижение возможных потерь и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, весьма многочисленны. Основными из них являются:
- строительство и использование защитных сооружений различного назначения;
- повышение физической стойкости объектов, подвергающихся различного рода воздействиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и использование систем оповещения населения и органов управления;
- накопление на всех уровнях и своевременное целевое использование резервов финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций;
- охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарные мероприятия;
- заблаговременная эвакуация населения из опасных районов, обучение населения и поддержание в готовности органов управления и сил.
В деле выполнения вышерассмотренных функций важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управления им с помощью налогового механизма и льготного кредитования, перераспределять риск путем страхования и перестрахования и т.д.
В пределах техногенной сферы к мероприятиям такого рода может быть отнесено декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация разрабатывается и представляется владельцем в целях контроля за соблюдением мер безопасности, оценки эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.
Третья целевая функция – ликвидация чрезвычайных ситуаций и их долговременных последствий. Необходимость ее выполнения предопределена тем, что, несмотря на меры по снижению возможных потерь и ущерба, возникающие ЧС всегда будут сопровождаться негативными последствиями, которые надо будет устранять.
Основу ликвидации чрезвычайных ситуаций составляют аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Долговременные последствия чрезвычайных ситуаций устраняются вне рамок АСДНР, в ходе мероприятий по восстановлению и социально-экономическому развитию пострадавших территорий.
Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС достигается:
- заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- оперативным реагированием на возникновение чрезвычайных ситуаций, развертыванием системы управления;
- принятием обоснованного решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций и претворением его в жизнь;
- непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацией взаимодействия участников ликвидации ЧС;
- ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
- организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.
Подготовка к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с их полномочиями.
Основными мероприятиями, обеспечивающими условия для успешной ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, являются:
- подготовка должностных лиц, органов управления, сил и средств, населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- создание группировок сил в соответствии с предстоящими задачами;
- необходимое оснащение органов управления и сил, поддержание их в готовности;
- создание резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации взаимодействия;
- постоянный контроль за обстановкой на территориях и своевременное выявление угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
Успех ликвидации ЧС в значительной степени зависит от организации действий органов управления и сил, эффективности проведения АСДНР.
В основе этой деятельности лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующих территорий, прогнозирования вариантов возможной обстановки, анализа возможных решений о проведении работ.
Управление ликвидацией чрезвычайных ситуаций организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей, основной задачи – ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с минимальным ущербом.
Оперативное планирование АСДНР проводится комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), осуществляющими руководство ликвидацией ЧС, а также органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (органами управления по делам ГОЧС) соответствующего уровня.
Особо важную роль в осуществлении эффективного управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций играет наличие непрерывно действующей надежной связи.
При крупномасштабных ЧС после проведения АСДНР в ряде случаев остаются неустраненными их долговременные последствия, которые весьма трудоемки и часто требуют привлечения больших объемов различных ресурсов. Работы по устранению этих последствий ведутся в соответствии с планами или программами восстановления. Несмотря на то, что ликвидация долговременных последствий – дело территориальных и объектовых администраций, на практике к этой работе нередко подключаются те или иные звенья и ресурсы РСЧС.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций по требуемым усилиям, затратам, объемам работ в целом занимает главное место в деятельности органов управления и сил РСЧС и ГО. Это обусловлено тем, что, несмотря на приоритет работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уровень угроз их возникновения остается очень высоким, а по многим показателям наблюдается их рост.
В деятельности органов управления РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций большое значение имеет социальная направленность, которая наглядно проявляется в процессе жизнеобеспечения и социальной защиты пострадавшего населения.
По своей сути, жизнеобеспечение как элемент социальной защиты обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней. Поэтому решение проблем жизнеобеспечения населения, особенно в начальный период ликвидации чрезвычайных ситуаций, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней.
В качестве дополнительного источника ресурсов для жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях может выступать внутренняя и международная гуманитарная помощь, которая представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие.
Она базируется на трех основных принципах – гуманность, беспристрастность и нейтралитет. Эти принципы воплощаются в жизнь на основе уважения прав человека и духа партнерства между субъектами и объектами гуманитарной помощи.
Важным фактором, влияющим на результативность функционирования государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является уровень подготовки населения в области защиты от ЧС. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях является одной из важнейших задач системы.